ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-304/2016 от 11.04.2016 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 11 апреля 2016 г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Примаковой И.Д.,

с участием заместителя прокурора Куйтунского района Гончарова М.А.,

представителя ответчика Иванишвили Г.Х.,

при секретаре Хизовец Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-304/2016 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» об обязании разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов, обязании изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что по результатам прокурорской проверки установлено, что 09.10.2009 г. территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству с ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» (далее – Общество) заключен договор аренды лесного участка № 91-9/13, согласно которому арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью 16536 га, расположенный в границах, определенных планом лесного участка. Указанный лесной участок передан по договору аренды до 2 октября 2058 г. для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 31000 мі, в том числе по хвойному хозяйству 16000 мі. Заготовка древесины на вышеуказанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденное приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от 30.12.2009 г. № 1799-апр. При этом территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Кроме того, на арендуемом Обществом лесном участке в соответствии с вышеуказанным проектом освоения лесов находятся водные объекты. Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При использовании лесов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог. При этом необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки. Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Разделом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта). В нарушение вышеуказанных требований закона, проект освоения лесов, переданных в аренду ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие», не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Проект освоения лесов не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов. Кроме того, указанная ведомость лесотаксационных выделов должна иметь в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. Отсутствие схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутской области не препятствует получению организациями-изготовителями проектов освоения лесов информации по планируемым видам и мероприятиям по охране объектов животного мира как в специально уполномоченном органе, так и непосредственно в предприятиях, за которыми закреплены охотничьи угодья. Кроме того, в соответствии с разделом 5.2 проекта освоения лесов ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» проектирование мероприятий по охране водных объектов, расположенных на территории арендованного участка, осуществляется на основании специальных обследований, но таковых не проводилось, при этом отсутствуют проекты использования водных объектов. Вместе с тем, действующее лесное и водное законодательство не ставит в зависимость разработку мероприятий по охране водных объектов арендатором лесного участка, на котором находится водный объект, от специальных проводимых обследований водного объекта. Отсутствие указанных обследований не свидетельствует о невозможности получения сведений о разработке конкретных мероприятий по охране водных объектов в специальных уполномоченных организациях, либо их самостоятельной разработке. Отсутствие в проекте освоения лесов конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты. Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, водных объектов в частности, ст.ст. 22, 56 ФЗ «О животном мире», ст. 58 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Просит суд обязать ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, общей площадью 16536 га, расположенного по адресу: Иркутская область, муниципальное образование «Куйтунский район», Куйтунское лесничество, эксплуатационные леса: Куйтунское участковое лесничество, «Каранцайская дача» - кварталы №№ 113, 114, 115, 116, 149, «Кашелакская дача» - кварталы №№ 1, 4, 6, 34; Барлукское участковое лесничество, «Усть-Кадинская дача» - кварталы №№ 51, 66, «Барлукская дача» - кварталы №№ 1, 2, 3, 5, 13, «Тельбинская дача» - кварталы №№ 17, 44, 53, 54, 80, отразив их в проекте освоения лесов. Обязать ответчика изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов, в границах вышеуказанного лесного участка.

В судебном заседании представитель Братской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Гончаров М.А. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Иванишвили Г.Х. исковые требования признал частично, так как ими проводятся различные мероприятия по охране арендованных лесов от пожара, а также проводятся иные мероприятия. Для того, чтобы внести в проект освоения лесов сведения о планируемых мероприятиях по охране животного мира и водных объектов, у них отсутствуют сведения о наличии на арендованном участке мест обитания животных, а территория возле водных объектов является водоохраной зоной, где вырубка леса запрещена, и вырубка в таких местах не производится. В настоящее время ими запрошена информация о подлежащих охране объектах животного мира на арендуемой территории.

Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Шурупова Н.В. просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в письменном отзыве на иск прокурора указала, что существующим проектом освоений лесов ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» на арендуемом участке не было предусмотрено мероприятий по охране объектов животного мира, а именно проектируемых видов и объемов мероприятий по охране объектов животного мира, а также ведомости лесотаксационных выделов не имеют в своем составе тематические лесные карты, содержащие пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране объектов животного мира. В связи с чем считает требования истца законными и подлежащими удовлетворению.

Агентство лесного хозяйства Иркутской области и Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, будучи извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем и в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно статьям 88, 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При использовании лесов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог. При этом необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Согласно пунктам 4 и 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» общая часть проекта освоения лесов включает в себя, в том числе, обязательный раздел «Мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов», который содержит следующие данные:

характеристика водных объектов;

проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов;

сведения о животном мире;

проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Согласно пунктов 2, 4 Договора аренды лесного участка от 09.10.2009 г. (л.д. 12-19) и дополнительному соглашению № 1 от 24.09.2012 г. к названному договору аренды (л.д. 20-21) арендатору ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» во временное возмездное пользование предоставлен лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, общей площадью 16536 га, имеющий местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Куйтунский район», Куйтунское лесничество, в эксплуатационных лесах: Куйтунское участковое лесничество: «Каранцайская дача», кварталы №№ 113, 114, 115, 116, 149, «Кашелакская дача», кварталы №№ 1, 4, 6, 34; Барлукское участковое лесничество: «Усть-Кадинская дача», кварталы №№ 51, 66, «Барлукская дача», кварталы №№ 1, 2, 3, 5, 13, «Тельбинская дача», кварталы №№ 17, 44, 53, 54, 80. Лесной участок арендатору передается для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 31,0 тыс. мі.

Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 07.05.2010 г. № 98-ра (л.д. 22) утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по «Проекту освоения лесов на 2010-2018 г. на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» для заготовки древесины на территории Куйтунского лесничества МО «Куйтунский район» Иркутской области» по договору аренды лесного участка № 91-16-06/09 от 09.10.2009 г. (л.д. 23-25).

Согласно п.п. 6.1. и 6.2. Проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» для заготовки древесины на территории Куйтунского лесничества МО «Куйтунский район» Иркутской области (договор аренды лесного участка № 91-16-06/09 от 09.10.2009 г.), на территории арендного лесного участка обитает ряд видов животных, используемых в целях охоты, общая протяженность рек и ручьев в границах арендного участка составляет 12,3 км., их общая площадь 2,9 га. Специальные охотоустроительные работы на территории Куйтунского лесничества не проводились, специальных обследований, направленных на охрану водных объектов, расположенных на территории арендного лесного участка не проводилось.

Согласно информации Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области (л.д. 43-44) отсутствие схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутской области не препятствует получению организациями-изготовителями проектов освоения лесов информации по планируемым видам и мероприятиям по охране объектов животного мира как в специально уполномоченном органе, так и непосредственно в предприятиях, за которыми закреплены охотничьи угодья. В целом за период с 2010 по 2015 годы такая информация, наряду со сведениями о видовом и количественном составе животного мира по конкретным участкам, где планируется производство любой хозяйственной деятельности, систематически предоставляется Службой по запросам каждой организации – заказчику.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона, проект освоения лесов, переданных в аренду ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие», не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Проект освоения лесов не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, и их пространственное размещение, тематическая лесная карта, содержащая пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов, отсутствует.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды и животного мира нарушает интересы Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц.

В связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем и в силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика необходимо взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.

Обязать ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, общей площадью 16536 га, расположенного по адресу: Иркутская область, муниципальное образование «Куйтунский район», Куйтунское лесничество, эксплуатационные леса: Куйтунское участковое лесничество, «Каранцайская дача» - кварталы №№ 113, 114, 115, 116, 149, «Кашелакская дача» - кварталы №№ 1, 4, 6, 34; Барлукское участковое лесничество, «Усть-Кадинская дача» - кварталы №№ 51, 66, «Барлукская дача» - кварталы №№ 1, 2, 3, 5, 13, «Тельбинская дача» - кварталы №№ 17, 44, 53, 54, 80, отразив их в проекте освоения лесов.

Обязать ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов, в границах лесного участка общей площадью 16536 га, расположенного по адресу: Иркутская область, муниципальное образование «Куйтунский район», Куйтунское лесничество, эксплуатационные леса: Куйтунское участковое лесничество, «Каранцайская дача» - кварталы №№ 113, 114, 115, 116, 149, «Кашелакская дача» - кварталы №№ 1, 4, 6, 34; Барлукское участковое лесничество, «Усть-Кадинская дача» - кварталы №№ 51, 66, «Барлукская дача» - кварталы №№ 1, 2, 3, 5, 13, «Тельбинская дача» - кварталы №№ 17, 44, 53, 54, 80.

Взыскать с ООО «Куйтунское лесопроизводственное предприятие» в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть, начиная с 12.04.2016 г., через Куйтунский районный суд Иркутской области.

СудьяРешение не вступило в законную силу