Дело № 2-304/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 13 апреля 2017 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Кандалакши Свильповой Н.А.,
представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределённого круга лиц к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Мурманской области «Кандалакшский индустриальный колледж» о возложении обязанности по обеспечению прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к зданию колледжа,
третье лицо – Министерство образования и науки Мурманской области,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Мурманской области «Кандалакшский индустриальный колледж» (далее – ГАПОУ МО «КИК», ответчик) о возложении обязанности по обеспечению прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к зданию колледжа. В обоснование иска указал, что прокуратурой города Кандалакши была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ГАПОУ МО «КИК» не выполняются требования Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», здание учебного корпуса ГАПОУ «КИК», расположенное по адресу: <адрес>, не приспособлено для доступа инвалидов. Просит суд обязать государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Кандалакшский индустриальный колледж» в здании учебного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>:
- на входах и в здании нанести на прозрачные полотна дверей контрастную маркировку в соответствии с п. 5.1.5 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.01.2018;
- краевые ступени лестничных маршей выделить контрастным (желтым или белым) цветом в соответствии с п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.01.2018;
- обустроить комнату отдыха и ожидания для инвалидов и сопровождающих в соответствии с п. 5.2.5 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.09.2019;
- обеспечить наличие тактильных напольных указателей в коридорах и на площадках лестничных маршей для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования с соблюдением требований п. 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007 в срок до 01.01.2018.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кандалакши Свильпова Н.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ГАПОУ МО «КИК» ФИО1 с иском не согласился, полагает требования прокурора не основанными на законе, так как прокурором не учтено, что в соответствии со статьёй 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиями и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Отметил, что требования о возложении на колледж обязанностей по нанесению на прозрачные полотна дверей контрактной маркировки, выделению краевых ступеней лестничных маршей контрастным цветом, обустройстве комнаты отдыха для инвалидов и сопровождающих основаны на положениях Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)», регламентирующего разработку проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (п. 1.1 Свода правил). Пунктом 1.2 Свода правил прямо установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В связи с чем ответчик полагает, что предъявленные на основании указанного Свода правил требования не основаны на законе. Кроме этого, полагает, что адаптация учебного корпуса <номер> для обеспечения доступа инвалидов по зрению повлечёт нерациональное расходование средств областного бюджета, и является нецелесообразным.
Представитель Министерства образования и науки Мурманской области ФИО2 в судебном заседании с иском прокурора не согласилась, поддержала позицию ответчика, обратила внимание суда на то, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. В иске просила отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан также предусмотрено частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Судом установлено, что прокуратурой г. Кандалакши по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства о среднем профессиональном образовании в деятельности государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Кандалакшский индустриальный колледж», в том числе, в части обеспечения прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к зданиям колледжа.
Статьёй 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» » (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно‑правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Статьёй 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 2-384-ФЗ) предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно пункту 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, в указанный перечень включен СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Свод правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
В соответствии с пунктом 5.1.5 СНиП 35-01-2001 прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.
Пунктом 4.1.12 СНиП 35‑01-2001 предусмотрено, что краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м.
В соответствии с требованиями пункта 5.2.5 СНиП 35-01-2001 в здании следует предусматривать смежные с ними места отдыха и ожидания. В местах отдыха или ожидания следует предусматривать не менее одного места для инвалида на кресле-коляске или пользующегося костылями (тростью), а также его сопровождающего.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утверждён Национальный стандарт Российской Федерации «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению» (ГОСТ Р 52875-2007), в соответствии с которым инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населённых пунктах (территория, застройка) и общественных зданиях (внутренние пространства, зоны получения услуг), и устанавливает технические требования, назначение, место расположения и правила применения указателей, размещаемых на дорогах и улицах населённых пунктов в местах, разрешённых ГОСТ Р 52605, и на поверхности напольных покрытий общественных зданий.Согласно пункту 4.3.1 ГОСТ Р 52875-2007 тактильные напольные указатели располагают в коридорах и на площадках лестничных маршей общественных зданий и сооружений для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования. Глубина рифов для тактильных напольных указателей с формой рифления, указанной в п. 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007, должна быть 5 мм.
Как следует из материалов дела, ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж» является образовательным учреждением, от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несёт гражданские обязанности, имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам (п. 1.1, п. 1.2, п. 1.7 Устава ГАПОУ МО «КИК»).
Согласно лицензии Министерства образования и науки Мурманской области от <дата><номер> ГАПОУ МО «КИК» оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указным в приложении к лицензии, «КИК» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>.
Актом проверки от 21.02.2017 установлены следующие виды нарушений ГАПОУ МО «КИК»:
- в здании колледжа отсутствует комната отдыха и ожидания для детей-инвалидов, где следует предусматривать не менее одного места для инвалида на кресле-коляске или пользующегося костылями (тростью), а также его сопровождающего (п. 5.2.5 СНиП 35-01-2001);
- на прозрачных дверях на выходах и в здании не имеется яркой контрастной маркировки высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенной не уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути (п. 5.1.5 СНиП 35-01-2001);
- краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей на 0,8-0,9 м не предусмотрены предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м (п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001);
- не имеется тактильных напольных указателей в коридорах и на площадках лестничных маршей общественных зданий и сооружений для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования. Глубина рифов для тактильных напольных указателей с формой рифления должна быть 5 мм (п. 4.3.2 ГОСТ Р52875-2007).
Таким образом, прокурорской проверкой установлено, что ГАПОУ МО «КИК» требования законодательства о социальной защите инвалидов не исполняются.
Как было верно отмечено прокурором, невыполнение ГАПОУ МО «КИК» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к зданию колледжа и возможности самостоятельного передвижения по территории образовательного учреждения влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц (к которым могут относиться не только учащиеся колледжа, но и иные лица (законные представители, родственники и др.), на достойную жизнь и свободное развитие.
Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя Образовательного учреждения осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области Министерство образования и науки Мурманской области (п. 1.6 Устава ГАПОУ МО «КИК»).
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» обязанность по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также подведомственные органам организации.
Пунктом 3 данного Порядка определено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно быть обеспечено создание инвалидам условий доступности объектов, в том числе, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, а также возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги.
Учитывая изложенное, на ответчика в полной мере распространяются требования приведённых норм законодательства, в силу которых здание учебного корпуса ГАПОУ МО «КИК», расположенное по адресу: <адрес>, должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Невыполнение ГАПОУ МО «КИК» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к зданию колледжа и возможности самостоятельного передвижения по территории образовательного учреждения влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц (к которым могут относиться не только учащиеся колледжа, но и иные лица (законные представители, родственники и др.) на достойную жизнь и свободное развитие.
Довод ответчика, третьего лица о том, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, суд оценивает следующим образом.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учётом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, Закон требует от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательно осуществлять меры по приспособлению внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов.
Учитывая, что суду не представлено доказательств отсутствия у ответчика возможности полностью приспособить здание с учётом потребностей инвалидов, указанный выше довод ответчика, третьего лица суд находит несостоятельным.
Анализируя изложенное, принимая во внимание вышеприведённые нормы права, установленные обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования.
По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Согласно пункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобождён, государственная пошлина в сумме 300 руб. подлежит взысканию с ГАПОУ МО «КИК» в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Кандалакши удовлетворить, обязать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Кандалакшский индустриальный колледж» в здании учебного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>:
- на входах и в здании нанести на прозрачные полотна дверей контрастную маркировку в соответствии с п. 5.1.5 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.01.2018;
- краевые ступени лестничных маршей выделить контрастным (желтым или белым) цветом в соответствии с п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.01.2018;
- обустроить комнату отдыха и ожидания для инвалидов и сопровождающих в соответствии с п. 5.2.5 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.09.2019;
- обеспечить наличие тактильных напольных указателей в коридорах и на площадках лестничных маршей для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования с соблюдением требований п. 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2007 в срок до 01.01.2018.
Взыскать с Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Кандалакшский индустриальный колледж» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич