Дело № 2-304/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2021 года п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Битухеевой Ю.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об обязании произвести работы
при участии в заседании:
истец: ФИО1, помощник военного прокурора
ответчик: ФИО2, представитель по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Министерство обороны Российской Федерации не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать включение в планы капитального и текущего ремонта на 2021-2022 годы котельной №<адрес> а также утверждение названных планов с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт; обязать ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в 2021-2022 годах после получения лимитов бюджетных средств выполнить капитальный ремонт в котельной № в следующем объеме:
- ремонт проемов (окон, дверей, витражей);
- замена котла ДКВР №
- замена котла ДКВР №
- замена экономайзера ЭП №
- замена экономайзера ЭП №
- замена экономайзера ЭП №
- замена дымовой трубы;
- замена насоса питательного ЦНСГ №
- замена насоса парового ПОП №
- монтаж системы аварийного освещения;
- монтаж пожароохранной сигнализации;
- монтаж системы пожаротушения;
- замена мазутного насоса №
- замена электросварных труб тепловых сетей на следующих участках: <данные изъяты>;
- замена запорно-регулирующей арматуры (ЗРА) на следующих элементах: <данные изъяты>
Текущий ремонт в котельной № следующем объеме:
- замена экранных труб котла ДКВР №
- замена вала сетевого насоса Д №
- замена электродвигателя подпиточного насоса №
- замена внутреннего трубопровода системы отопления, водоснабжения в санузлах, раздевалках;
- замена магнитных пускателей, замена автоматов выключателей на сетевых насосах, тягодутьевом оборудовании.
В обоснование искового заявления указали, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищно- коммунальной службой № ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны РФ требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства. Проверкой установлено, что здание и помещение котельной №, а также ее оборудование нуждается в проведении капитального и текущего ремонтов. За истекший период отопительного сезона 2020-2021 годов на котельной № неоднократно происходили аварии, которые влекли за собой сбои теплоснабжения обеспечиваемого фонда, в том числе многоквартирных жилых домов. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем содержании объектов теплоснабжения и несвоевременной организации проведения необходимого ремонта со стороны собственника- Министерства обороны РФ.
Помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель соответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражал в части возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации обязанности по выполнению капитального ремонта в котельной №, поскольку согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Минобороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» ФГКБУ «ЦЖКУ» не осуществляет капитальный ремонт, а только проводит проверки на техническое состояние и производит текущий ремонт. Обязанность произвести капитальный ремонт должна быть возложена на Министерства обороны РФ.
Заслушав прокурора, представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.
Пп. 33 пункта 10 указанного положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации, планов капитального строительства в Вооруженных силах.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190 «О теплоснабжении», одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п. 3.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 №115, для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии: ограждение соответствующей части территории; системы отвода поверхностных вод со всей территории от зданий и сооружений (дренажи, контажи, канавы, водоотводящие каналы и т.п.); сети водопровода, канализации, тепловые, транспортные, газообразного и жидкого топлива и др.; сети наружного освещения, связи, сигнализации; источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения; железнодорожные пути и переезды, автодороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, мосты, пешеходные дороги и переходы и др.; противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противолавинные и противоселевые сооружения; базисные и рабочие реперы и марки; пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод; системы молниезащиты и заземления.
Согласно п. 3.3.1 вышеуказанных Правил, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
В судебном заседании установлено и следует из исследованных материалов дела, что Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка по вопросам содержания и эксплуатации котельной №, 1982 года постройки, инвентарный №, расположенной по адресу: <адрес> на предмет исполнения требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что котельная № поставляет тепловую энергию в военный городок, расположенный по адресу <адрес> в котором расположен специализированный жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации.
С момента постройки по настоящее время капитальный ремонт котельной №, 1982 года постройки, инвентарный №, расположенной по адресу: <адрес> не производился.
Так согласно акту осмотра системы теплоснабжения котельной инв. №, 1982 года постройки, расположенной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ведомости дефектов здание и помещение котельной №, а также оборудование нуждается в проведении капитального и текущего ремонтов, в частности:
- ремонт проемов (окон, дверей, витражей);
- замена котла ДКВР №
- замена котла ДКВР №
- замена экономайзера ЭП №
- замена экономайзера ЭП №
- замена экономайзера ЭП №
- замена дымовой трубы;
- замена насоса питательного ЦНСГ №
- замена насоса парового ПОП №
- монтаж системы аварийного освещения;
- монтаж пожароохранной сигнализации;
- монтаж системы пожаротушения;
- замена мазутного насоса №
- замена электросварных труб тепловых сетей на следующих участках: <данные изъяты>
- замена запорно-регулирующей арматуры (ЗРА) на следующих элементах: <данные изъяты>
- замена экранных труб котла ДКВР №
- замена вала сетевого насоса №
- замена электродвигателя подпиточного насоса №
- замена внутреннего трубопровода системы отопления, водоснабжения в санузлах, раздевалках;
- замена магнитных пускателей, замена автоматов выключателей на сетевых насосах, тягодутьевом оборудовании.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, а также п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Также Министерство обороны Российской Федерации обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, что предусмотрено пп. 52 п. 7 указанного Положения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этим же приказом утвержден перечень филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, одним из которых является филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (г. Хабаровск).
Согласно п. 13 Устава ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства, что отражено в п. 14 Устава.
30.07.2018 приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 2025 в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняло у ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» объекты теплового хозяйства, являющиеся собственностью Министерства обороны Российской Федерации, в том числе котельную №, расположенную по адресу: <адрес> что подтверждается передаточным актом № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ данное имущество закреплено за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления.
Котельная №, 1982 года постройки, инвентарный №, расположенная по адресу: <адрес> является собственностью Министерства обороны Российской Федерации, здание котельной и оборудование находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, нуждается в капитальном и текущем ремонте.
Из сообщения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ЖКС №10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что котельная № включена в перечень объектов, подготовленных ЖКС №10, требующих проведения капитального ремонта в 2021 году. В перечень коммунальных объектов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, требующих проведения капитального ремонта в 2021 году, котельная не включена. С 2018 по 2021 год годы денежные средства на проведение капитального ремонта котельной № не выделялись, капитальный ремонт не проводился.
Согласно п. 2.10.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (зарегистрировано в Минюсте России 02. 04.2003 № 4358) работа при эксплуатации тепловых энергоустановок должна быть направлена на создание в организации системы организационных и технических мероприятий по предотвращению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов.
В соответствии с п. 2.7.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации.
Объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния (п. 2.7.2. Правил).
Основными видами ремонтов тепловых энергоустановок и тепловых сетей являются капитальный и текущий (п. 2.7.8. Правил).
Периодичность и продолжительность всех видов ремонта устанавливаются нормативно-техническими документами на ремонт данного вида тепловых энергоустановок.
Организация ремонтного производства, разработка ремонтной документации, планирование и подготовка к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта, а также приемка и оценка качества ремонта тепловых энергоустановок осуществляются в соответствии с нормативно-технической документацией, разработанной в организации на основании настоящих Правил и требований заводов-изготовителей.
При эксплуатации котлов, водоподогревателей и утилизационных теплообменников обеспечивается: надежность и безопасность работы; возможность достижения номинальной производительности, параметров и качества пара и воды; экономичный режим работы, установленный на основании испытаний и заводских инструкций; регулировочный диапазон нагрузок, определенный для каждого типа тепловой энергоустановки, а для котлов - и вида сжигаемого топлива; минимально допустимые нагрузки; минимальное загрязнение окружающей среды. (п. 5.3.2.Правил).
В соответствии п. п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ (п. п. 68 п. 7 Положения).
Подпунктом 44 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил РФ, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Согласно п.13 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении руководства по коммунально -эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально -эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ.
Учитывая указанные нормы, а также положения ст. 210 ГК РФ, Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта объектов недвижимости. Передача в оперативное управление объектов не исключает обязанности собственника по его содержанию.
Таким образом, поскольку обязанность по содержанию котельной №, 1982 года постройки, расположенной по адресу: <адрес> связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, перенесение данного бремени (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
В силу положений п. 3.2.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок Министерство обороны Российской Федерации должно нести бремя содержания котельной №, 1982 года постройки, расположенной по адресу: <адрес>
Тогда, как ФГБУ «ЦЖК» Министерства обороны РФ обязано осуществлять деятельность по эксплуатации, в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт, закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально- технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков). Данная обязанность предусмотрена Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации с учетом внесенных изменений.
В связи с изложенным, довод представителя ответчика об отсутствии обязанности проведения капитального ремонта, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком МО РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, представленные истцом в обоснование заявленных требований доказательства не опровергнуты, ходатайств о назначении по делу экспертиз не заявлялось.
Ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащей ему котельной нарушает права гражданского персонала, обеспечивающего функционирование котельной на санитарно-эпидемиологическое благополучие, может привести к обрушению котельной, а также может привести к срыву отопительного сезона и как следствие существенно нарушить жилищные права граждан.
При таких обстоятельствах исковое заявление Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона подлежит удовлетворению.
Испрашиваемый прокурором срок включения в планы капитального и текущего ремонта на 2021-2022 годы котельной №, а также их осуществления, суд считает разумным.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать включение в планы капитального и текущего ремонта на 2021-2022 годы котельной №<адрес> а также утверждение названных планов с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт.
Обязать ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в 2021-2022 годах после получения лимитов бюджетных средств выполнить капитальный ремонт в котельной № в следующем объеме:
- ремонт проемов (окон, дверей, витражей);
- замена котла ДКВР №
- замена котла ДКВР №
- замена экономайзера ЭП №
- замена экономайзера ЭП №
- замена экономайзера ЭП №
- замена дымовой трубы;
- замена насоса питательного ЦНСГ №
- замена насоса парового ПОП №
- монтаж системы аварийного освещения;
- монтаж пожароохранной сигнализации;
- монтаж системы пожаротушения;
- замена мазутного насоса №
- замена электросварных труб тепловых сетей на следующих участках: <данные изъяты>
- замена запорно-регулирующей арматуры (ЗРА) на следующих элементах: <данные изъяты>
Текущий ремонт в котельной № следующем объеме:
- замена экранных труб котла ДКВР №
- замена вала сетевого насоса Д №
- замена электродвигателя подпиточного насоса №
- замена внутреннего трубопровода системы отопления, водоснабжения в санузлах, раздевалках;
- замена магнитных пускателей, замена автоматов выключателей на сетевых насосах, тягодутьевом оборудовании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.И. Минеева