ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-304/2022 от 20.07.2022 Бурейского районного суда (Амурская область)

Дело

УИД 28RS0-24

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 июля 2022 года пгт Новобурейский

ФИО1 районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пасюк И.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и <адрес>ФИО1 муниципального округа, к администрации ФИО1 муниципального округа <адрес> о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства путем надлежащей организации водоснабжения через объекты нецентрализованного водоснабжения (колодцы общественного пользования),

установил:

Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к администрации ФИО1 муниципального округа <адрес>, в обоснование указав, что обеспечение водоснабжения отнесено к вопросам местного значения ФИО1 муниципального округа. В ходе проведенной истцом с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки в отношении администрации Родионовского сельсовета было установлено, что постановлением главы Родионовского сельсовета ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования Родионовский сельсовет до 2024 года. Согласно разработанной схеме в настоящее время система водоснабжения <адрес> состоит из водозаборных скважин, водонапорной башни, водопроводных сетей, проложенных совместно с тепловыми сетями, очистка воды не производится. В <адрес> и <адрес> система централизованного водоснабжения отсутствует. К территории, не охваченной централизованным водоснабжением, относится территория <адрес>, Советская, Заречная, частично <адрес>, а также вся территория сел Семеновка и Трехречье. На данных территориях населением используются индивидуальные скважины. В ходе осмотра на территории сёл Родионовка и Семеновка установлено, что водоснабжение населения обеспечено также от шахтных колодцев, размещенных в общем доступе для пользования неограниченного количества населения. Правоустанавливающих документов в отношении объектов нецентрализованного водоснабжения – колодцев общественного пользования, расположенных по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, с. родионовка, <адрес>, не представлено. По результатам проверки за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм при организации водоснабжения населения в процессе эксплуатации нецентрализованных источников водоснабжения в отношении объектов нецентрализованного водоснабжения (колодцев) администрации Родионовского сельсовета применена обеспечительная мера по ст. 6.5 КоАП РФ, с ДД.ММ.ГГГГ приостановлена эксплуатация колодцев общественного пользования по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в отношении администрации Родионовского сельсовета проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности колодцев общественного пользования по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока административного приостановления деятельности (эксплуатации) колодцев. В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов до 11 часов 20 минут колодцев установлено, что их оборудование не изолирует колодцы от проникновения поверхностного стока, а также верховодки, и не предотвращает загрязнение воды водоисточников через наземную часть, что не соответствует требованиям п. 87 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: наружные деревянные стенки оголовка колодца <адрес> не плотные (колодец накрыт крышкой, покрыт снегом, для забора воды имеется шланг); не плотные, местами разрушены стенки оголовка колодца <адрес>, внутри стенки покрыты изморозью, укрытие наземной части колодца выполнено утеплителем, крышка отсутствует; не плотные стенки оголовка колодца <адрес>, внутри шахта колодца покрыта изморозью, нет крышки и навеса над колодцем; покрыта изморозью внутренняя поверхность шахты колодца <адрес>, навес над колодцем отсутствует. Не оборудована отмостка с уклоном в водоотводную канаву по периметру оголовка колодцев <адрес>, что не соответствует п. 87 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Не представлены документы, подтверждающие проведение чистки оборудования колодцев по адресам: «<адрес>, ФИО1<адрес>, проведение дезинфекции водозаборных сооружений с последующей промывкой, контролем качества и безопасности питьевой воды, что не соответствует требованиям п. 89 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Не организовано проведение лабораторных исследований качества и безопасности питьевой воды из колодцев по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, в целях контроля качества воды из источников нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям, что не соответствует требованиям п. 89, п. 77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 1.5, подп. «в» п. 4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий, ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По результатам проверки ввиду непринятия администрацией Родионовского сельсовета мер, направленных на устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности колодцев общественного пользования, учитывая, что выявленные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровью граждан, привести к групповой заболеваемости кишечными инфекциями среди населения, в отношении администрации Родионовского сельсовета было возбуждено дело об административном правонарушении, при этом в целях пресечения административного правонарушения применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – временный запрет деятельности колодцев с ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ администрация Родионовского сельсовета признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности колодцев, расположенных по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, на 60 суток. Срок административного приостановления деятельности колодцев истек ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрация Родионовского сельсовета прекратила деятельность как юридическое лицо. Согласно информации, представленной администрацией ФИО1 муниципального округа, процедура передачи имущества от сельских поселений на баланс администрации ФИО1 муниципального округа находится в стадии государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в настоящее время в реестрах передаваемого имущества колодцы в <адрес> и <адрес> не значатся, то есть являются бесхозяйными объектами. Администрацией Родионовского сельсовета был ограничен доступ к колодцам, На колодцах размещена информация об ограничениях их использования. Специалистами администрации ФИО1 муниципального округа составлен локальный сметный расчет от ДД.ММ.ГГГГ на проведение ремонта колодцев по территориальному отделу <адрес> на сумму 397572 рубля. В настоящее время, пока не решен вопрос с правами собственности на колодцы <адрес> и <адрес>, расходование бюджетных средств на них не предусмотрено.

На основании изложенного истец просит возложить на администрацию ФИО1 муниципального округа <адрес> в течение года со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать объекты нецентрализованного водоснабжения (колодцы общественного пользования), расположенные по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес> в соответствии с требованиями санитарного законодательства п. 87, п. 89 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: наружные деревянные стенки оголовка колодцев <адрес> должны быть плотными; оборудовать наземную часть колодца <адрес> крышкой; оборудовать оголовок колодца <адрес> навесом; оборудовать отмостку с уклоном в водоотводную канаву по периметру оголовка колодцев <адрес>; обеспечить проведение после ремонта чистку оборудования колодцев по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, проведение дезинфекции водозаборных сооружений с последующей промывкой вы соответствии с п. 89 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; организовать лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды из колодцев по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям в соответствии с разделом III СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75, п. 77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении и в письменных дополнениях к иску, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что обследуемые колодцы используются населением, присутствуют следы такого использования, в частности, в один из колодцев опущен насос, в остальных подъемные механизмы – вороты в исправном состоянии, с соответствующими необходимыми атрибутами, за исключением ведер, которые, по всей видимости, приносные и крепятся посредством карабина.

Ответчик администрация ФИО1 муниципального округа <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, представив суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором обоснованных возражений относительно заявленных требований не привели, указав, что спорные колодцы не относятся к имуществу физических лиц и не находятся в чьей-либо собственности, на балансе администрации Родионовского сельсовета администрации ФИО1 муниципального округа не стоят. Заявленные истцом требования оставили на усмотрение суда. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации ФИО1 муниципального округа <адрес>.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, дополнительно истребованные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, на территории ФИО1 муниципального округа <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> расположены объекты нецентрализованного водоснабжения – шахтные (грунтовые) колодцы, которые используются населением указанных населенных пунктов для забора воды.

Постановлением судьи ФИО1 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, администрация Родионовского сельсовета ФИО1<адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности колодцев, расположенных по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, на срок 60 суток, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 часов до 11 часов 10 минут специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городах ФИО1 и Райчихинск, Архаринском, ФИО1, ФИО1, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и <адрес>х была проведена проверка объектов нецентрализованного водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>. В ходе осмотра колодцев установлено, что их оборудование не изолирует колодцы от проникновения поверхностного стока, а также верховодки, и не предотвращает загрязнение воды водоисточников через наземную часть, не соответствует требованиям п. 87 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: наружные деревянные стенки оголовка колодца <адрес> не плотные (колодец накрыт крышкой, покрыт снегом, для забора воды имеется шланг); не плотные, местами разрушены стенки оголовка колодца <адрес>, внутри стенки покрыты изморозью, укрытие наземной части колодца выполнено тканевым утеплителем, крышка отсутствует; неплотные стенуи оголовка колодца <адрес>, внутри шахта колодца покрыта изморозью, нет крышки и навеса над колодцем; покрыта изморозью внутренняя поверхность шахты колодца <адрес>, навес над колодцем отсутствует. Не оборудована отмостка с уклоном в водоотводную канаву по периметру оголовка колодцев <адрес>. Не представлены документы, подтверждающие проведение чистки оборудования колодцев по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>, проведение дезинфекции водозаборных сооружений с последующей промывкой, контролем качества и безопаснеости питьевой воды, что не соответствует требованиям п. 89 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Не организовано проведение лабораторных исследований качества и безопасности питьевой воды из колодцев по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес> в целях контроля качества воды из источников нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям, протоколы лабораторных исследований за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлены. Администрацией Родионовского сельсовета не разработана и не утверждена программа (план) производственного контроля, что не соответствует п. 2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-01. В ходе проверки председателем ликвидационной комиссии администрации Родионовского сельсовета даны пояснения, что водой из колодца <адрес> пользуются 2 человека; <адрес> – 2 человека; <адрес> – 2 человека; <адрес> используется для хозяйственных нужд.

Постановлением судьи ФИО1 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, администрация Родионовского сельсовета признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности колодцев, расположенных по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес> на срок 60 суток, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для привлечения к административной ответственности послужили обстоятельства, отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ администрация Родионовского сельсовета ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О преобразовании городских и сельских поселений ФИО1<адрес> во вновь образованное муниципальное образование ФИО1 муниципальный округ <адрес>» в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городские поселения рабочие поселки (поселки городского типа) Бурея, Новобурейский, Талакан и сельские поселения Алексеевский, Виноградовский, Долдыканский, Малиновский, Райчихинский, Родионовский, Старорайчихинский, Успеновский сельсоветы, входящие в состав ФИО1<адрес> преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование – ФИО1 муниципальный округ <адрес>.

Статьей 1 названного <адрес> установлено, что в связи с преобразованием ФИО1<адрес>, Алексеевский, Виноградовский, Долдыканский, Малиновский, Райчихинский, Родионовский, Старорайчихинский, Успеновский сельсоветы и городские поселения рабочие поселки (поселки городского типа) Бурея, Новобурейский, Талакан утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. Днем образования муниципального округа является день вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О преобразовании городских и сельских поселений ФИО1<адрес> во вновь образованное муниципальное образование ФИО1 муниципальный округ <адрес>» органы местного самоуправления муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления ФИО1<адрес>, Алексеевского, Виноградовского, Долдыканского, Малиновского, Райчихинского, Родионовского, Старорайчихинского, Успеновского сельсоветов и рабочих поселков (поселков городского типа) Бурея, Новобурейский, Талакан, которые на день образования муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (ч. 1). Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального округа (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 12 названного <адрес> настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 3, которая в силу ч. 2 ст. 12 вступает в силу по истечении одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона при отсутствии предусмотренной частью 5 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инициативы граждан о проведении местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления муниципального округа.

Текст документа опубликован в издании официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, а соответственно, Закон вступил в силу и является действующим.

Таким образом, правопреемником администрации Родионовского сельсовета в силу закона является администрация ФИО1 муниципального округа <адрес>.

В ответ на запрос ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городах ФИО1 и Райчихинск, Архаринском, ФИО1, ФИО1, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией ФИО1 муниципального округа письмом от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что поскольку процедура передачи имущества от сельских поселений на баланс администрации ФИО1 муниципального округа находится в стадии государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в настоящее время в реестрах передаваемого имущества колодцы в <адрес> и в <адрес> не значатся, то есть являются бесхозяйными объектами. Администрацией Родионовского сельсовета был ограничен доступ к колодцам. На колодцах размещена информация об ограничениях их использования. Специалистами ФИО1 муниципального округа составлен локальный сметный расчет от ДД.ММ.ГГГГ на проведение ремонта колодцев по территориальному отделу <адрес> на сумму 397572 рубля. В настоящее время пока не решен вопрос с правами собственности на колодцы <адрес> и <адрес>, расходование бюджетных средств на них не предусмотрено.

В материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о том, что спорные колодцы находились на балансе администрации Родионовского сельсовета ФИО1<адрес>, равно как и не представлено документов, свидетельствующих о том, что спорные объекты нецентрализованного водоснабжения шахтные колодцы) включены в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования администрации Родионовского сельсовета.

Истребованное судом у ответчика (правопреемника администрации Родионовского сельсовета) доказательство – схема водоснабжения и водоотведения МО Родионовский сельсовет до 2024 года, утвержденная постановлением главы Родионовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлена. Согласно писем МКУ КУМИ ФИО1 муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, территориального отдела <адрес> жизнеобеспечения ФИО1 муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ.5/193 какие-либо документы на спорные колодцы, равно как и сведения о дате постройки и субъектах строительства отсутствуют.

Представителем истца в судебном заседании даны пояснения, что сведения о реквизитах документа, утвердившего схему водоснабжения Родионовского сельсовета до 2024 года и самой схеме были получены с официального сайта Родионовского сельсовета.

Между тем, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом были приняты меры к отысканию в открытом доступе (в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и справочно-правовых системах, доступных суду) постановления главы Родионовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденной данным постановлением схемы водоснабжения, которые результатов не принесли, поскольку официальный сайт Родионовского сельсовета не функционален, на официальном сайте администрации ФИО1<адрес> соответствующие документы отсутствуют, равно как и в справочно-правовых системах, открытый поиск по реквизитам через сайты Гугл и Яндекс результатов не дал.

Согласно позиции ответчика спорные объекты водоснабжения являются бесхозяйными.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно статьям 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 1 ст. 18 названного закона установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального округа водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения муниципального округа.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу п. 72 Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

В силу пункта 73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению .

Исходя из вышеприведенных норм права, организация водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления, при этом преимущественным способом организации водоснабжения является централизованное водоснабжение, затем нецентрализованное и только лишь при отсутствии возможности либо нецелесообразности организации указанных двух способов допустима организация подвоза воды населению.

Организация водоснабжения населения также отнесена к вопросам местного значения ФИО1 муниципального округа статьей 8 Устава ФИО1 муниципального округа, принятого решением Совета народных депутатов ФИО1 муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной ответчиком схемы водоснабжения Родионовского сельсовета усматривается, что на территории Родионовского сельсовета зона централизованного водоснабжения (ограничена синей линией) территориально менее значительна, чем зона нецентрализованного водоснабжения (ограничена желтой линией). На схеме масштаба М1:2000 не представляется возможным усмотреть наличие нецентрализованных источников водоснабжения, в условных обозначениях шахтные колодцы в качестве объектов водоснабжения не поименованы.

Между тем, наличие на территории <адрес> двух шахтных колодцев и на территории <адрес> двух шахтных колодцев подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.

Более того, как следует из представленных ответчиком документов (дефектная ведомость от ДД.ММ.ГГГГ.5/192 на ремонт колодцев по ТО <адрес> на 2022 год, письмо главы округа в адрес ТО управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), ответчиком фактически признается целесообразность использования спорных колодцев в качестве объектов нецентрализованного водоснабжения сел Родионовка и Семеновка. Доказательств, свидетельствующих об ином способе организации водоснабжения населения указанных поселений на территориях, не обеспеченных централизованным водоснабжением, в материалы дела со стороны ответчика не представлено, несмотря на то, что в определении суда от ДД.ММ.ГГГГ было указано на необходимость предоставления соответствующих доказательств.

Само по себе обстоятельство, что спорные объекты водоснабжения не учтены в реестрах муниципальной собственности ответчика и его правопредшественника и имеют признаки бесхозяйного имущества не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от содержания спорных колодцев в рамках исполнения государственных полномочий по организации водоснабжения населения. При этом суд учитывает, что фактическое использование спорных источников водоснабжения подтверждается материалами дела, то есть источники являются действующими, доказательств обратного со стороны ответчика не представлено, напротив стороной ответчика признается необходимость проведения ремонта данных источников водоснабжения.

Учитывая, что право по оформлению бесхозяйного имущества в силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит исключительно органам местного самоуправления, то есть также находится в компетенции ответчика, с учетом необходимости исполнения ответчиком обязанности по обеспечению водоснабжения населения <адрес> и <адрес>ФИО1 муниципального округа, суд приходит к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию спорных объектов водоснабжения лежит именно на ответчике.

Требования к источникам водоснабжения каптажного типа, к которым относятся спорные шахтные колодцы, установлены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Санитарными правилами СП ДД.ММ.ГГГГ-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 87 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 надземная часть водозаборных сооружений должна иметь укрытие для предотвращения загрязнения воды водоисточника.

Территория вокруг каптажного сооружения должна быть ограждена. Для защиты каптажного сооружения от затопления поверхностными водами должны быть оборудованы отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы.

В силу п. 89 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 чистка оборудования источника нецентрализованного водоснабжения должна проводиться хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, не реже одного раза в год. После каждой чистки или ремонта должна проводиться дезинфекция водозаборных сооружений с последующей промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды.

Пунктом 77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями - к Санитарным правилам.

Пунктом 1.5 Санитарных правилам СП ДД.ММ.ГГГГ-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 32 производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (ч. 1). Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2).

В соответствии с пп. «в» п. 4.1 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-01. 1.1 на объектах водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах) производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний.

Судом установлено, что спорные источники водоснабжения (шахтные колодцы), используемые населением <адрес> и <адрес>, не отвечают вышеприведенным требованиям санитарных норм и правил, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу здоровью населения, является предпосылкой к санитарно-эпидемиологическому неблагополучию населения, поскольку колодцы шахтного типа подвержены высокому риску бактериологического загрязнения в силу своих конструктивных особенностей, что и обуславливает особые требования к их содержанию.

В данной связи суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении обязанности на администрацию ФИО1 муниципального округа обязанности привести спорные объекты нецентрализованного водоснабжения в соответствие с требованиями санитарных норм и правил в части обрудования плотных стенок оголовков колодцев, оборудования наземных частей колодцев крышками, навесами, отмостками с уклоном в водоотводную канаву по периметру оголовка; обеспечения после ремонта чистки оборудования колодцев, проведения дезинфекции, организации лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды.

В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Оценивая заявленный истцом срок для выполнения указанных обязанностей ответчиком (в течение года со дня вступления решения суда в законную силу), суд принимает во внимание бюджетный порядок финансирования расходных обязательств ответчика, необходимость оформления права муниципальной собственности на спорные объекты водоснабжения, требующую выполнения определенной процедуры в виде постановки объектов на учет в качестве бесхозяйных и признания права собственности на них, необходимость выполнения спорных работ по ремонту объектов водоснабжения в теплое время года, допускающее проведение ремонтных работ (в силу климатических условий территории – примерно до конца октября), в силу чего приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца в части определения срока, полагая допустимым установить срок исполнения вышеприведенных обязанностей в течение четырнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и <адрес>ФИО1 муниципального округа, к администрации ФИО1 муниципального округа <адрес> о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства путем надлежащей организации водоснабжения через объекты нецентрализованного водоснабжения (колодцы общественного пользования) – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию ФИО1 муниципального округа <адрес> (ИНН 2813011154, ОГРН 1212800008178) в течение четырнадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:

оборудовать объекты нецентрализованного водоснабжения (колодцы общественного пользования шахтного типа), расположенные по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в соответствии с требованиями санитарного законодательства п. 87, п. 89 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: наружные деревянные стенки оголовка колодцев <адрес> должны быть плотными; оборудовать наземную часть колодца <адрес> крышкой; оборудовать оголовок колодца <адрес> навесом; оборудовать отмостку с уклоном в водоотводную канаву по периметру оголовка колодцев <адрес>;

обеспечить проведение после ремонта чистки оборудования колодцев по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, проведение дезинфекции водозаборных сооружений с последующей промывкой в соответствии с п. 89 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

организовать лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды из колодцев по адресам: <адрес>, ФИО1<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям в соответствии с разделом III СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75, п. 77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через ФИО1 районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья (подпись)

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья ФИО1 районного суда И.М. Пасюк