КОПИЯ
Дело№2-304/2022
42RS0023-01-2021-003001-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 29 апреля 2022 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Бычковой Е.А.,
при секретаре Шапоренко Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкого района, действующего в интересах Коротких Евгения Николаевича, к Комитету по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным решения и распоряжения, обязании произвести плату,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокузнецкого района Кемеровской области, действующий в интересах Коротких Е.Н., обратился в суд с иском к Комитету по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным решения и распоряжения, обязании произвести плату, мотивируя исковые требования тем, что в ходе проведения проверки по обращению гражданина Коротких Е.Н. с жалобой на нарушения Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района законодательства в сфере предоставления социальных услуг, прокуратурой Новокузнецкого района установлено, что в соответствии с решением Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Коротких Е.Н. прекращены выплаты ЕДН и компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в связи с полученной информацией о снятии Коротких Е.Н. с регистрационного учета на территории Новокузнецкого района. Основанием для принятия Комитетом решения о прекращении выплаты ЕДВ, послужил выявленный факт, что Коротких Е.Н. не был зарегистрирован в Новокузнецком районе по месту жительства. Между тем, Коротких Е.Н. состоит на учете в комитете по социальной политике администрации Новокузнецкого района с ДД.ММ.ГГГГ по категории «Ветеран труда», с ДД.ММ.ГГГГ Коротких Е.Н. назначена ежемесячная денежная выплата, а с ДД.ММ.ГГГГ мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсационных выплат. Коротких Е.Н. проживал и проживает на территории Кемеровской области, как того требует Закон как при наступлении его права на ЕДВ, так и на момент прекращения выплаты ему ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района внесено представление № об устранении нарушений в части нарушений законодательства в сфере предоставления социальных услуг в отношении Коротких Е.Н. На данное представление Комитетом в лице заместителя председателя ФИО3 дан ответ отклоняющего характера. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес Председателя Комитета направлено требование о надлежащем рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ№ уполномоченным лицом Комитета с участием прокурора. Предоставить в прокуратуру района в срок до ДД.ММ.ГГГГ документальное подтверждение факта устранения выявленных нарушений и принятых мер дисциплинарного воздействия. Данное требование прокурора о надлежащем рассмотрении представления рассмотрено без участия прокурора района. Меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Коротких Е.Н., не имея возможности самостоятельно защищать свои права, ввиду отбывания уголовного наказания в исправительной колонии до настоящего момента лишен получения мер социальной поддержки, гарантированной федеральным законом, вне зависимости от каких-либо других обстоятельств. Полагая, что решение Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплат «ЕДВ ветеранам труда» с ДД.ММ.ГГГГ Коротких Е.Н. является незаконным, обращается в суд с настоящим иском, в котором просит суд признать указанное решение незаконным, а так же признать незаконным распоряжение председателя Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении выплат «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Е.Н., обязать Комитет произвести выплату «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание истец Коротких Е.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Старший помощник прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области ФИО4, действующая в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в интересах истца Коротких Е.Н., на исковых требованиях в судебном заседании настаивала, просила суд признать решение Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплат «ЕДВ ветеранам труда» с ДД.ММ.ГГГГ Коротких Е.Н. и распоряжение председателя Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении выплат «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Е.Н. незаконными, обязать Комитет произвести выплату «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО5 в судебном заседании исковые требования признала.
Третьего лицо ФИО9 полагала требования обоснованными.
Заслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Законом Кемеровской области от 20.12.2004 № 105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны ветеранов труда» определены меры социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда. Настоявший Закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также относящихся к категории ветеранов Великой Отечественной войны иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом место жительства указанных граждан и лиц должно находиться на территории Кемеровской области.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Кемеровской области имеющих статус ветерана труда, порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) определены нормативными правовыми актами Кемеровской области: Законом Кемеровской области от 20.12.2004 № 105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда»; Порядком предоставление денежных выплат, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.07.2006 N148 "Об утверждении Порядка предоставления денежных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан и Порядка возмещения расходов на погребение в случае смерти реабилитированного лица".
В соответствии с названными нормативными правовыми актами Кемеровской области гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", предоставляются такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата. Условиями для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда в Кемеровской области являются наличие у них гражданства Российской Федерации, проживание гражданина на территории Кемеровской области (наличие места жительства), постановка на учет в органах социальной защиты населения. Основанием к отказу в предоставлении гражданам мер социальной сдержки относятся такие обстоятельства, как несоответствие статуса заявителя категориям граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, и непредставление (представление не в полном объеме) соответствующих документов.
В силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1).
Как следует из материалов дела, Коротких Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в Комитете по социальной политике администрации Новокузнецкого района с ДД.ММ.ГГГГ по категории «Ветеран труда», с ДД.ММ.ГГГГ Коротких Е.Н. назначена ежемесячная денежная выплата, а с ДД.ММ.ГГГГ мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсационных выплат.
Согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ, Коротких Е.Н. имел регистрацию до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ и распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Коротких Е.Н. прекращены выплаты ЕДН и компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в связи с полученной информацией о снятии Коротких Е.Н. с регистрационного учета на территории Новокузнецкого района. Основанием для принятия Комитетом решения о прекращении выплаты ЕДВ послужил выявленный факт, что Коротких Е.Н. не был зарегистрирован в Новокузнецком районе по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом в адрес ФИО10 направлено письмо с требованием о возврате излишне выплаченных денежных средств Коротких Е.Н. на лицевые счета Комитета, а также ГКУ «Центр социальных выплат и информатизации Министерства социальной защиты населения Кузбасса».
По обращению Короткова Е.Н. с жалобой на нарушения Комитетом по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района законодательства в сфере предоставления социальных услуг, прокуратурой Новокузнецкого района проведена проверка. ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района прокурором района внесено представление № об устранении нарушений в части нарушений законодательства в сфере предоставления социальных услуг в отношении Коротких Е.Н. На данное представление Комитетом в лице заместителя председателя ФИО3 дан ответ отклоняющего характера.
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГФИО8 назначена на должность Председателя Комитета по социальной политике Администрации Новокузнецкого муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес Председателя Комитета направлено требование о надлежащем рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ№ г. уполномоченным лицом Комитета с участием прокурора. Предоставить в прокуратуру района в срок до ДД.ММ.ГГГГ документальное подтверждение факта устранения выявленных нарушений и принятых мер дисциплинарного воздействия. Данное требование прокурора о надлежащем рассмотрении представления рассмотрено без участия прокурора района. Меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
На основании ч.2 ст. 60 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Новокузнецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об АП, поскольку в действиях ФИО8, как председателя Комитета по социальной политике Администрации Новокузнецкого муниципального района, были установлены нарушения Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», закона Кемеровской области от 20.12.2004 г. № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда».
Несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Предоставление такой меры поддержки предоставляется по прежнему месту регистрации, однако может быть реализовано гражданином по новому месту регистрации или жительства.
На основании изложенного, вывод Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района о том, что регистрация Коротких Е.Н. по месту пребывания на территории <адрес> дает основание для отказа в предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану труда, является неправомерным, сделанный при неправильном применении норм материального права.
Доказательств обратному в нарушение ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что вышеизложенные обстоятельства повлекли нарушение прав и законных интересов истца Коротких Е.Н., в связи с чем, исковые требования о признании незаконными решения и распоряжения Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплат «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Е.Н., и обязании Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района произвести выплату «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Новокузнецкого района, действующего в интересах Коротких Евгения Николаевича, к Комитету по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным решения и распоряжения, обязании произвести плату, удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплат «ЕДВ ветеранам труда» с ДД.ММ.ГГГГ Коротких Евгению Николаевичу.
Признать незаконным распоряжение председателя Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении выплат «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Евгению Николаевичу.
Обязать Комитет по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района произвести выплату «ЕДВ ветеранам труда» Коротких Евгению Николаевичу с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12.05.2022 г.
Судья (подпись) Е.А. Бычкова
Копия верна. Судья: Е.А. Бычкова
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела №2-304/2022 Новокузнецкого районного суда Кемеровской области.