ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-305 от 20.06.2013 Злынковского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-305

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Злынка «20» июня 2013 года

Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Башлак И.В.,

при секретаре - Поддубной Е.Н.,

с участием помощника прокурора Злынковского района Киренцова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Злынковского района в защиту интересов малоимущих граждан и неопределенного круга лиц к Роговской сельской администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Злынковского района обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов малоимущих граждан и неопределенного круга лиц к Роговской сельской администрации о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, указывая, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о защите жилищных прав малоимущих граждан, а также мер, направленных на предотвращение террористических актов и минимизации угроз терроризма, профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, было установлено, что на территории Роговского сельского поселения находится жилой дом в <адрес>, от права собственности на который собственник отказался в связи с получением денежной компенсации за утраченное имущество, и в отношении которого Роговской сельской администрацией не предприняты меры по поставке на учет в качестве бесхозяйного.

В судебном заседании прокурор Киренцов В.В. просил удовлетворить заявление, пояснив, что в связи с отказом собственника от права собственности на домовладение, Роговская сельская администрация должна принять меры по постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного. Однако, администрация не обратилась в компетентные органы с соответствующим заявлением. Данное бездействие нарушает права малоимущих граждан - жителей Роговского поселения, на получение жилья по договору социального найма. Кроме того, нахождение на территории сельского поселения бесхозного недвижимого имущества способствует обострению криминогенной ситуации. Просит признать незаконным бездействие Роговской сельской администрации и обязать администрацию обратиться в Новозыбковский отдел Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на учет жилого дома по адресу <адрес>, в качестве бесхозяйного в срок до 31 августа 2013 года.

Представитель Роговской сельской администрации - глава администрации Ковшура А.П. в судебном заседании не оспаривала требования прокурора, пояснив, что действительно в настоящее время указанный жилой дом не поставлен на учет в качестве бесхозяйного, поэтому нет возможности передать жилое помещение малоимущим гражданам для охраны с последующим заключением договора социального найма.

Исследовав представленные материалы дела и, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в порядке ст.245 ГПК РФ, предусматривающей возможность оспорить в суде бездействие органов местного самоуправления, нарушающее и ограничивающее права и свободы граждан.

Согласно ч.1 и ч.3 ст.225 ГК РФ, вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.п.4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.ст.225, 226 ГК РФ.

Как установлено в суде и не оспаривалось представителем органа местного самоуправления, жилой дом <адрес> сдан как утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 04 апреля 2013 года и до настоящего времени не поставлен на учет как бесхозяйное имущество (л.д.5).

Согласно п.10 Положения о комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Постановлением администрации Брянской области № 860 от 29.12.2006 года, жилые дома и другие строения, стоимость которых компенсирована их владельцам, предоставляются в пользование гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Откуда следует, что указанное бездействие администрации нарушает права малоимущих граждан на получение жилья и темпы по обеспечению жильём граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть признаны удовлетворительными.

Кроме указанного, согласно п.п.7.1, 8 и 9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится участие в профилактике экстремизма и терроризма, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.

Таким образом, бездействие Роговской сельской администрации по постановке на учет бесхозяйного имущества не только нарушает права малоимущих граждан, но и ставит под угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов, создает предпосылки к совершению новых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Заявление прокурором Злынковского района подано в суд в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку требования прокурора направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц. При этом прокурор обосновал в своем заявлении, в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается нарушение прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявления прокурора в полном объёме.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Злынковского района в защиту интересов малоимущих граждан и неопределенного круга лиц к Роговской сельской администрации Злынковского района Брянской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Роговской сельской администрации по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - жилого дома в <адрес>.

Обязать Роговскую сельскую администрацию обратиться в Новозыбковский отдел Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на учет жилого дома в <адрес> - в качестве бесхозяйного, в срок до 31 августа 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня провозглашения.

Судья И.В. Башлак