Заволжский районный суд города Ульяновска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заволжский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-3050/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Смирновой Ю.В.,
при секретаре Цветковой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукманова Р.Ф., Долговой В.А., Денисовой В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташковой Т.Н., Долговой С.И. Лукина А.А., Малыйкиной Н.С., Емелькиной Г.А., Пережегина Н.П., Константиновой Т.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «РЭС» о защите прав потребителей
У С Т А Н О В И Л:
Лукманов Р.Ф., Долгова В.А., Денисова В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташкова Т.Н., Долгова С.И., Лукин А.А., Малыйкина Н.С., Емелькина Г.А., Пережегин Н.П., Константинова Т.Н. обратились в суд с уточненным и дополненным исковым заявлением к ООО «РЭС» о защите прав потребителей. Свои требования мотивировали тем, что проживают в жилых помещениях по адресу: . Долгова В.А., Денисова В.Г., Стыцюк Т.А., Долгова С.И., Малыйкина Н.С., Емелькина Г.А., Пережегин Н.П. являются собственниками жилых помещений, а Сташкова Т.Н., Лукин А.А., Константинова Т.Н. - нанимателями, регулярно оплачивают коммунальные услуги. ООО «РЭС», являющееся управляющей компанией по обслуживанию данного жилого дома, не надлежащим образом исполняет свои обязательства. В частности, ООО «РЭС» не была представлена информация об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ с нанимателем и собственников жилья взималась пата за содержание и ремонт жилья по тарифу . Данный тариф органом местного самоуправления для нанимателей не устанавливался для дома был данный тариф утвержден и собственниками жилья на общем собрании, так как не было данного собрания. В ДД.ММ.ГГГГ с нанимателей и собственников жилья взималась плата за содержание и ремонт жилья по тарифу ., в ДД.ММ.ГГГГ - ., в ДД.ММ.ГГГГ - . Однако в Постановлении Главы города Ульяновска и постановления мэра г.Ульяновска для дома № 26 по размер платы за содержание и ремонт жилья не устанавливался, данные постановления официально не опубликовывались. ДД.ММ.ГГГГ им стало известно о том, что ООО «РЭС» при взимании платы за содержание и ремонт жилья руководствуется тарифом на содержание и ремонт жилья от ДД.ММ.ГГГГ, который утвержден протокола общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ им также стало известно, что ООО «РЭС» при взимании платы за содержание и ремонт жилья руководствуется тарифом на содержание и ремонт жилья на ДД.ММ.ГГГГ, который утвержден протоколом общего собрания собственников жилья № от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее о существовании указанных протоколов им не было известно. Собственники жилых помещений о проведении и повестке дня собраний не извещались, бюллетени заочного голосования им не вручались и соответственно на указанных собраниях они не присутствовали, фактически данные собрания не проводилось. Поскольку размер платы за услугу «содержание и ремонт жилья» на ДД.ММ.ГГГГ. не определялся, плата взималась по завышенным тарифам, с ответчика полежат взысканию в пользу истцов денежные средства, которые взимались незаконно за указанную услуги. Они являются потребителями коммунальных ресурсов. В нарушении п.п. 37,38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ответчиком не предоставляются платежные документы, на основании которых должна вноситься пата за жилое помещение и коммунальные услуги. В нарушение п. 42 Правил информация в письменном виде об изменении платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не направлялась не позднее 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься пата за коммунальные услуги по новым тарифам. Действия ответчика нарушают права истцов, так как своевременно ответчик в установленные законом сроки не уведомляет их о повышении тарифов и размерах платы за услуги ЖКСХ, тем самым причиняя им нравственные страдания. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по квитанциям за оплату коммунальных услуг с истцов ха услугу «старший по дому» было удержано по . с каждого. О введении платы за услугу «старший по дому» и изменении размера оплаты коммунальных услуг они в письменной форме уведомлены не были. Услуга «старший по дому» в перечень коммунальных услуг не включена. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ им стало известно, что ООО «РЭС» при взимании платы за услугу «старший по дому» руководствуется решением общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ, которое утверждено протоколом общего собрания собственников жилья № от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее о существовании указанного протокола им не было известно. Собственники жилых помещений о проведении и повестке дня собрания не извещались, бюллетени заочного голосования им не вручались и соответственно на указанных собраниях они не присутствовали, фактически данное собрание не проводилось. В вязи с чем, протокол общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ № должен быть признан недействительным. Согласно приказа Министерства экономики Ульяновской области № 06-389 установлен тариф на отопление (с учетом НДС). Норматив потребления тепловой энергии установлен в размере 0,19 Гкал в год. С них взимается плата за отопление в размере . с 1 кв.м. (с учетом НДС). Взимание платы с потребителей за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений управляющей организацией должно производиться без учета уплаты налога на добавленную стоимость. Излишне уплаченные суммы должны быть возвращены потребителям.
Просят обязать ООО «РЭС» взимать плату с собственников жилых помещений за содержание и ремонт жилья в соответствии с тарифом, утвержденным общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме; обязать ООО «РЭС» взимать плату с нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилья в соответствии с тарифом, постановлением мэра г.Ульяновска; признать незаконными действия ООО «РЭС» по непредставлению истцам не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, платежных документов по оплате за жилое помещение; признать незаконными действия ООО «РЭС» в непредставлении отчета о выполнении договора управления многоквартирным домом, информации в письменном виде об изменении платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не позднее 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «РЭС» представлять не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, платежные документы по оплате за жилое помещение, в котором должны содержаться сведения, установленные пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года; обязать ООО «РЭС» предоставлять согласно пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года, информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам; обязать ООО «РЭС» представлять отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом; признать недействительными протоколы общих собраний собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным протокол общего собрания собственников помещений № от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным протокол № 5а общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия ООО «РЭС» по взиманию платы за «содержание и ремонт жилья» по новому, завышенному, неустановленному в законном порядке, тарифу с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с нанимателей жилых помещений Сташковой Т.Н., Лукина А.А., Константиновой Т.Н.; признать незаконными действия ООО «РЭС» по взиманию платы за «содержание и ремонт жилья» по новому, завышенному, неустановленному в законном порядке, тарифу с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с собственников жилых помещений Долговой В.А., Денисовой В.Г., Стыцюк Т.А., Долговой С.И., Малыйкиной Н.С, Емелькиной Г.А., Пережегина Н.П.; взыскать с ООО «РЭС» в пользу Лукманова Р.Ф. компенсацию морального вреда в размере руб., в пользу Долговой В.А. компенсацию морального в размере руб., в пользу Денисовой В.Г. компенсацию морального вреда в размере руб., в пользу Стыцюк Т.Л. компенсацию морального в размере руб., в пользу Сташковой Т.А. компенсацию морального вреда в размере руб., в пользу Долговой С.И. компенсацию морального вреда в размере руб., в пользу Лукина А.А. компенсацию морального вреда в размере руб., в пользу Малыйкиной Н.С. компенсацию морального вреда в размере рублей; в пользу Емелькиной Г.А. компенсацию морального вреда в размере рублей; в пользу Пережегина Н.П. компенсацию морального вреда в размере рублей; в пользу Константиновой Т.Н. компенсацию размере рублей;
Взыскать в ООО «РЭС» в пользу Долговой В.А. - ., в пользу Денисовой В.Г. - ., в пользу Стыцюк Т.Л. - ., в пользу Сташковой Т.Н. -., в пользу Долговой С.И. - ., в пользу Лукина А. А. - ., в пользу Малыйкиной Н.С. ., в пользу Емелькиной Г.А. ., в пользу Пережегина Н.П. - ., в пользу Константиновой Т.Н. - .;
признать незаконными действия ООО «РЭС» по включению в квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг строки «старший по дому», взимании платы за данную услугу, взыскать с ООО «РЭС» денежные средства по рублей в пользу каждого истцов: Долговой В.А, Денисовой В.Г., Стыцюк Т.А., Долговой С.И., Малыйкиной Н.С., Емелькиной Г.А, Пережегина Н.П., Сташковой Т.Н., Лукина А.А, Константиновой Т.Н.; признать незаконными действия ООО «РЭС» по взиманию платы за отопление с учетом уплаты управляющей организацией налога на добавленную стоимость и взыскать с ООО «РЭС» излишне уплаченные денежные средства за 8 месяцев ДД.ММ.ГГГГ: в пользу Лукманова Р.Ф. -., в пользу Денисовой В.Г. – .; в пользу Долговой В.А. -.; в пользу Стыцюк Т.Л. - .; в пользу Сташковой Т. Н. - .; в пользу Долговой С. И. -.; в пользу Лукина А. А. -.; в пользу Малыйкиной Н. С. -.; в пользу Емелькиной Г.С. -.; в пользу Пережегина Н. П. -.; в пользу Константиновой Т.Н. -., признать несостоявшимся общее собрание собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, проведенное в форме заочного голосования и недействительным протокол данного собрания; признать несостоявшимся общее собрание собственников жилых помещений, проведенное в форме заочного голосования и недействительным протокол данного собрания (результаты голосования) от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы Лукманов Р. Ф., Долгова В.А., Денисова В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташкова Т.Н., Долгова С.И., Лукин А.А., Малыйкина Н.С., Емелькина Г.А.,, Константинова Т.Н. в судебное заседание не присутствовали, извещались о времени и месте судебного заедания, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель истцов Лукманова Р.Ф., Денисовой В.Г., Стыцюк Т.Л., Константиновой Т.Н. – Лукманов Р.Р. в судебном заседании уточненные и дополненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Ранее в судебном заседании истцы Долгова В.А., Денисова В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташкова Т.Н., Долгова С.И., Емелькина Г.А.,, Константинова Т.Н. поддержали исковые требования по доводам, изложенным в них.
Истец Пережегин Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «РЭС» Шарапова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ утвержден способ управления многоквартирным домом. Согласно п. 3.1. договора размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет . за 1 кв.м. Тариф «содержание и ремонт жилья» на ДД.ММ.ГГГГ в размере . был утвержден решением общего собрания собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме начислялась исходя из размера, установленного органом местного самоуправления и составила в ДД.ММ.ГГГГ -; в ДД.ММ.ГГГГ – . В ДД.ММ.ГГГГ плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме , начислялась исходя из тарифа . в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ для собственников жилого помещения. Для нанимателей жилого помещения плата за содержание и ремонт жилого помещения начислялась исходя из тарифа . за 1 кв.м. в соответствии с Постановлением Главы города Ульяновска № 395 от 07.02.2011.
Вся информация об изменениях в тарифах была размещена на информационных стендах, которые имеются в подъездах каждого жилого дома. В соответствии с протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ все решения общего собрании размещаются на информационных стендах подъездов, поэтому оснований для предоставления истцу копий протоколов не имеется. Поскольку нарушений прав истца не допущено считает, что не имеется оснований и для взыскания морального вреда. Просила применить срок исковой давности. Старший по дому был выбран советом многоквартирного дома в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, во взыскании в пользу истцов денежных средств по руб. за услугу «старший по дому» просила отказать. Так как начисления сделаны верно. УМУП «» выставляет управляющей компании счета по оплате за тепло с учетом НДС.
Выслушав пояснения истца, представителя истцов, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, возникающие из договоров на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан, направленные на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются законодательством о защите прав потребителя.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, при этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы; им может быть, в частности, управляющая организация, а потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В судебном заседании установлено, что истец Лукманов Р.Ф. является нанимателем квартиры , Сташкова Т.Н. – нанимателем , Лукин А.А. - нанимателем квартиры №, Константинова Т.Н. – нанимателем квартиры №
Истцы Долгова В.А., Денисова В.Г., Стыцюк Т.А. №, Долгова С.И., Малыйкина Н.С., Емелькина Г.А., Пережегин Н.П.. являются собственниками квартир №, №, №, №, №, №, № соответственно по адресу:
В соответствии со ст.ст.153,154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем);плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Согласно акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РЭС» на основании протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ приняло от МУП ЖКХ «» в управление дом . Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден способ управления многоквартирным домом № – управление управляющей организацией ООО «РЭС».
В соответствии с ч. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Согласно ч.4 ст.155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу изложенных выше норм ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Разрешая требования истца о признании незаконными действий ООО «РЭС» по завышению тарифа за содержание и ремонт жилья с ДД.ММ.ГГГГ - ., с ДД.ММ.ГГГГ – ., с ДД.ММ.ГГГГ – ., с ДД.ММ.ГГГГ – ., с ДД.ММ.ГГГГ - ., а также требования о признании незаконными действий ООО «РЭС» по взиманию паты по завышенным тарифам за содержание и ремонт жилья с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для нанимателей и собственников жилого помещения, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1,7 ст.156, ч. 4 ст.158 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ собственниками утвержден способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «РЭС». На основании указанного протокола общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ приняло от МУП ЖКХ «» в управление дом .
Согласно п.3.1. Договора размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет . за 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирного дома за один календарный месяц.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилья на ДД.ММ.ГГГГ был установлен решением общего собрания путем утверждения соответствующего условия в договоре управления и оснований для признания действий ответчика в данной части не имеется.
Кроме того, представителем ответчика было обоснованно заявлено о том, что в данной части требований истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно ч.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Представитель ответчика в судебном заседании поясняла, что истец регулярно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Таким образом, течение срока исковой давности началось с января 2007 года, когда истцы при оплате жилищно-коммунальных услуг в квитанциях могли увидеть, что размер платы за содержание и ремонт жилья был увеличен.
В соответствии с п.3.3 Договора управления размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определяется как произведение размера платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за предыдущий год и предельного индекса изменения размера платы за жилое помещение, устанавливаемые на каждый последующий год Федеральной службой по тарифам РФ.
В случае отсутствия федеральных индексов изменения размера платы, указанных в настоящем пункте Собственники не позднее чем 30 календарных дней до предстоящего года обязаны принять легитимное решение об определении размера платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на последующий год, но не ниже размера платы за жилое помещение для Собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленному нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Тем самым потребители (жильцы дома ) утвердив на общем собрании вышеуказанные условия договора управления многоквартирным домом, утвердили размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Как установлено в судебном заседании плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме начислялась исходя из размера, установленного органом местного самоуправления и составила в ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - .
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 09.09.2008 №06-55 утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан на жилое помещение в 2009 году – 125 %, следовательно плата за содержание и ремонт жилого помещения в 2009 году равна 11 руб. 85 коп. (9 руб. 48 коп. тариф на 2008 год х 125 %), однако поскольку Постановлением Главы города Ульяновска № 8150 от ДД.ММ.ГГГГ для домов по утвержден размер платы за 1 кв.м. 11 руб. 76 коп., исходя из данного тарифа жителям дома и производились начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В ДД.ММ.ГГГГ плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме начислялась исходя из за 1 кв.м. Приказом Министерства экономики Ульяновской области № 06-91 от 22.09.2009 утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, по муниципальным образованиям Ульяновской области на 2010 год – 112 %, поэтому Управляющая компания правомерно производила начисления исходя из тарифа – 13 руб. 17 коп. (11,76 руб. тариф на 2009 год х 112%).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома на ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячный размер платы на его выполнение – . за 1 кв.м общей площади, а также перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2011 год и ежемесячный размер платы на его выполнение – за 1 кв.м. общей площади.
Таким образом, тариф на содержание и ремонт жилья установлен собственниками жилого дома в размере . за 1 кв.м общей площади, что соответствует тарифу установленного постановлением мэра г.Ульяновска от 07.02.2011 № 395 для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма на ДД.ММ.ГГГГ по адресу в размере .
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ (письмо № 6174-АД/14 от 06.03.2009) при наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Отсутствие в договоре управления указанного положения об индексации платы и указании в договоре управления только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера такой платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Кодекса).
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований об обязании ООО «РЭС» взимать плату с собственников жилых помещений за содержание и ремонт жилья в соответствии с тарифом, утвержденным общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме; обязать ООО «РЭС» взимать плату с нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилья в соответствии с тарифом, постановлением мэра г.Ульяновска; признании незаконными действия ООО «РЭС» по взиманию платы за «содержание и ремонт жилья» по новому, завышенному, неустановленному в законном порядке, тарифу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с нанимателей жилых помещений и собственников следует отказать.
Что касается требований истца в части признания незаконным действия ООО «РЭС» по включению в квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг строки «старший по дому», взимании платы за данную услугу в ДД.ММ.ГГГГ; взыскании с ответчика в пользу истцов незаконно удержанных денежных средств за услуги «старший по дому» по руб. в пользу каждого, то суд считает, что данные требования удовлетворению не подлежат, при этом исходит из следующего.
На повестке дня общего собрания ДД.ММ.ГГГГ стоял вопрос № утверждение размера оплаты труда старшего по дому. По результатам голосования большинством голосов принято решение: ввести отдельную статью для оплаты его работы с утверждением соответствующего тарифа – . с одной квартиры.
В соответствии со ст.44 ЖК общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Статья 46 ЖК РФ устанавливает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (часть 1 статьи).
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (часть 3 статьи).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи).
Согласно ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из вышеприведенных положений ЖК РФ следует, что собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. При этом перечень вопросов, отнесенных ЖК РФ к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим.
Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Между тем, во всех вышеуказанных нормативных правовых актах перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома также не является исчерпывающим и дополнительные услуги и работы могут быть включены в перечень работ и услуг управляющей организации в соответствии с решением общего собрания.
В связи с вышеизложенным, собственники помещений вправе включать в состав перечня услуг и работ по содержанию и обслуживанию жилого дома любые услуги, направленные на создание благоприятных условий проживания, в том числе, и на охрану придомовой территории, и на введение старшего по дому.
В соответствии со ст.46 ЖК РФ решение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для истцов.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действия ООО «РЭС» по включению в квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг строки «старший по дому», взимании платы за данную услугу в ДД.ММ.ГГГГ; взыскании с ответчика в пользу истцов денежных средств за услуги «старший по дому» по руб. следует отказать.
Часть 10 статьи 161 ЖК РФ обязывает управляющую организацию обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, который предусматривает, что информация о деятельности управляющей организации раскрывается путем опубликования на официальном сайте или в официальных печатных средствах массовой информации либо путем размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, либо путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что информация о работе ООО «РЭС», об изменении размеры платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг размещается на информационном стенде в помещении управляющей организации, на сайте данной организации, а также помещается на информационных стендах в подъездах дома .
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в удовлетворении требований о признании незаконными действий ответчика в непредставлении отчета о выполнении договора управления многоквартирным домом, информации в письменном виде об изменении платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не позднее 30 дней до даты выставления платежных документов; обязать ООО «РЭС» представлять согласно п.42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, обязать ООО «РЭС» представлять отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом следует отказать.
В силу ч.2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно п.37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Из материалов дела следует, что платежные документы на оплату жилья и коммунальных услуг передаются старшему по дому для последующей передачи жильцам дома с нарушением установленных сроков. Так, согласно реестру переданных уведомлений старшим по домам платежные документы за ДД.ММ.ГГГГ года переданы старшей дома ФИО34. ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждены в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО34.
Согласно п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
с проживанием временных жильцов;
со снижением качества коммунальных услуг;
с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах требования истцов о признания незаконным действия ответчика по непредставлению платежных документов по оплате за жилое помещение с отражением в них сведений, предусмотренных п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и обязании предоставлять платежные документы по оплате расходов на содержание жилья и коммунальных услуг не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 46 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Конституционный суд РФ в своем определении от 19 октября 2010 №1348-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО37 на нарушение его конституционных прав положениями части 6 статьи 46 Жилищного кодекса российской федерации», указал, что правовое регулирование сроков для обращения в суд относится к компетенции законодателя и установление таких сроков обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту.
Каких-либо бесспорных доказательств свидетельствующих о том, что о собраниях истцы узнали только в сентябре 2011 года суду не представлено, напротив в судебном заседании истцы поясняли что им ежемесячно направлялся документ на оплаты, в котором была указана управляющая компания, а также указаны тарифы, в том числе и по содержанию и ремонту жилья, старший по дому.
Поскольку истцы имели возможность обжаловать вышеназванные решения в установленный законодательством срок, не воспользовались своим правом на обращение в суд без уважительных причин, суд полагает в удовлетворении исковых требований в части признания несостоявшимися общих собраний собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
В судебном заседании установлено, что ресурсоснабжающая организация УМУП «» за поставленные управляющей компании ООО «РЭС» за коммунальные ресурсы для населения, выставляли к оплате НДС в размере 18 %, а ООО «РЭС» включало сумму НДС в стоимость коммунальных услуг, предоставленных истцам за спорный период по теплоснабжению путем увеличения установленного компетентным органом тарифа на сумму НДС.
Из смысла п.1 ст. 146 НК РФ, регулирующих правоотношения в области налогообложения налогом на добавленную стоимость, следует, что операции по реализации товаров (работ, услуги) на территории Российской Федерации, в том числе операции по реализации ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов управляющим компаниям являются объектом налогообложения НДС.
В силу п.29 ч.3 ст.149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Вместе с тем, согласно ч.6 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы); при этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
В соответствии с п.п.1 п.2 ст.170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
При таких обстоятельствах, исходя из норм ч.6 ст.168, п.п.1 п.2 ст.170 НК РФ, суд приходит к выводу, что ООО «РЭС» правомерно включало сумму НДС в стоимость коммунальных услуг, предоставленных истцам, поскольку сумма налога должна учитываться в стоимости услуг, а нормы жилищного законодательства об оплате коммунальных услуг по установленным тарифам никак не противоречат требованиям налогового законодательства об увеличении таких тарифов либо стоимости коммунальных услуг на сумму налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенного, исковые требования о признании незаконными действия ООО «РЭС» по взиманию платы за отопление с учетом уплаты управляющей организацией налога на добавленную стоимость и взыскании с ООО «РЭС» излишне уплаченных денежных средства за 8 месяцев ДД.ММ.ГГГГ: в пользу Лукманова Р.Ф. -., в пользу Денисовой В.Г. – .; в пользу Долговой В.А. -.; в пользу Стыцюк Т.Л. - .; в пользу Сташковой Т. Н. - .; в пользу Долговой С. И. - в пользу Лукина А. А. -.; в пользу Малыйкиной Н. С. -.; в пользу Емелькиной Г.С. -; в пользу Пережегина Н. П. -.; в пользу Константиновой Т.Н. -. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем или организацией, выполняющей функции исполнителя, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку в суде установлено, что ответчиком ООО «РЭС» допущено нарушение прав потребителей, выразившееся в несвоевременном представлении платежных документов по оплате за жилое помещение, чем истцам причинен моральный вред, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично.
При этом суд учитывает характер и степень причиненных нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых причинен моральный вред, требования разумности и справедливости и определяет размер компенсации морального вреда в сумме рублей в пользу каждого истца.
Принимая во внимание, что истцы были освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход федерального бюджета с ответчика ООО «РЭС» должна быть взыскана государственная пошлина в сумме рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12,56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лукманова Р.Ф., Долговой В.А., Денисовой В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташковой Т.Н., Долговой С.И., Лукина А.А., Малыйкиной Н.С., Емелькиной Г.А., Пережегина Н.П., Константиновой Т.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «РЭС» о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по непредоставлению Долговой В.А., Денисовой В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташковой Т.Н., Долговой С.И., Лукину А.А., Малыйкиной Н.С., Емелькиной Г.А., Пережегину Н.П., Константиновой Т.Н. по не предоставлению не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, платежных документов по оплате за жилое помещение.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» предоставлять Долговой В.А., Денисовой В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташковой Т.Н., Долговой С.И., Лукину А.А., Малыйкиной Н.С., Емелькиной Г.А., Пережегину Н.П., Константиновой Т.Н. платежные документы по оплате расходов на содержание жилья и коммунальных услуг не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в пользу Лукманова Р.Ф., Долговой В.А., Денисовой В.Г., Стыцюк Т.Л., Сташковой Т.Н., Долговой С.И., Лукину А.А., Малыйкиной Н.С., Емелькиной Г.А., Пережегину Н.П., Константиновой Т.Н. компенсацию морального вреда по руб. каждому.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в доход Муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения в судом в окончательной форме.
Судья: Ю.В.Смирнова