ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3051/17 от 03.10.2017 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

<данные изъяты> Дело №2-3051/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2017 года г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Куликовой А.С.

при секретаре – Манукян М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО6, ФИО1 ФИО7 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка. Требования мотивированы тем, что 19.01.2017 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес> собственниками которого они являются. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования, что противоречит положениям п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Истцы с указанным решением не согласны, просят признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и возложить на ответчика обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес>».

В судебном заседании истец, представитель истца – ФИО3 - ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика -Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее представлял отзыв на иск, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования, включающей в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов указанных объектов, в том числе для размещения парков, скверов, бульваров, газонов в границах территорий. Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, в связи с чем, просит в удовлетворении требований отказать. Кроме того, схема, предоставленная истцами, не соответствует требованиям, поскольку в схеме указан номер вновь образованного земельного участка, однако, данный номер указывается только в случае если предусматривается образование из земельного участка двух или более земельных участков путем перераспределения.

Представители третьих лиц -администрации Свердловского района г. Красноярска, администрации г. Красноярска, Управления Росрееестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, с учетом прения истца, представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участника процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.

Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Пунктом 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 признано право собственности на самовольно возведенное нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.91-93).

Заочным решением мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО2 к ФИО3 о разделе совместно нажитого имущества. За ФИО2 признано право долевой собственности на <данные изъяты> доли нежилого здания лит. Б, Б1, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес><адрес> за ФИО3 признано право долевой собственности на долю указанного недвижимого имущества (л.д.114-117).

Апелляционным решением Свердловского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, за ФИО2, ФИО3 признано право общей долевой собственности на нежилое здание <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.127-130).

Право общей долевой собственности зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.08.2009 года, от 24.12.2013 года (л.д.197, 199).

Истцы обратились к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемого нежилым зданием по адресу: <адрес><адрес> решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в предварительном согласовании земельного участка (л.д.11-13).

Техническим паспортом нежилого помещения подтверждается, что застроенная площадь нежилого здания, расположенного на спорном земельном участке составляет <данные изъяты>.м., в том числе подвал (Лит. Б) – <данные изъяты> кв.м., основное помещение (Лит. Б1) – <данные изъяты> кв.м. (л.д. 19-32).

Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Кадастровый центр» от 06.07.2017 года, формирование земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., принято с учетом существующего рельефа, местности, окружающей застройки, в соответствии с требованиями нормативной документации. Испрашиваемые границы земельного участка не пересекают границы смежных землепользователей, то есть не нарушают права третьих лиц. Таким образом, формирование земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения нежилого здания с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., с последующей эксплуатацией и обслуживанием объектов III класса опасности по целевому назначению считается возможной (л.д.63-71).

Заключением от 30.12.2016 года подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес><адрес> огражден совместно со смежным земельным участком, проезд к участку осуществляется через смежный земельный участок, состояние земельного участка удовлетворительное, участок не захламлен (л.д.191).

В соответствии со сведениями Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что генеральный план городского округа г. Красноярск утвержден решением Красноярского городского Совета депутатов 13.03.2015 года, изменения внесены решением от 21.11.2016 года (л.д. 179-184).

Пунктом 2 сведений предусмотрено, что спорный земельный участок не попадает в границы территорий, на которые утверждены документы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск. Участок находится в границах территории: проект планировки и межевания жилого района Пашенного, который утвержден постановлением от 28.08.2013 года. Проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа город Красноярск утвержден постановлением от 25.12.2015 года (пп1,2). Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования постановлением от 25.12.2015 года (п. 5).

Согласно разделу 7 сведений, спорный земельный участок не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд (п.1).

Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8).

Таким образом, у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы, поскольку, истцы, как собственники нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес><адрес>», в соответствии с п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ имеют исключительное право на предоставление в собственность земельного участка для эксплуатации и обслуживания данного здания.

Поскольку испрашиваемый истцами земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, он не мог быть отнесен к землям общего пользования.

На момент утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территории общего пользования городского округа Красноярск (2015 год) нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес><адрес> уже были возведено, находилось в общей долевой собственности истцов, что не оспаривается стороной ответчика.

Таким образом, поскольку указанный выше проект планировки в части отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования принят без учета фактического (существующего) землепользования, наличие данного проекта само по себе не может служить правовым препятствием для согласования земельного участка, поскольку, в противном случае, истцы лишаются гарантированной им законом возможности оформить права на земельный участок под принадлежащим им на праве собственности объектом недвижимости.

Доводы ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, признаются судом несостоятельными, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства, кроме того, обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии препятствий к рациональному использованию и охране земель в случае образования испрашиваемого участка, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО8, ФИО1 ФИО9 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка - удовлетворить.

Признать отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы размещения земельного участка, занимаемого нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>3 кв.м. незаконным.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление ФИО1 ФИО10, ФИО1 ФИО11 земельного участка, занимаемого нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, а также утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельного участка, занимаемого указанным нежилым зданием.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 октября 2017 года.

Председательствующий: А.С. Куликова