ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3052/19 от 11.03.2020 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-370/2020

УИД 22RS0015-01-2019-006426-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 11 марта 2020 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Труновой А.В.,

при секретаре Друговой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края (далее - УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В окончательной редакции исковых требований ФИО1 просил суд признать незаконным решение ответчика от ДАТАНОМЕР в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии; обязать ответчика включить в специальный стаж истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы в качестве электрогазосварщика в ООО «ЖБИ Алтая»: с ДАТА по ДАТА, ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, обязать ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию с ДАТА (с даты возникновения права на нее).

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1, ДАТА г.р., обратился к ответчику ДАТА с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В назначении пенсии истцу было отказано в связи с тем, что продолжительность специального стажа истца составила 12 лет 5 месяцев 19 дней при требуемых 12 годах 6 месяцах. Истец считает незаконным отказ ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы.

В судебное заседание истец не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца – ФИО2 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.

Представитель ответчика ФИО3 просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что по заявлению истца размер его специального и страхового стаж был установлен по данным лицевого счета, на котором сведений об особом характере работы в спорные периоды не имеется.

Представитель третьего лица - ООО «ЖБИ Алтая» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона ""О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В соответствии со Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, право на льготное пенсионное обеспечение имеют электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные (раздел XXXII. Общие профессии.)

В соответствии со Списком № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции - 23200000-19756), электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (код позиции - 23200000-19905), электросварщики ручной сварки (код позиции - 23200000-19906).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пунктам 4, 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу п. 5 постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Частями 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 4 данного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (части 6, 7, 9).

В пунктах 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА N 1015, указано, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В силу пункта 43 данных Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.04.2015 N ЛЧ-25-26/5481 "О реализации части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" разъяснено, что при несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. В случае, если период работы, по которому имеется несоответствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета сведениям документов, представленных для установления пенсии, влияет на право на страховую пенсию или на ее размер, проводится работа по уточнению индивидуального лицевого счета застрахованного лица с учетом Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 N 246п.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно п. 3 данных Правил граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

В соответствии с п. 22 данных Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Пунктом 32 названных Правил предусмотрено, что гражданин имеет право до обращения за пенсией знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно п. 63 Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Приложением № 1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п, является заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую).

Пунктом 4, подпунктом «п» данного заявления предусмотрена возможность выбора заявителем согласия или несогласия с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных документов о стаже и заработке (о чем делается отметка в случае обращения за страховой пенсией, накопительной пенсией).

По делу установлены следующие обстоятельства.

ФИО1, ДАТА г.р., исполнилось 55 лет ДАТА.

ДАТАФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии от ДАТА.

В материалах пенсионного дела содержится собственноручно подписанное ФИО1 согласие на назначение страховой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета, в котором указано, что ФИО1 сообщает, что со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимися в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, ознакомлен. ФИО1 проставлены рукописные отметки, что он согласен с принятием решения о назначении страховой пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений: о стаже, о заработке, об иных периодах.

Подписью ФИО1 подтверждено, что он ознакомлен, что посмотреть внесенные «иные периоды» на индивидуальном лицевом счете может через сайт ПФР «Личный кабинет застрахованного лица».

Решением ответчика от ДАТАНОМЕР установлено, что стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, составил 12 лет 5 месяцев 19 дней. Продолжительность страхового стажа составила 31 год 7 месяцев 26 дней.

В решении от ДАТА указано, что для назначения страховой пенсии были представлены следующие документы: заявление о назначении пенсии от ДАТА, выписка из лицевого счета застрахованного лица от ДАТА.

Из решения следует, что в специальный стаж истца были засчитаны периоды по сведениям индивидуального (персонифицированого) учета за период с ДАТА по ДАТА, в том числе, периоды работы в ООО «Новоалтайский завод ЖБИ», часть периодов по которому зачтена по фактически отработанному времени.

Спорные периоды, имевшие место в <***> году, предметом рассмотрения пенсионного органа при установлении размера специального стажа не являлись, поскольку на лицевом счете истца сведений об особом характере работы по этим периодам не содержалось.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 в период его работы в ООО «Новоалтайский завод ЖБИ» данной организацией передавались в пенсионный орган сведения об особом характере работы истца, в том числе, по ряду периодов – по фактически отработанному времени. ООО «ЖБИ Алтая» сведений об особом характере работы истца в орган пенсионного обеспечения не передавало.

В трудовой книжке ФИО1 указано, что ДАТА он был уволен из ООО «Новоалтайский завод ЖБИ», где работал электрогазосварщиком в ремонтно-механическом цехе; ДАТА был принят в ООО «ЖБИ Алтая», в ремонтно-механический цех электрогазосварщиком, уволен ДАТА.

В своих объяснениях представитель истца указала, что ФИО1 согласился на назначение пенсии по данным лицевого счета, поскольку не знал, хватит ли ему этого стажа, размер стажа работники ответчика ему не озвучили при подаче заявления. При увольнении истца из ООО «Новоалтайский завод ЖБИ» и переходе в ООО «ЖБИ Алтая» рабочее место истца и его должностные обязанности не претерпели изменений. Оформление в иную организацию связано с тем, что завод ЖБИ в то время дробился на несколько организаций.

Истцом представлена суду справка ООО «ЖБИ Алтая» от ДАТАНОМЕР, уточняющая особый характер работы, в которой указано, что ФИО1, ДАТА г.р., действительно работал в ООО «ЖБИ Алтая» электрогазосварщиком в ремонтно-механическом цехе в период: с ДАТА по ДАТА. По вышеуказанной должности работал в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели. Дополнительные выходные дни: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, выходные дни: с ДАТА по ДАТА. В ученическом отпуске, в отпуске без сохранения заработной платы, в прогулах, в простоях по вине работника и работодателя не находился. Справка дана на основании следующих документов: книги приказов по кадрам <***> г., личные карточки формы Т-2, табели учета рабочего времени, паспорта на сварочные трансформаторы: ТДМ-401У2, ТСШ-410У2, лицевые счета <***> г.

Справка подписана директором ООО «ЖБИ Алтая» ФИО4

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ЖБИ Алтая» является действующим юридическим лицом, запись о котором внесена в реестр 31.03.<***>, директором в настоящее время является ФИО5, запись о которой внесена в реестр 08.08.2018.

Судом у ООО «ЖБИ Алтая» были запрошены первичные документы, на основании которых была выдана справка от ДАТАНОМЕР.

Со стороны ООО «ЖБИ Алтая» суду были представлены следующие документы: трудовой договор от ДАТА, заключенный между ООО «ЖБИ Алтая» и ФИО1, согласно которому работник был принят электрогазосварщиком в ремонтно-механический цех на период с ДАТА по ДАТА, при этом работнику установлен суммированный режим рабочего времени, форма оплаты труда – повременная; приказ от ДАТА о приеме ФИО1 на работу электрогазосварщиком с ДАТА, условия труда – нормальные; приказ от ДАТА о прекращении трудового договора с ФИО1

В письме от ДАТА директор ООО «ЖБИ Алтая» ФИО5 на запрос суда сообщила, что помимо представленных документов других документов в наличии нет. ФИО1 работал электрогазосварщиком ручной сварки с период с ДАТА по ДАТА полный рабочий день, за исключением дополнительных выходных дней, указанных в справке. Справка от НОМЕР от ДАТА, уточняющая особый характер работы, достоверна и была выдана на основании имеющихся на тот момент времени документов. Сварочные аппараты применялись только для ручной сварки. Организация действующая, но не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Сведения были предоставлены за <***> год без кода особых условий труда в связи с тем, что на тот момент предоставления отчетности не был собран полный пакет документов, запрошенных Управлением ПФР, отсутствовала карта спецоценки рабочего места. Позже не была произведена корректировка лицевого счета в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности.

Представителем истца суду представлена распечатка с сайта с описанием сварочного трансформатора ТСШ-410У2, в котором указано, что данный вид трансформатора используется для ручной, дуговой сварки.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Назначение пенсии гражданину носит заявительный характер.

В силу вышеназванных норм закона основополагающее значение по назначении пенсии по старости имеют данные индивидуального лицевого счета заявителя.

Нормативно утвержденной формой заявления о назначении пенсии предусмотрено право гражданина выбирать такой вариант назначения пенсии, при котором пенсия будет ему назначена по данным лицевого счета, без возложения на гражданина обязанности предоставления иных документов.

Таким образом, отобрание сотрудниками ответчика у истца согласия на назначение пенсии по данным индивидуального учета соответствует положениям закона и не противоречит им.

В письменном заявлении ФИО1 выразил согласие на то, что сведения о его стаже, заработке, иных периодах будут взяты ответчиком только с его лицевого счета, без предоставления со стороны заявителя дополнительных документов.

Данное заявление отражает волеизъявление самого истца, и в соответствии с ним орган пенсионного обеспечения проверил наличие страхового и специального стажа ФИО1 именно по данным его лицевого счета.

Поскольку размера специального стажа было недостаточно для досрочного назначения страховой пенсии по старости, то ответчиком правомерно было отказано в назначении истцу пенсии.

Для того, чтобы удовлетворить требования истца о признании решения ответчика от ДАТАНОМЕР незаконным, суду нужно констатировать, в чем именно оно не соответствует положениям закона.

Между тем, из представленных документов следует, что проверяя наличие специального стажа истца только по данным лицевого счета, ответчик руководствовался именно волеизъявлением самого ФИО1, и при наличии такого волеизъявления ответчик фактически не имел права истребовать у заявителя иные дополнительные документы.

В связи с этим являются несостоятельными доводы представителя истца о том, что ответчиком не была дана оценка иным документам ФИО1, в частности, трудовой книжке, справкам об особых условиях труда. Поскольку истец не предоставлял иных документов, выразив желание, чтобы пенсия ему была назначена без предоставления этих документов, то ответчиком они не запрашивались и не проверялись.

Право просить назначения пенсии исключительно по данным лицевого счета предоставлено заявителю законом, и в данной части действия ответчика также являлись правомерными.

Доводы представителя истца о том, что истец не имеет специального образования, не понимал значение подписываемого заявления, не знал размера своего специального стажа, суд расценивает как несостоятельные.

По общему правилу лицо несет самостоятельную ответственность за совершение им юридически значимых действий.

Доказательств того, что ФИО1 не способен понимать значение своих действий и руководить ими, суду не предоставлено.

ФИО1 собственноручно подписано заявление о согласии на назначение пенсии по данным лицевого счета, что предполагает, что истец действовал в своей воле, читал заявление и понимал его содержание.

Оценивая содержание заявления, суд приходит к выводу, что оно доступно для понимания, содержит возможность выбора вариантов «согласен/не согласен», содержит специальное выделение текста о том, что решение о назначении пенсии принимается без предоставления заявителем дополнительных документов.

Обращение истца за досрочным назначением пенсии означает, что истцу было известно о таком праве и о размере требуемого стажа.

Подписью ФИО1 подтверждено, что он ознакомлен со сведениями своего лицевого счета, при этом ему разъяснена возможность ознакомления с информацией в личном кабинете на сайте ПФР.

Наличие страхового и специального стажа ФИО1 было установлено ответчиком по данным лицевого счета истца, в соответствии с волеизъявлением самого истца, и в досрочном назначении пенсии было отказано по причине недостаточного размера специального стажа.

При указанных обстоятельствах действия ответчика являлись правомерными, и решение от ДАТАНОМЕР – законным и обоснованным.

Поскольку не имеется правовых оснований для признания решения от ДАТА незаконным, то являются несостоятельными и требования истца о включении в специальный стаж периодов работы, имевших место в течение <***> года.

Суд не подменяет иные государственные органы в исполнении возложенных на них обязанностей.

Предметом рассмотрения ответчика при установлении размера специального стажа истца периоды работы ФИО1, имевшие место в <***> году, не являлись, оценка им не давалась, и следовательно, являются необоснованными требования истца о необходимости возложения на ответчика обязанности включить эти периоды в специальный стаж истца.

В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное право.

В рассматриваемом случае ответчиком не было отказано во включении в специальный стаж истца периодов работы, имевших место в течение <***> года.

Данные периоды не проверялись ответчиком по волеизъявлению самого истца.

Таким образом, права истца в отношении спорных периодов ответчиком нарушены не были, и следовательно, суд не находит правовых оснований возлагать на ответчика обязанность включить данные периоды в специальный стаж.

Поскольку решением от ДАТА установлено отсутствие специального стажа ФИО1 для досрочного назначения пенсии, и данное решение на момент его принятия являлось законным, то не имеется оснований для удовлетворения требования истца о назначении ему пенсии с ДАТА.

Между тем, поскольку истцом в качестве доказательств своих требований представлена, в том числе, и справка от ООО «ЖБИ Алтая» от ДАТАНОМЕР, то суд, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным дать оценку данному документу на настоящей стадии судебного разбирательства.

Как установлено по делу, сведения об особом характере работы истца в период <***> года ООО «ЖБИ Алтая» на лицевой счет истца не передавались.

Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, установлено, что справки об особом характере работы выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, справка сама по себе не является документом, подтверждающим наличие права в безусловном порядке. Справка об особом характере работы выдается на основании первичных документов соответствующего периода времени.

Поскольку действия ООО «ЖБИ Алтая» по выдаче справке от ДАТАНОМЕР об особом характере работы истца противоречат действиям данной организации по непередаче в орган пенсионного обеспечения сведений об особом характере работы ФИО1, то судом у данной организации были запрошены первичные документы, на основании которых была выдана справка, и на которые имеется ссылка в ней.

Со стороны ООО «ЖБИ Алтая» такие первичные документы предоставлены не были, что ставит под сомнение достоверность сведений, указанных в справке от ДАТА.

В письме от ДАТА ООО «ЖБИ Алтая» указало, что помимо документов о приеме на работу и увольнении, иных документов по ФИО1 в наличии у организации нет.

При этом не указана причина отсутствия данных документов, и не представлены доказательства этих обстоятельств.

Не осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности не объясняет факта отсутствия документов за предыдущий период, который имел место непродолжительное время назад.

В случае отсутствия данных документов в настоящее время неясно, на основании чего директор ООО «ЖБИ Алтая» ФИО5, которая не подписывала справку от ДАТА, может подтвердить достоверность этой справки, подписанной директором ФИО4

В справке от ДАТА указания на работу истца на конкретном виде сварки не имеется. Указание в основаниях выдачи справки на вид сварочного аппарата само по себе не подтверждает факт работы истца на нем. Из письма ФИО5 от ДАТА неясно, на основании чего она может утверждать, что истец работал электрогазосварщиком ручной сварки, если соответствующих документов в организации не имеется, и ФИО5 на тот момент директором организации не являлась.

В отсутствие первичных документов, на основании которых была выдана справка от ДАТА, и в отсутствие сведений на лицевом счете истца, его полная занятость в спорные периоды работы также не подтверждена. При этом суд отмечает, что по трудовому договору у истца установлен суммированный учет рабочего времени и повременная оплата труда. Предыдущим работодателем – ООО «Новоалтайский завод ЖБИ» сведения об особом характере работы передавались, в том числе, по фактически отработанному истцом времени, при этом из объяснений представителя истца следует, что рабочее место и должностные обязанности истца не менялись после перехода в ООО «ЖБИ Алтая».

Таким образом, сведения, содержащиеся в справке от ДАТА, не подкреплены ни данными лицевого счета, ни первичными документами, на основании которых была выдана справка.

Доказательств того, что ООО «ЖБИ Алтая» принимались меры к корректировке лицевого счета истца по спорным периодам относительно указания на код особых условий работы, суду не представлено.

Трудовая книжка истца сама по себе факт работы в особых условиях труда не подтверждает, поскольку не содержит указания на вид сварки и на полную занятость истца в спорные периоды.

Учитывая все изложенные обстоятельства в совокупности, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы представителя истца о том, что до необходимого размера специального стажа не хватает незначительного количества дней, не имеют юридического значения, поскольку действующее законодательство не предусматривает данное обстоятельство как дающее суду возможность отступить от принципа правовой определенности.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Трунова

Мотивированное решение изготовлено 18.03.2020.