ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3053/2013 от 22.07.2013 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

  Дело № 2-3053/2013

РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

22 июля 2013 года                                                                                    г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Турьяновой Т.М.

при секретаре Хуснияровой Э.Ф.

с участием представителя ответчика ГУ МЧС России по РБ ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России» в лице Приволжского филиала опризнании нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязаниинаправить учетное дело, признании незаконными действий по непринятию и невключению в Сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязаниипринять учетное дело и включить в Сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Приволжскому региональному центру МЧС России,

УСТАНОВИЛ:

       ФИО2 обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по ..., Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признанииистца ФИО2 и членов его семьи ФИО3 (супруги), ФИО4 (сына), ФИО6 (отца) нуждающимися в улучшении жилищных условий с < дата >; обязании ответчика Главное управление МЧС России по ... направить в филиал Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» учетное дело истца; признании действий по непринятию и невключению истца в Сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Приволжскому региональному центру МЧС России филиалом Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» незаконными; обязании ответчика Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» принять учетное дело истца от ответчика Главное управление МЧС России по ...; обязании ответчика Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» включить истца с составом семьи 4 человека в Сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Приволжскому региональному центру МЧС России; взыскании судебных расходов, указав в обоснование, что < дата > истцом подан рапорт начальнику Главного управления МЧС России по ... генерал-майору ФИО5 о постановке истца в очередь на улучшение жилищных условий с приложением всех необходимых для этого документов.Данный рапорт был удовлетворен, и решением Жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по ... (протокол ... от < дата >) истец был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.В указанных списках истец числился вплоть до издания МЧС России приказа от < дата > ... «О мерах по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково_спасательных воинских формирований» и сдачи учетных дел сотрудников Главного управления МЧС России по ... в Приволжский филиал Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».После создания Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» во исполнение приказа МЧС России от < дата > ... Главным управлением МЧС России по ... были сданы все учетные дела сотрудников Главного управления МЧС России по ... и подчиненных ему подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом работа по учету работников и сотрудников в Главном управлении МЧС России по ... была прекращена, т.к. данные функции были переданы Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».При этом из 17 учетных дел 2 учетных дела были возвращены обратно, в том числе и дело истца, с мотивировкой «в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт постановки на учет нуждающихся до < дата >, а именно: протокола заседания ЖБК ГУ МЧС России по ..., акта проверки жилищных условий, справки с места жительства и другие документы». После устранения недостатков, допущенных не по вине истца, его учетное дело было направлено в филиал Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» повторно.Однако, данное учетное дело было вновь возвращено в Главное управление МЧС России по ... с мотивировкой «в связи с тем, что представлено не в установленные сроки, т.е. в нарушение приказа МЧС России от < дата > №...».Указанные причины: отсутствие документов в учетном деле истца и просрочка исполнения приказа МЧС России от < дата > №..., произошли не по вине истца.Непринятие его учетного дела повлекло для истца неблагоприятные последствия, поскольку истец и члены его семьи не были включены в Сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Приволжскому региональному центру МЧС России (по ...), что в свою очередь не позволит ему улучшить жилищные условия. Истецссылается на то, что ранее жилищно-бытовой комиссией был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с < дата >, но он не вошел в Сводный список.На обращение истца в Главное управление МЧС России по ... с просьбой защитить его права, истец получил отрицательный ответ с предложением самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав.

В судебное заседание истец ФИО2, третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО6 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, в материалах дела имеются их заявления о рассмотрении дела без их участия.

В судебное заседание представитель «Управления государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Приволжского филиала не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в заявлении просят рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ответчика Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ ФИО1 (по доверенности от < дата >.) в судебном заседании иск не признала, просила суд в иске ФИО2 отказать, пояснила, что в связи с изданием МЧС России приказа от < дата > ... «О мерах по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» учетные дела сотрудников Главного управления МЧС России по ... и подчиненных ему подразделений, в том числе учетное дело ФИО2 были сданы в Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». При этом работа по учету работников и сотрудников в Главном управлении МЧС России по ... была прекращена, так как данные функции были переданы Федеральному казенному учреждению « Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Считает требование к Главному Управлению МЧС России по ... передать учетное дело ФИО2 в ФКУ «Управление гос.экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» необоснованным, так как Главное Управление МЧС России по ... не отказывается совершить данное действие, более того оно ранее неоднократно его направляла.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади. Согласно пункту 12 Правил, Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям N N 2 и 3 в следующем порядке: в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 года N 1265.

Согласно справке ... от < дата >. ГУ МЧС России по РБ, ФИО2 - полковник внутренней службы - заместитель начальника управления - начальник отдела управления кадров, является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Общая продолжительность службы ФИО2 в ГПС в календарном исчислении составляет 19 лет 04 мес. (более 10 лет).

Согласно протокола ЖБК ... от < дата > ФИО2 с составом семьи 4 человека состоит в очереди на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Приказом МЧС России ... от < дата > в системе МЧС России было создано Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.

Приказом МЧС России ... от < дата > утвержден Устав Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», на которое возложены функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. В силу вышеназванного приказа на начальников территориальных органов МЧС России, командиров спасательных воинских формирований МЧС России, руководителей учреждений и организаций центрального подчинения, секретарей жилищной комиссии МЧС России до < дата > были возложены обязанности по передаче делопроизводства по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.

Согласно акту приема-передачи учетных (жилищных) дел сотрудников МЧС России, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (улучшении жилищных условий) Главным управлением МЧС России по ... по состоянию на < дата >. было передано 53 учетных дела.

Судом установлено, что учетное (жилищное) дело ФИО2 было представлено < дата >. без направления в Приволжский филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» согласно установленного порядка (Письмо ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от < дата >. № ...).

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации иведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутреннихдел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Одним из требований принципа законности является единство понимания и применения закона на всей территории страны.

Таким образом, на истца распространяются социальные гарантии предусмотренные ст. 54 Постановления ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органахвнутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляетсяпо основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.

Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения к действие ЖК РФ данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Статья 6 указанного Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учет до < дата > в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно вышеуказанным законодательным нормам, сотрудники ФПС, принятые па учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, в соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Жилое помещение на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях нанимателю и членам его семьи.

Во исполнение Приказа МЧС России от 25 июля 2011 года №398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 1 октября 2011 года на ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.

За период службы истец жильем не обеспечивался, жилищных сертификатов или субсидий за счет бюджетных средств для улучшения жилищных условий (приобретения жилого помещения) не получал.

Решения ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России» в лице Приволжского филиала о снятии с очередности на получение жилья не принималось и истцом не оспаривалось, поскольку истец такого решения не получал.

Суд не может выйти за рамки исковых требований и оценивать доводы представителя ответчика ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России» в лице Приволжского филиала о том, что истец не имеет права состоять в очередности на получение жилья, поскольку обеспечение жилым помещением выше нормы предоставления.

Согласно списка очередников в улучшении жилищных условий на < дата >г. по ГУ МЧС России по ..., истец числился вплоть до издания МЧС России приказа от < дата > ... «О мерах по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково_спасательных воинских формирований» и сдачи учетных дел сотрудников Главного управления МЧС России по ... в Приволжский филиал Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Согласно письма за ... от < дата >. ГУ МЧС России по ..., адресованное ФИО2, Федеральным казенным учреждением «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в соответствии с приказом № 398 от 25.07.2011г. «О мерах по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных воинских формирований» учетное дело ФИО2 возвращено в Главное управление без рассмотрения.

Согласно письма за ... от < дата >. ГУ МЧС России по ..., адресованное ФИО2, по состоянию на < дата >. Главным управлением МЧС России по РБ в Приволжский региональный центр МЧС России по РБ было передано 53 учетных дела, однако согласно Акту ... приема-передачи учетных (жилищных) дел военнослужащих и сотрудников МЧС России, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) из 17 учетных дел было отказано в приеме 2-х учетных дел. В том числе отказано в приеме учетного дела ФИО2, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт постановки на учет нуждающихся до < дата >., а именно: протокола заседания ЖБК ГУ МЧС России по РБ, акта проверки жилищных условий, справки с места жительства и другие документы. Вместе с тем учетное дело ФИО2 направлено повторно после совместной со ФИО2 доработки. Согласно письму Приволжского филиала Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» учетное дело возвращено в связи с тем, что представлено не в установленные сроки, то есть в нарушение приказа МЧС России от 25.07.2011г. № 398.

Согласно ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Судом установлено, что никаких решений в отношении ФИО2 по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималось, до ФИО2 не доводилось.

На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования ФИО2 к Главному Управлению МЧС России по ..., Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 - удовлетворить.

         Признать ФИО2 и членов его семьи ФИО3 (супругу), ФИО4 (сына), ФИО6 (отца) нуждающимися в улучшении жилищных условий с < дата >.

        Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан направить в Приволжский филиал Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» учетное делоФИО2.

       Признать действия по непринятию и невключению ФИО2 в Сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Приволжскому региональному центру МЧС России филиалом Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» незаконными.

        Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» принять учетное дело ФИО2 от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по ....

       Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Приволжского филиала включить ФИО2 с составом семьи 4 человека в Сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Приволжскому региональному центру МЧС России.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, через Советский районный суд г. Уфы.

Судья                                                                      Т.М. Турьянова