ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3056/2012 от 09.10.2012 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-3056/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2012 года г. Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Забровского Б.Д.

с участием прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Харьковского С.А.

при секретаре судебного заседания Маслове А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ЗАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ЗАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что при проведенной проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ответчика выявлены нарушения действующего законодательства. В соответствии с Уставом, ЗАО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность в области черной металлургии. На данном предприятии имеется 601 источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу, связанных с технологическими процессами на предприятии ( из них: организованных-415, неорганизованных-186, а также 114 источников выброса оснащены газопылеулавливающими установками). Деятельность предприятия сопровождается выбросом в атмосферу 70 наименований загрязняющих веществ, в том числе твердых -30, жидких и газообразных - 40. В ходе проводимой со специалистами Управления Росприроднадзора по <адрес> проверки выявлены нарушения при реализации плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно плану уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предприятию необходимо было провести в электросталеплавильном цехе мероприятие по реконструкции существующей вытяжной аспирационной системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП -5 и АКП-140 с локализацией неорганизованных выбросов от печи на данную систему аспирации (источник выброса ). После проведения реконструкции неорганизованные выбросы от печи ДСП-5 (электродуговые зазоры, розлив металла) должны быть исключены из выбросов загрязняющих веществ в атмосферу через аэрационный фонарь (источник выброса ). Эффективность аспирационной системы после проведения мероприятий должна быть не менее 96%. После проведения природоохранных мероприятий на период с ДД.ММ.ГГГГ валовый выброс должен снизиться с 4809,925396 т/год по 4467,329573 т/год, эффект природоохранного мероприятия снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу на 342,595796 т/год от технологического оборудования промплощадки . Данные мероприятия, предусмотренные планом уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не выполнены. Также выявлены нарушения при осуществлении производственного контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Так, на источник 0006, 0008, 0028, 0029,0030, 0031, 0032, 0035, 0037, 0038, 0039, 0049, 0057, 0069, 0070, 0071, 0084, 0090, 0118, 0120, 0122, 0133, 0136, 0236, 0261, 0269, 0270, 0271, 0272, 0276, 0279, 0281, 0283, 0306, 0325, 0331, 0336, 0335, 0434, 0478, согласно графика контроля нормативов ПДВ должны контролироваться не реже 1 раз в год по таким загрязняющим веществам как оксид хрома, оксид кальция, оксид железа, диоксида серы. Фактически выбросы данных вредных веществ (загрязняющих) веществ на вышеперечисленных источниках не контролировались, так как лаборатория охраны окружающей среды ЗАО «ВМЗ «<данные изъяты>» (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.512376) не аккредитована на контроль по промышленным выбросам в атмосферу на эти ингредиенты. Таким образом, план-график контроля ПДВ выполняется не в полном объеме. Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется согласно ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Просит суд обязать ЗАО «ВМЗ «<данные изъяты>» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять выполнение природоохранных мероприятий, а именно: провести реконструкцию существующей вытяжной аспирационной системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП-5 и АКП-140 с локализацией неорганизованных выбросов от печи на данную систему аспирации (источник выброса ). Обязать ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащий производственный контроль на источниках 0006, 0008, 0028, 0029,0030, 0031, 0032, 0035, 0037, 0038, 0039, 0049, 0057, 0069, 0070, 0071, 0084, 0090, 0118, 0120, 0122, 0133, 0136, 0236, 0261, 0269, 0270, 0271, 0272, 0276, 0279, 0281, 0283, 0306, 0325, 0331, 0336, 0335, 0434, 0478 по следующим загрязняющим веществам: оксид хрома, оксид кальция, оксид железа, диоксид серы.

В судебном заседании прокурор Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Харьковский С.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представители ответчика ЗАО «ВМЗ «<данные изъяты>» Кучерявый Д.В., Мирошникова Е.Г., Чумак М.С., Фоменко Е.А., Корнев А.В., Головизнин Д.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании иск признали частично, не возражают осуществить выполнение природоохранных мероприятий по печи ДСП-5 и АКП-140, с остальной частью иска не согласны, ссылаясь на заключение ЗАО договора на обеспечение производственного контроля по загрязняющим веществам.

Третье лицо - представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Бирюков В.И., Панина И.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что в ходе проведенной Управлением Росприроднадзора по <адрес> в деятельности ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» выявлены нарушения при реализации плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно плану уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предприятию необходимо было провести в электросталеплавильном цехе мероприятие по реконструкции существующей вытяжной аспирационной системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП -5 и АКП-140 с локализацией неорганизованных выбросов от печи на данную систему аспирации (источник выброса ). После проведения реконструкции неорганизованные выбросы от печи ДСП-5 (электродуговые зазоры, розлив металла) должны быть исключены из выбросов загрязняющих веществ в атмосферу через аэрационный фонарь (источник выброса ). Эффективность аспирационной системы после проведения мероприятий должна быть не менее 96%. После проведения природоохранных мероприятий на период с ДД.ММ.ГГГГ валовый выброс должен снизиться с 4809,925396 т/год по 4467,329573 т/год, эффект природоохранного мероприятия снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу на 342,595796 т/год от технологического оборудования промплощадки .

Кроме того, выявлены нарушения при осуществлении производственного контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На источниках 0006, 0008, 0028, 0029,0030, 0031, 0032, 0035, 0037, 0038, 0039, 0049, 0057, 0069, 0070, 0071, 0084, 0090, 0118, 0120, 0122, 0133, 0136, 0236, 0261, 0269, 0270, 0271, 0272, 0276, 0279, 0281, 0283, 0306, 0325, 0331, 0336, 0335, 0434, 0478 согласно графика контроля нормативов ПДВ должны контролироваться не реже 1 раз в год по таким загрязняющим веществам как оксид хрома, оксид кальция, оксид железа, диоксида серы. Фактически выбросы данных вредных веществ (загрязняющих) веществ на вышеперечисленных источниках не контролировались, так как лаборатория охраны окружающей среды ЗАО «<данные изъяты>» (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.512376) не аккредитована на контроль по промышленным выбросам в атмосферу на эти ингредиенты.

Данные нарушения подтверждаются Справкой о проверке исполнения требований закона об охране окружающей среды в деятельности ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями заместителя начальника электросталеплавильного цеха по ремонту оборудования ЗАО «ВМЗ <данные изъяты>» Щекина В.В. и начальника ЛООС УПЭБиОТ Корнева А.В. ( л.д.10-106, 107,108).

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, несоблюдением норм природоохранного законодательства нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч.ч.1,2 ст.39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

На основании ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферно воздуха» (далее по тексту - Закон) государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Статьей 12 Закона предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно ч.1 ст.14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании п.10 Административного регламента для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о Заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов:

утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 3 к Регламенту. Таким образом, наличие плана снижения выбросов является одним из оснований для выдачи разрешения.

В силу ч.1 ст.30 Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия сокращению или исключению таких выбросов.

В судебном заседании установлено, что мероприятия, предусмотренные планом уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не выполнены, план-график контроля ПДВ выполняется не в полном объеме.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено доказательств того, что нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» устранены. Кроме того, представители ответчики признали в судебном заседании исковые требования прокурора в части осуществления выполнения природоохранных мероприятий по печи ДСП-5 и АКП-140.

Что касается доводов представителя ответчика о том, что ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» заключил договор на обеспечение производственного контроля по загрязняющим веществам, поэтому в этой части иска прокурору следует отказать, то для суда они не убедительны, поскольку указанный договор до настоящего времени не исполнялся и возложении обязанности на ЗАО по осуществлению контроля по загрязняющим веществам будет являться гарантией указанных действий.

При таких данных и учитывая, что невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среды в будущем, что в силу статьи 1065 ГК РФ и ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для запрещения соответствующей деятельности в судебном порядке, суд считает необходимым исковые требования прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ЗАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности удовлетворить, обязать ЗАО «ВМЗ <данные изъяты>» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять выполнение природоохранных мероприятий, а именно: провести реконструкцию существующей вытяжной аспирационной системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП-5 и АКП-140 с локализацией неорганизованных выбросов от печи на данную систему аспирации (источник выброса ); а также обеспечить надлежащий производственный контроль на источниках 0006, 0008, 0028, 0029,0030, 0031, 0032, 0035, 0037, 0038, 0039, 0049, 0057, 0069, 0070, 0071, 0084, 0090, 0118, 0120, 0122, 0133, 0136, 0236, 0261, 0269, 0270, 0271, 0272, 0276, 0279, 0281, 0283, 0306, 0325, 0331, 0336, 0335, 0434, 0478 по следующим загрязняющим веществам: оксид хрома, оксид кальция, оксид железа, диоксид серы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ЗАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать ЗАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять выполнение природоохранных мероприятий, а именно: провести реконструкцию существующей вытяжной аспирационной системы очистки запыленных дымовых газов от электродуговой печи ДСП-5 и АКП-140 с локализацией неорганизованных выбросов от печи на данную систему аспирации (источник выброса ).

Обязать ЗАО «<данные изъяты>» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащий производственный контроль на источниках 0006, 0008, 0028, 0029,0030, 0031, 0032, 0035, 0037, 0038, 0039, 0049, 0057, 0069, 0070, 0071, 0084, 0090, 0118, 0120, 0122, 0133, 0136, 0236, 0261, 0269, 0270, 0271, 0272, 0276, 0279, 0281, 0283, 0306, 0325, 0331, 0336, 0335, 0434, 0478 по следующим загрязняющим веществам: оксид хрома, оксид кальция, оксид железа, диоксид серы.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.

Судья: подпись

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 15.10.2012 года.

Судья: подпись

Копия верна: судья Забровский Б.Д.