Решениеименем Российской Федерациигород Москва 26 июня 2013 года Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Шокуровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Воложбенской Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-3056/13 по исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» в лице Московской железной дороги к ФИО1 об освобождении земельного участка от постройки-гаража, расположенного в полосе отвода и взыскании судебных расходов,
установил:
ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Московской железной дороги обратилось в суд с требованиями к ответчику об освобождении земельного участка с кадастровым номером № от постройки – гаража №, расположенного в полосе отвода Московской железной дороги в границах ПК 4 + 80 Малого кольца МЖД по адресу: город Москва Северо-Восточный административный округ, Малое кольцо Московской железной дороги, общей площадью 13,24497 га, вблизи <адрес> мотивируя тем, что в полосе отвода Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», незаконно используется часть земельного участка под автостоянку № Региональной общественной организацией «Московский городской союз автомобилистов» (РОО «МГСА»), которая зарегистрирована в качестве юридического лица, договорных отношений с ОАО «РЖД» не имеет. ОАО «РЖД» является арендатором земельного участка, на котором в полосе отвода железной дороги, размещен гараж №, владельцем которого согласно списку, представленного исполнительным органом автостоянки, является ответчик, а размещение сторонних землепользователей на арендуемой территории возможно только на основании договора субаренды, который с РОО «МГСА» не заключался, сведений из ЕГРП на временную спорную постройку, а так же каких-либо правоустанавливающих документов на использование земельного участка, ни РОО «МГСА», ни ответчиком не представлено, а потому земельный участок используется в настоящее время в отсутствие законных оснований, следовательно, и временная постройка размещена незаконно, в связи с чем, истец, как арендатор земельного участка, вправе требовать устранения нарушений его прав, а именно - освобождения земельного участка от имущества ответчика, поскольку фактическое занятие ответчиком земельного участка препятствует реализации прав ОАО «РЖД».
В судебном заседании представитель истца, по доверенности ФИО3, исковые требования поддержала в полном объеме, просит обязать ответчика освободить часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:15013:012 от постройки-гаража №, расположенного в полосе отвода Московской железной дороги ПК 4 + 80 МЖД Малое кольцо, по адресу: город Москва, Северо-Восточный административный округ, Малое кольцо Московской железной дороги, вблизи <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения решения суда ответчиком в установленный срок, предоставить истцу право осуществить действия по освобождению спорного земельного участка за счет ответчика. Просит взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Ответчик в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указала, что задолго до заключения договора аренды, земельный участок, на котором находится стоянка №, был передан МГСА на основании решения исполкома под строительство открытой временной автостоянки на 50 машиномест по <адрес>у № ст. Ростокино и на тот момент не являлась федеральной собственностью, соответственно разрешение федерального органа власти на строительство на данном участке гаражей не требовалось, а с 1989 года договора аренды на данный участок заключались с МГСА, как с юридическим лицом, она является членом МГСА, платит взносы за пользование автостоянкой, а также налог на землю по 2013 год включительно. После истечения срока действия договора аренды не ОАО «РЖД» должно требовать сноса гаража, а РОО «МГСА». Что касается регистрации в ЕГРП, то металлические конструкции не обладают признаками недвижимого имущества, в связи с чем, право собственности на него не подлежит государственной регистрации. Действительно, автостоянка № подлежит сносу ввиду реконструкции Малого железного кольца и попадает под постановление Правительства Москвы №-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории <адрес>». Распоряжением префектуры СВАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список владельцев гаражей автостоянки № РОО «МГСА», который направлен в адрес Департамента строительства <адрес> и в филиал ОАО «РЖД» для заключения соглашений на получение компенсации за демонтируемые гаражи. Гаражи были построены на собственные средства владельцев гаражей и являются их собственностью, а согласно Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Прошло почти пять месяцев, а соглашения не заключены и компенсация, положенная по закону, так и не выплачена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора РОО МГСА, по доверенности ФИО5, в суд явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, поскольку считает, что земельный участок под автостоянку был предоставлен на законных основаниях решением исполнительного комитета в 1989 году, снос гаражей должен быть только после выплаты членам РОО «МГСА» денежной компенсации на основании Постановления Правительства Москвы. Также пояснила, что имущества, принадлежащего третьему лицу на территории автостоянки № не находится, гаражи принадлежат индивидуальным владельцам, право собственности на спорный земельный участок у РОО «МГСА» не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора автостоянка № ФИО1 в судебное заседание явилась, пояснила, что является председателем автостоянки №, входящей в состав РОО «МГСА», возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку полагает, что гаражи размещены на спорном земельном участке на законных основаниях и при их сносе сначала должен быть решен вопрос о денежной компенсации владельцам гаражей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Префектуры СВАО <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание - представителя истца, представителей третьих лиц и ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования ОАО «РЖД» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 в соответствии со ст. 4 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» было учреждено открытое акционерное общество «Российские железные дороги», что подтверждается копией устава, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица и сведениями, внесенных в ЕГРЮЛ /л.д.12-20/.
Согласно сведениям о записях в ЕГРЮЛ региональная общественная организация «Московский городской союз автомобилистов», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является действующим юридическим лицом, что подтверждается копией устава, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, сведениями, внесенных в ЕГРЮЛ, копией свидетельства о постановке на налоговый учет /л.д.39-63/.
Как усматривается из материалов дела в состав РОО «МГСА» входит автостоянка № МГСА (СВАО) с номерами гаражных боксов 1-53 и являются его структурным подразделением /л.д.132/.
Из объяснений сторон и материалов дела усматривается, что решением исполнительного комитета от <данные изъяты> Бабушкинскому районному МГСА был отведен земельный участок под строительство открытой временной автостоянки на 50 машиномест по пр. пр. 911 (ст.Ростокино) в границах, согласно представленному плану без права возведения капитальных сооружений и навесов /л.д.163/.
На основании ст.17 Земельного кодекса РФ и ч. 3 ст. 4 ФЗ N29-ФЗ от 27 февраля 2003года «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего закона являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, определен Правительством Российской Федерации в соответствие со ст. 9 ФЗ «О железнодорожном транспорте».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытое акционерное общество «Российские железные дороги» осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги».
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве и ОАО «Российские железные дороги» ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:02:15013:012 № Д-30/84-з о предоставлении в пользование за плату земельного участка, являющегося федеральной собственностью из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: город Москва, СВАО, Малое кольцо Московской железной дороги, площадью 13,24497 га для эксплуатации и развития объектов железнодорожного транспорта. /л.д. 82-92/.
Право собственности Российской Федерации на земельные участки, находящиеся в полосе отвода железной дороги установлено ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в соответствие со ст. 17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с федеральным законом от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:15013:012 относится к землям для эксплуатации и развития железных дорог, таким образом, находится в полосе отвода железных дорог, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по городу Москве, кадастровым планом земельного участка (выпиской из кадастрового земельного участка) /л.д.70-81/.
До заключения указанного договора аренды на полосу отвода с РФ, земельный участок с кадастровым номером 77:02:15013:012 относился к землям транспорта на основании «Положения о землях транспорта», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 года N 24; постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года N3020-1, и ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 марта 1995года N153-ФЗ.
Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26 "Ц" установлен порядок использования земель железнодорожного транспорта, включая полосу отвода.
В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (пункт 4 названного Положения).
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 названного Положения).
Определением кассационной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № КАС 00-530 положение, утвержденное приказом N 26 "Ц" проверено судом и признано не противоречащим действующему законодательству. При этом судом было указано, что к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосы отвода), а так же под защитные у укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учётом перспектив их развития.
Судом установлено, что часть указанного земельного участка с кадастровым номером № в полосе отвода железной дороги в границах ПК 4 + 80 Малого кольца МЖД по адресу: <адрес>-Восточный административный округ, Малое кольцо Московской железной дороги, вблизи 1-ой <адрес> на 6 км., занимает автостоянка № МГСА СВАО. Как установлено в ходе судебного разбирательства гаражи построены силами и на средства непосредственных владельцев данных боксов, собственностью автостоянки и РОО «МГСА» данные гаражи не являются.
Исполнительным органом автостоянки был представлен список владельцев гаражей, расположенных на спорном земельном участке полосы отвода и владельцем металлического гаража № указана ФИО1 /л.д.64-67/.
В соответствии с заключением кадастрового инженера объект (гаражный бокс) не имеет неперемещаемого заглубленного в грунт фундамента, построен из металлических конструкций, не имеет неразрывной связи с земельным участком, в связи с чем, не обладает признаками объекта капитального строительства /л.д.25-35/.
Факт занятия ответчиком спорного земельного участка в полосе отвода железной дороги подтверждается актом осмотра объекта, составленного совместно с работником Управы района Ростокитно и кадастровым инженером, топографическим планом, фотографией и сообщением Префектуры СВАО города Москвы, в котором указано, что в результате проведенной имущественно-правовой инвентаризации объектов недвижимого и движимого имущества в полосе отвода железной дороги расположены металлические некапитальные гаражи /л.д.35-38, 101/.
Из сообщения Управы района Ростокино города Москвы от 09 декабря 2012 года усматривается, что с автостоянкой МГСА № 95, проектируемый проезд 911, договор аренды земельного участка расторгнут /л.д.102/.
Согласно сообщению Комитета государственного строительного надзора <адрес> по вопросу предоставления информации об объектах недвижимого имущества, расположенных в полосе отвода железной дороги, в базе данных Мосгосстройнадзора информация о выданных разрешениях на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках с кадастровыми номером 77:02:15013:012 отсутствует /л.д.128/.
Стороной ответчика и представителя РОО «МГСА» были предоставлены в материалы дела: копия членского билета, выданной РОО «МГСА» на имя ответчика на машиноместо №, решение Исполнительного комитета <адрес> ФИО2 народных депутатов <адрес> об отводе <адрес>ному МГСА был отведен земельный участок под строительство открытой временной автостоянки на 50 машиномест по пр. пр. 911 (ст.Ростокино) в границах, согласно представленному плану без права возведения капитальных сооружений и навесов, планы земельных участков /л.д.68-69, 163-165/, которые по их мнению, являются правовым основанием для использования занимаемой территории.
Проверив указанные документы, суд не усматривает, что представленные документы являются правовым основанием для использования занимаемой территории, принадлежность предоставления указанными документами ответчику спорного земельного участка также не усматривается, указанные документы не являются правоустанавливающими документами на использование земельного участка, решением исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>ному МГСА был отведен земельный участок под строительство открытой временной автостоянки без права возведения капитальных сооружений и навесов.
РОО «МГСА» не является правообладателем спорного земельного участка, на котором находится имущество ответчика, имущества указанной организации на части земельного участка полосы отвода, не имеется.
Исковое заявление подано в соответствии со ст. 305 ГК РФ, поскольку права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В настоящее время ОАО «РЖД» является законным правообладателем земельного участка полосы отвода Московской железной дороги, что подтверждается договором аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности и, следовательно, имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченным органом федеральной власти принимался специальный распорядительный акт о передаче части земельного участка полосы отвода ответчику, из чего следует, что ответчику земельный участок собственником земельного участка никогда не предоставлялся.
Согласно Письму Северо-Восточного ТБТИ ГУП МосгорБТИ от ДД.ММ.ГГГГ № Объект в ТБТИ не учтен /л.д.106/.
Порядок распоряжения земельными участками, находящимися в полосе отвода железной дороги, согласно ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение данной нормы закона Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД».
Во исполнение п. 4 указанных Правил п. 2.3 Распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №р «Об утверждении порядка организации работы по передаче в субаренду земельных участков, находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды», ОАО «РЖД» заключает с гражданами и юридическими лицами договоры субаренды земельных участков в установленном порядке. Соответствующий договор субаренды спорного земельного участка ОАО «РЖД», Автостоянкой № МГСА СВАО и ответчиком не заключался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствуют законные основания для использования имущества, являющегося федеральной собственностью.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Как усматривается из искового заявления в соответствии с заключенным Соглашением «О совместной реализации комплексного инвестиционного проекта «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ № между Правительством <адрес> и ОАО «РЖД» необходимо организовать железнодорожные городские пассажирские перевозки и обеспечить интеграцию железнодорожной системы на МК МЖД в транспортную инфраструктуру <адрес>, что повлечет за собой улучшение транспортной доступности, экономическое и социальное развитие территорий города в зоне полосы отвода и зоны тяготения к МК МЖД.
Проект реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги предполагает организацию движения пассажирских электропоездов на инфраструктуре МК МЖД. Целью проекта является создание в Москве нового перевозочно-пересадочного контура, который позволит привлечь на себя часть пассажиропотока с радиальных линий метрополитена и с железнодорожных вокзалов в центральной части города, более равномерно загрузить транспортную систему Москвы и создать пассажирам новые возможности и более удобные варианты осуществления поездок.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что у ответчика не возникло право собственности на земельный участок, на котором установлен металлический гараж, спорный земельный участок предоставлялся лишь во временное пользование, в настоящее время используется без договорных отношений, сведений из ЕГРП на временную постройку (гараж), а также каких-либо правоустанавливающих документов на использование земельного участка ни Ответчиком ни третьим лицом представлено не было, права ОАО «РЖД» нарушены, поскольку фактическое занятие ответчиком земельного участка препятствует реализации прав ОАО «РЖД», определенных Договором аренды, в том числе реализации права на субаренду, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» и договором аренды, кроме того, занимаемый ответчиком земельный участок необходим для нужд Московской железной дороги и <адрес> в связи с предстоящей реконструкцией Малого кольца Московской железной дороги, в связи с чем, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для удовлетворения исковых требований об освобождении части земельного участка с кадастровым номером 77:02:15013:012 от временной некапитальной постройки - металлического гаража №, расположенного в полосе отвода Московской железной дороги, расположенного в полосе отвода Московской железной дороги ПК 4 + 80 МЖД Малое кольцо, по адресу: <адрес>, Северо-Восточный административный округ, Малое кольцо Московской железной дороги, вблизи 1-ой <адрес> на 6 километре.
При этом довод ответчика о том, что должна быть выплачена компенсация за сносимый гараж не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку как усматривается из материалов дела распоряжением Префектуры СВАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список владельцев гаражей автостоянки № РОО «МГСА» и направлен в адрес Департамента строительства <адрес> для заключения соглашений на получение компенсации за демонтируемые гаражи, суд полагает, что в случае спора по данному вопросу ответчик вправе разрешить его в ином судебном порядке.
Поскольку осуществление работ по освобождению гаража требует временных затрат, применительно к правилам ст.ст.204, 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок до истечения которого ответчик обязан освободить земельный участок от принадлежащего ему имущества – 10 дней с момента вступления решения в законную силу, после чего истцу предоставляется право произвести работы по демонтажу гаража, в последующем с взысканием с ответчика необходимых расходов, в случае если ответчик в добровольном порядке не исполнит решение суда в течение установленного срока.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, суд считает возможным взыскать судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей с ответчика в пользу истца /л.д.9/.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 204 ГПК РФ суд
решил:
Удовлетворить исковые требования.
Обязать ФИО1 освободить часть земельного участка с кадастровым номером № от постройки-гаража №, расположенного в полосе отвода Московской железной дороги ПК 4 + 80 МЖД Малое кольцо, по адресу: <адрес>, Северо-Восточный административный округ, Малое кольцо Московской железной дороги, вблизи <адрес> в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда ФИО1 в установленный срок, предоставить истцу право произвести демонтаж и вывоз указанного имущества самостоятельно или с привлечением третьих лиц, с возмещением расходов с ФИО1 по предоставлении финансовых документов.
Взыскать с ФИО1 в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский городской суд через Останкинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 июля 2013 года.
Судья Л.В.Шокурова