ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3057/2022 от 01.07.2022 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2022 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Халбаевой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панамарчук К.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3057/2022 (УИД 38RS0001-01-2020-003774-60) по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа к ФИО2 об изъятии объекта незавершенного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском в суд к ответчику, в обоснование которого указал, что ** между администрацией Ангарского муниципального образования и ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка .

В соответствии с данным договором арендатор принял во временное пользование земельный участок площадью 881 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: ..., 7 мкр, территория по ..., ...

Срок договора был установлен с ** по **.

** заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от **.

В соответствии с данным соглашением ответчик ФИО2 принял на себя обязательства арендатора по договору аренды земельного участка .

** ФИО2 зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...

** между администрацией Ангарского городского округа и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ......, напротив дома №Б, сроком действия с ** по **.

Указанный договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в установленном законом порядке.

Договор аренды от ** земельного участка с кадастровым номером был заключен для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства сроком по **.

Указанное свидетельствует о том, что ФИО2 реализовано право на однократное предоставление земельного участка с кадастровым номером для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства.

Поскольку ФИО2 реализовано право на однократное предоставление земельного участка с кадастровым номером для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, его повторное предоставление в этих же целях не представляется возможным, что прямо следует из норм действующего законодательства.

Полагает, что право на однократное заключение (продление) договора аренды без торгов для завершения строительства ФИО2 реализовано, строительство объекта недвижимости не закончено, иные основания для использования земельного участка отсутствуют, а действующим законодательством в данном случае не предусмотрено.

Считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для применения положений ст. 239.1 ГК РФ.

На основании изложенного, для реализации своего права Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа проведена оценка объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., 7 мкр, рыночная стоимость вышеуказанного объекта составляет 67 872 руб.

В соответствии со ст. ... от **-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований ...» (далее – Закон -ОЗ) в соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от ** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование «...», Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования – Ангарское городское муниципальное образование.

Вновь образованное Ангарское муниципальное образование создано с **.

Статьей 2 Закона -ОЗ предусмотрено, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 10 Федерального закона от ** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вновь образованное Ангарское городское муниципальное образование наделено статусом городского округа.

В соответствии со ст. 5 Закон -ОЗ органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ... являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «...», Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования, образованных ... от **-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований ...».

Согласно п. 1.1., 1.6. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, утвержденного решением Думы Ангарского городского муниципального образования от **рД «Об учреждении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа и утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа» Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа является отраслевым (функциональным) органом администрации Ангарского городского округа, осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, а также в области земельных отношений. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу пп. 4, 10 п. 3.2.2. указанного Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа обеспечивает подготовку, заключение, изменение, расторжение, прекращение соглашений об установлении сервитута, разрешений на использование, соглашений о перераспределении, договоров купли-продажи, договоров безвозмездного пользования и аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности Ангарского городского округа, ведет учет указанных соглашений и договоров, осуществляет контроль за исполнением условий данных соглашений и договоров. Осуществляет начисление и контроль за полнотой и своевременностью внесения в местный бюджет арендной платы, цены выкупа, сумм неосновательного обогащения (в случае фактического использования земельных участков без правоустанавливающих документов) за земельные участки, платы за увеличение площади земельных участков, в результате их перераспределения, платы за пользование земельным участком на основании разрешения.

На основании изложенного истец просит изъять у ФИО2 объект незавершенного строительства с кадастровым номером 38:26:040804:7296, расположенный по адресу: ..., путем продажи с публичных торгов, установив начальную цену в размере 67 872 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, на иске настаивала, поддержала отзыв на возражения ответчика, приобщенный к материалам дела.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании относительно иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, указал, что данный земельный участок не был предоставлен ему по результатам аукциона, а также на пропуск истцом срока, предусмотренного ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ангарского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что ** между администрацией Ангарского муниципального образования и ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка. В соответствии с данным договором арендодатель из земель населенных пунктов предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 881 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: ..., ... территория по ..., напротив дома №Б, для строительства магазина непродовольственных товаров в границах, указанных в Кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (п. 1.1. договора).

Срок аренды участка установлен с ** по ** (п. 2.1. договора) (л.д. 25-28).

** между ФИО3 и ФИО2 было заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от **. В соответствии с данным соглашением ФИО3 уступила, а ФИО2 принял на себя права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка из земель населенных пунктов от ** (л.д. 14-16).

** ФИО2 зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: ..., 7 мкр., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ** (л.д. 30-31).

** между администрацией Ангарского городского округа и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., ... территория ..., напротив дома №Б, сроком действия с ** по **, согласно которому администрация Ангарского городского округа (арендодатель) из земель населенных пунктов предоставляет, а ФИО2 (арендатор) принимает в аренду для завершения строительства земельный участок площадью 881 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: ... территория по ..., напротив дома №Б, с разрешенным использованием: для строительства магазина непродовольственных товаров в границах, указанных в Кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (л.д. 19-24).

Указанный договор аренды земельного участка ** зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в установленном законом порядке (л.д. 24).

В соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 235 ГК РФ отчуждение объекта незавершенного строительства производится в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1).

Частями 1, 6 ст. 239.1 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Договор аренды от ** земельного участка с кадастровым номером был заключен для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства сроком по **.

Указанное свидетельствует о том, что ФИО2 реализовано право на однократное предоставление земельного участка с кадастровым номером для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства.

В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: ...., территория по ..., напротив дома №Б, степень готовности – 3%, рыночная стоимость вышеуказанного объекта составляет 67 872 руб.

С данным отчетом ответчик согласился.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Поскольку ФИО2 реализовано право на однократное предоставление земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5027 для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, его повторное предоставление в этих же целях не представляется возможным, что прямо следует из норм действующего законодательства.

Право на однократное заключение (продление) договора аренды без торгов для завершения строительства ФИО2 реализовано, строительство объекта недвижимости не закончено, иные основания для использования земельного участка отсутствуют, а действующим законодательством в данном случае не предусмотрено.

Позиция ответчика об утрате Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа права на предъявление иска в суд является надуманной, учитывая, что истечение шестимесячного срока, указанного в п. 2 ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, не означает невозможность предъявления иска об изъятии объекта незавершенного строительства по истечении указанного срока.

Указанные обстоятельства, вопреки доводам ответчика, свидетельствуют о наличии оснований для применения положений ст. 239.1 ГК РФ и удовлетворения исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа к ФИО2 об изъятии объекта незавершенного строительства.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 300 руб.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа ) к ФИО2 () об изъятии объекта незавершенного строительства удовлетворить.

Изъять у ФИО2 объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: ..., ..., путем продажи с публичных торгов, установив начальную цену в размере 67 872 руб.

Взыскать с ФИО2 в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд ... путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.

Судья Ю.А. Халбаева

Мотивированное решение изготовлено **.