ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3058 от 07.11.2018 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-3058//2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 ноября 2018 г. г.Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г.Рос­това-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,

при секретаре Бархо В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской железной дороги о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации объектов гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Южной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требования законодательства при эксплуатации сооружений гражданской обороны, в ходе которой установлено, что на балансе Краснодарской дистанции граж­данских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации здании и сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» находятся гражданские сооружения № 23-315 по адресу: <...>, вместимость 282 человек, № 23-316 по адресу: <...>, вме­стимость 364 человек, а также № 23-580 по адресу: <...>, вместимость 46 человек, которые не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к ис­пользованию по предназначению, что не соответствует действующим нормам.

В связи с чем истец Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры просит суд:

Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице филиала Севе­ро-Кавказской железной дороги, структурным подразделением которого яв­ляется Краснодарская дистанция гражданских сооружений, по ненадлежа­щему содержанию объектов гражданской обороны, с нарушением федераль­ного законодательства при эксплуатации сооружений гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), а также № 23-580 (<...>, вместимость 46 чел.).

Обязать Северо-Кавказскую железную дорогу - филиала ОАО «РЖД» устранить в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда нарушения законодательства об обеспечении сохранности объектов гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), а также № 23-580 (<...>­, вместимость 46 чел.): провести ремонт ЗС ГО в целях использования по предназначению; провести проверки ЗС ГО на герметичность, а также испытание со­оружения и систем воздухоснабжения; оборудовать емкости запаса питьевой воды в ЗС ГО; оснастить помещения ЗС ГО первичными средствами пожаротушения согласно нормам положенности; установить и опечатать санузлы в ЗС ГО; привести документацию ЗС ГО в соответствии с разделом 3.6 Правил; оборудовать ЗС ГО телефонной и радиотрансляционной точками для связи с муниципальным образованием; установить системы вентиляции ЗС ГО.

Стороны (представители) в судебное заседание явились, дали объяснения в обоснование позиций по делу, аналогичные изложенным в иске и вписьменном отзыве.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной Южной транспортной прокуратурой, установлено, что на балансе Краснодарской дистанции граж­данских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации здании и сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» находятся гражданские сооружения № 23-315 по адресу: <...>, вместимость 282 человек, № 23-316 по адресу: <...>, вме­стимость 364 человек, а также № 23-580 по адресу: <...>, вместимость 46 человек.

В ходе проверки установлено, что перечисленные защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся на балансе НГЧ, не поддерживаются в со­стоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, что не соответствует требованиям, предъявляемым к эксплуатации защитных сооруже­ний.

В настоящее время они фактически используются жителями домов по указанным адресам в качестве подвальных (бытовых) помещений.

23.05.2018г. проверкой с привлечением сотрудников МЧС России в качестве специа­листов установлено, что вопреки приведенным требованиям законодательства защитные свойства как сооружений в целом, так и отдельных элементов указан­ных помещений отсутствуют, поскольку: убежища не готовы к использованию по предназначению (п. 1.7 Пра­вил); не проводятся проверки убежищ на герметичность, а также испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установ­ленных величин избыточного давления (подпора) воздуха в соответствии с п.п. 4.3.10,4.3.11, 1.7 Правил); убежища не обеспечены необходимыми запасами питьевой воды (п.п. 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 Правил); не осуществляется текущий и плановый ремонты инженерно-техни­ческого оборудования (п. 3.2.12 Правил); санузлы отсутствуют (п. 3.2.24 Правил); отсутствует документация предусмотренная разделом 3.6 Правил (журнал оценки технического состояния ЗС ГО, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схе­ма водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудо­вания; инструкция по противопожарной безопасности в данном ЗСГО, регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; не проводятся комплексные оценки технического состояния ЗС ГО один раз в три года (п. п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, раздел 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 Правил); убежища не оборудованы телефонной и радиотрансляционной точками для связи с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны (п. 5.2.5 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения граж­данской обороны» Актуализированная редакция СНиП II-11-77*); отсутствуют системы вентиляции убежищ для обеспечения норматив­ных параметров воздушной среды, влагоизбытков и выделяющихся вредных газообразных веществ подаваемым в сооружение очищенным наружным возду­хом, а также для обеспечения эксплуатационного подпора (избыточного давле­ния воздуха) в убежище при зараженном наружном воздухе, выполненная в со­ответствии с требованиями раздела 10.2 СП 88.13330.2014. (п. 10.2.1 СП S8.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» Актуализирован­ная редакция СНиП II-11-77*); осветительные приборы убежищ выполнены не во взрывозащищенном исполнении (п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» Актуализированная редакция СНиП II-11-77*); защитные сооружения не оснащены первичными средствами пожароту­шения в количестве, предусмотренном правилами противопожарного режима в Российской Федерации (п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» Актуализированная редакция СНиП II-11-77*), что подтверждается актом представленными в материалы дела актами (л.д. 42-46).

Так из положений ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» следует, что основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В силу ст. 9 Закона организации в пределах своих полномочий и в поряд­ке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение меропри­ятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение сво­их работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера» (далее - ФЗ «О защите населения») организации обязаны, в частности обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ре­сурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Действия ФЗ «О защите населения» распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности предприятия, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федера­ции от 29.11.1999 № 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества граждан­ской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одеж­ды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 10 Порядка установлено, что создания убежищ на организации возложена обязанность в мирное время по согласованию с федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения ко­торых они находятся, объекты гражданской обороны, а также обеспечивать их сохранность, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной го­товности к использованию.

Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный поста­новлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, определя­ет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений граждан­кой обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Как следует из пункта 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитного соору­жения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны вы­полняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к пе­реводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходи­мые условия для безопасного пребывания укрываемых в таком сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Обязательства по подготовке указанных объектов граж­данской обороны для защиты населения от опасностей, возникающих при во­енных конфликтах или вследствие этих конфликтов со стороны НГЧ не осу­ществляется, что требует принятие мер по корректировке данной работы.

Бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в неисполнении норм и правил в сфере эксплуатации объектов гражданской обороны, влечет за собой наруше­ние прав граждан, которые могут воспользоваться при определенных условиях защитными сооружениями гражданской обороны.

Анализ законодательства и фактических обстоятель­ств дела, объективно установленных в ходе судебного разбирательства на основании представленных доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика в обоснование непризнания иска прокурора подлежат критической оценке судом, как не основанные на нормах действующего права и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской железной дороги о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации объектов гражданской обороны – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице филиала Севе­ро-Кавказской железной дороги, структурным подразделением которого яв­ляется Краснодарская дистанция гражданских сооружений, по ненадлежа­щему содержанию объектов гражданской обороны, с нарушением федераль­ного законодательства при эксплуатации сооружений гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), а также № 23-580 (<...>, вместимость 46 чел.).

Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала – Северо-Кавказской железной дороги устранить в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда нарушения законодательства об обеспечении сохранности объектов гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), № 23-580 (<...>­, вместимость 46 чел.): провести ремонт ЗС ГО в целях использования по предназначению; провести проверки ЗС ГО на герметичность, а также испытание со­оружения и систем воздухоснабжения; оборудовать емкости запаса питьевой воды в ЗС ГО; оснастить помещения ЗС ГО первичными средствами пожаротушения согласно нормам положенности; установить и опечатать санузлы в ЗС ГО; привести документацию ЗС ГО в соответствии с разделом 3.6 Правил; оборудовать ЗС ГО телефонной и радиотрансляционной точками для связи с муниципальным образованием; установить системы вентиляции ЗС ГО.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 12.11.2018 г.

Мотивированное решение составлено 12.11.2018 г.

Судья: