Дело № 2-3058//2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2018 г. г.Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,
при секретаре Бархо В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской железной дороги о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации объектов гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Южной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требования законодательства при эксплуатации сооружений гражданской обороны, в ходе которой установлено, что на балансе Краснодарской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации здании и сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» находятся гражданские сооружения № 23-315 по адресу: <...>, вместимость 282 человек, № 23-316 по адресу: <...>, вместимость 364 человек, а также № 23-580 по адресу: <...>, вместимость 46 человек, которые не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, что не соответствует действующим нормам.
В связи с чем истец Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры просит суд:
Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги, структурным подразделением которого является Краснодарская дистанция гражданских сооружений, по ненадлежащему содержанию объектов гражданской обороны, с нарушением федерального законодательства при эксплуатации сооружений гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), а также № 23-580 (<...>, вместимость 46 чел.).
Обязать Северо-Кавказскую железную дорогу - филиала ОАО «РЖД» устранить в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда нарушения законодательства об обеспечении сохранности объектов гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), а также № 23-580 (<...>, вместимость 46 чел.): провести ремонт ЗС ГО в целях использования по предназначению; провести проверки ЗС ГО на герметичность, а также испытание сооружения и систем воздухоснабжения; оборудовать емкости запаса питьевой воды в ЗС ГО; оснастить помещения ЗС ГО первичными средствами пожаротушения согласно нормам положенности; установить и опечатать санузлы в ЗС ГО; привести документацию ЗС ГО в соответствии с разделом 3.6 Правил; оборудовать ЗС ГО телефонной и радиотрансляционной точками для связи с муниципальным образованием; установить системы вентиляции ЗС ГО.
Стороны (представители) в судебное заседание явились, дали объяснения в обоснование позиций по делу, аналогичные изложенным в иске и вписьменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной Южной транспортной прокуратурой, установлено, что на балансе Краснодарской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации здании и сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» находятся гражданские сооружения № 23-315 по адресу: <...>, вместимость 282 человек, № 23-316 по адресу: <...>, вместимость 364 человек, а также № 23-580 по адресу: <...>, вместимость 46 человек.
В ходе проверки установлено, что перечисленные защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся на балансе НГЧ, не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, что не соответствует требованиям, предъявляемым к эксплуатации защитных сооружений.
В настоящее время они фактически используются жителями домов по указанным адресам в качестве подвальных (бытовых) помещений.
23.05.2018г. проверкой с привлечением сотрудников МЧС России в качестве специалистов установлено, что вопреки приведенным требованиям законодательства защитные свойства как сооружений в целом, так и отдельных элементов указанных помещений отсутствуют, поскольку: убежища не готовы к использованию по предназначению (п. 1.7 Правил); не проводятся проверки убежищ на герметичность, а также испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха в соответствии с п.п. 4.3.10,4.3.11, 1.7 Правил); убежища не обеспечены необходимыми запасами питьевой воды (п.п. 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 Правил); не осуществляется текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (п. 3.2.12 Правил); санузлы отсутствуют (п. 3.2.24 Правил); отсутствует документация предусмотренная разделом 3.6 Правил (журнал оценки технического состояния ЗС ГО, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по противопожарной безопасности в данном ЗСГО, регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; не проводятся комплексные оценки технического состояния ЗС ГО один раз в три года (п. п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, раздел 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 Правил); убежища не оборудованы телефонной и радиотрансляционной точками для связи с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны (п. 5.2.5 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» Актуализированная редакция СНиП II-11-77*); отсутствуют системы вентиляции убежищ для обеспечения нормативных параметров воздушной среды, влагоизбытков и выделяющихся вредных газообразных веществ подаваемым в сооружение очищенным наружным воздухом, а также для обеспечения эксплуатационного подпора (избыточного давления воздуха) в убежище при зараженном наружном воздухе, выполненная в соответствии с требованиями раздела 10.2 СП 88.13330.2014. (п. 10.2.1 СП S8.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» Актуализированная редакция СНиП II-11-77*); осветительные приборы убежищ выполнены не во взрывозащищенном исполнении (п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» Актуализированная редакция СНиП II-11-77*); защитные сооружения не оснащены первичными средствами пожаротушения в количестве, предусмотренном правилами противопожарного режима в Российской Федерации (п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» Актуализированная редакция СНиП II-11-77*), что подтверждается актом представленными в материалы дела актами (л.д. 42-46).
Так из положений ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» следует, что основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу ст. 9 Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ «О защите населения») организации обязаны, в частности обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Действия ФЗ «О защите населения» распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности предприятия, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Пунктом 10 Порядка установлено, что создания убежищ на организации возложена обязанность в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, а также обеспечивать их сохранность, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданкой обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Как следует из пункта 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в таком сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Обязательства по подготовке указанных объектов гражданской обороны для защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов со стороны НГЧ не осуществляется, что требует принятие мер по корректировке данной работы.
Бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в неисполнении норм и правил в сфере эксплуатации объектов гражданской обороны, влечет за собой нарушение прав граждан, которые могут воспользоваться при определенных условиях защитными сооружениями гражданской обороны.
Анализ законодательства и фактических обстоятельств дела, объективно установленных в ходе судебного разбирательства на основании представленных доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Доводы стороны ответчика в обоснование непризнания иска прокурора подлежат критической оценке судом, как не основанные на нормах действующего права и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской железной дороги о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации объектов гражданской обороны – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги, структурным подразделением которого является Краснодарская дистанция гражданских сооружений, по ненадлежащему содержанию объектов гражданской обороны, с нарушением федерального законодательства при эксплуатации сооружений гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), а также № 23-580 (<...>, вместимость 46 чел.).
Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала – Северо-Кавказской железной дороги устранить в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда нарушения законодательства об обеспечении сохранности объектов гражданской обороны № 23-315, (<...>), № 23-316 (<...>), № 23-580 (<...>, вместимость 46 чел.): провести ремонт ЗС ГО в целях использования по предназначению; провести проверки ЗС ГО на герметичность, а также испытание сооружения и систем воздухоснабжения; оборудовать емкости запаса питьевой воды в ЗС ГО; оснастить помещения ЗС ГО первичными средствами пожаротушения согласно нормам положенности; установить и опечатать санузлы в ЗС ГО; привести документацию ЗС ГО в соответствии с разделом 3.6 Правил; оборудовать ЗС ГО телефонной и радиотрансляционной точками для связи с муниципальным образованием; установить системы вентиляции ЗС ГО.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 12.11.2018 г.
Мотивированное решение составлено 12.11.2018 г.
Судья: