ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3058/17 от 24.01.2018 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-393/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 24 января 2018 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернова Г.В.,

при секретаре Мысливской Е.Д.,

с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н.,

представителя администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Мамедова Н.А.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края исковое заявление прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края об обязании в рамках бюджетного финансирования выполнить мероприятия по приведению автомобильных дорог Шпаковского района Ставропольского края в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы безопасности движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шпаковского района Ставропольского края обратился в интересах неопределенного круга лиц в Шпаковский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольского края об обязании в рамках бюджетного финансирования выполнить мероприятия по приведению автомобильных дорог Шпаковского района Ставропольского края в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы безопасности движения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Шпаковского муниципального района с привлечением специалиста – государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по Шпаковскому району Унтевского С.В., в части обеспечения зрительного ориентирования водителей на сложных участках дорог района с использованием технических средств организации дорожного движения. При обследовании автодорог Шпаковского муниципального района Ставропольского края установлено, что необходимо провести комплекс мер по обустройству и приведению технических средств организации дорожного движения в соответствие с требованиями национальных стандартов ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52767-07, а также реализацию мероприятий по внесению изменений в существующие проекты организации дорожного движения на автодороги муниципального образования, в части создания безопасных условий для дорожного движения. С учетом требований Федеральных законов, в целях соблюдения конституционных прав и свобод граждан на безопасное передвижение по дорогам Шпаковского муниципального района Ставропольского края необходимо обустроить технические средства организации дорожного движения в соответствии с нормами и правилами в области обеспечения безопасности дорожного движения на следующих участках автодорог, находящихся в собственности администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края:

Автодорога «Михайловск-Пелагиада»:

- участок км 0+330 (пересечение с ул. Ишкова) необходима установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок от км 0+159 по км 0+270 необходима установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Автодорога «подъезд к с. Пелагиада от автомобильной дороги «Ростов-на-Дону (от М-4 «Дон»)-Ставрополь»:

-участок от км 1+650 по км 2+100 необходима установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Автодорога «Верхнедубовский – примыкание к автомобильной дороге «Михайловск-Казинка»:

-участок от км 1+380 по км 2+230 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 6+070 по км 6+630 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км7+570 по км8+000 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Автодорога «подъезд к х. Дубовый от автомобильной дороги «Михайловск-Пелагиада»:

-участок от км 3+850 по км 4+460 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота», 3.20 «Обгон запрещен» изменение горизонтальной дорожной разметки на 1.5 на 1.1.

Автодорога «Липовчанский-Темнолесская-примыкание к автомобильной дороге «подъезд к г. Ставрополь от автомобильной дороге «Кавказ»:

-участок от км 0+245 по км 0+675 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 2+000 по км 2+800 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 6+640 по км 7+060 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 7+600 по км 8+200 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок км 11+950 необходимо установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок км 14+450 необходимо установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок от км 15+740 по км 16+000 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 19+880 по км 20+120 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота», 3.20 «Обгон запрещен» изменение горизонтальной дорожной разметки на 1.5 на 1.1;

-участок км 20+610 необходимо установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок от км 21+485 по км 21+750 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Собственником указанных автодорог общего пользования является администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края. Главе администрации отделом ГИБДД отдела МВД России по Шпаковскому району в 2016 году вносилось представление, в ответе на которое указано, что при формировании бюджета на 2017 год будет предусмотрено финансирование на указанные мероприятия, однако должных мер не принято. Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. На основании вышеизложенного следует, что администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края в соответствии с федеральным законодательством обязана принимать конкретные меры по содержанию автомобильных дорог, находящихся в собственности администрации, а также принимать меры по организации дорожного движения. Более того, нарушение администрацией Шпаковского муниципального района вышеуказанных норм законодательства, а именно: неисполнение обязанности по содержанию автодорог Шпаковского района Ставропольского края затрудняет движение транспортных средств делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, может привести (способствовать) к дорожно-транспортным происшествиям, что ставит под угрозу безопасность жителей района и временно находящихся на территории района лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.

На основании изложенного просит суд обязать администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края в рамках бюджетного финансирования выполнить мероприятия по приведению автомобильных дорог Шпаковского района Ставропольского края в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы безопасности дорожного движения.

В судебном заседании прокурор Писаренко Т.Н. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Мамедов Н.А.о. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, представителя ответчика, полагает исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно п.п. 1 и 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч.ч. 1 и 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с п. «г» ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях указанного Закона используются следующие понятия: объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя тоннели, эстакады, мосты.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Одним из таких правовых актов является «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения «ГОСТ Р 50597-93», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, которым предусмотрено применение различных видов дорожных знаков, разметки и направляющих устройств, позволяющих водителям определять дальнейшую траекторию для движения.

На участках автомобильных дорог с необеспеченной видимость в зависимости от сложившихся условий для движения, ландшафта и застройки, должны устанавливаться дорожные знаки 1.11.1(2) «Опасный поворот», 1.12.1(2) «Опасные повороты», 1.13 (14) «Крутой спуск», «Крутой подъем», 1.34.1(2) «Направление поворота», применятся горизонтальная дорожная разметка 1.1 или 1.11 совместно с дорожными знаками 3.20 «Обгон запрещен», размещаться сигнальные столбики по внешней стороне кривой в плане и т.д. В качестве инновационных технологий необходимо внедрять светодиодные дорожные знаки, активные импульсные стрелки и т.д.

С учетом требований Федеральных законов, в целях соблюдения конституционных прав и свобод граждан на безопасное передвижение по дорогам Шпаковского муниципального района Ставропольского края прокурор считает необходимым обустроить технические средства организации дорожного движения в соответствие с нормами и правилами в области обеспечения безопасности дорожного движения на следующих участках автодорог, находящихся в собственности администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края:

Автодорога «Михайловск-Пелагиада»:

- участок км 0+330 (пересечение с ул. Ишкова) необходима установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок от км 0+159 по км 0+270 необходима установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Автодорога «подъезд к с. Пелагиада от автомобильной дороги «Ростов-на-Дону (от М-4 «Дон»)-Ставрополь»:

-участок от км 1+650 по км 2+100 необходима установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Автодорога «Верхнедубовский – примыкание к автомобильной дороге «Михайловск-Казинка»:

-участок от км 1+380 по км 2+230 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 6+070 по км 6+630 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км7+570 по км8+000 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Автодорога «подъезд к х. Дубовый от автомобильной дороги «Михайловск-Пелагиада»:

-участок от км 3+850 по км 4+460 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота», 3.20 «Обгон запрещен» изменение горизонтальной дорожной разметки на 1.5 на 1.1.

Автодорога «Липовчанский-Темнолесская-примыкание к автомобильной дороге «подъезд к г. Ставрополь от автомобильной дороге «Кавказ»:

-участок от км 0+245 по км 0+675 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 2+000 по км 2+800 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 6+640 по км 7+060 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 7+600 по км 8+200 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок км 11+950 необходимо установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок км 14+450 необходимо установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок от км 15+740 по км 16+000 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота»;

-участок от км 19+880 по км 20+120 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота», 3.20 «Обгон запрещен» изменение горизонтальной дорожной разметки на 1.5 на 1.1;

-участок км 20+610 необходимо установка на глухой стороне трехстороннего перекрестка дорожного знака 1.34.3 «Направление поворота»;

-участок от км 21+485 по км 21+750 необходимо установка дорожных знаков 1.34.1(2) «Направление поворота».

Собственником указанных автодорог общего пользования является администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

Главе администрации отделом ГИБДД отдела МВД России по Шпаковскому району в 2016 году вносилось представление, в ответе на которое указано, что при формировании бюджета на 2017 год будет предусмотрено финансирование на указанные мероприятия, однако должных мер не принято.

Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

На основании вышеизложенного следует, что администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края в соответствии с федеральным законодательством обязана принимать конкретные меры по содержанию автомобильных дорог, находящихся в собственности администрации, а также принимать меры по организации дорожного движения. В соответствие с 4.1.1. «Автомобильные дороги и улицы.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457.

В рамках осуществления государственного надзора за организацией и безопасностью дорожного движения в Шпаковском районе Ставропольского края проводилось обследование состояния автодорог района.

При проведении проверки уделялось внимание состоянию проезжей части, обочин, наличие тротуаров, пешеходных переходов, обеспечению видимости на кривых в плане и продольном профиле, пересечениях и примыканиях, состоянию дорожных знаков, наличие уличного искусственного освещения и т.д.

Обследование проводилось на основании требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-07 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», СП-42.13330.2011- «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно ч. 1 ст. 46 Закона № 257-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Устава Шпаковского муниципального района Ставропольского края, принятого решением от 15.06.2007 № 284 Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения стали возможными в результате бездействия администрацией Шпаковского муниципального района по решению вопросов местного значения муниципального района в части содержания дорог общего пользования, находящихся в собственности администрации Шпаковского муниципального района, что недопустимо, поскольку нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Более того, нарушение администрацией Шпаковского муниципального района вышеуказанных норм законодательства, а именно: неисполнение обязанности по содержанию автодорог Шпаковского района Ставропольского края затрудняет движение транспортных средств делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, может привести (способствовать) к дорожно-транспортным происшествиям, что ставит под угрозу безопасность жителей района и временно находящихся на территории района лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шпаковского района Ставропольского края подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края об обязании в рамках бюджетного финансирования выполнить мероприятия по приведению автомобильных дорог Шпаковского района Ставропольского края в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы безопасности движения – удовлетворить.

Обязать администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края в рамках бюджетного финансирования выполнить мероприятия по приведению автомобильных дорог Шпаковского района Ставропольского края в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы безопасности дорожного движения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края.

Председательствующий судья Г.В. Чернов