ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-305/18 от 20.09.2018 Уйского районного суда (Челябинская область)

Дело №2- 305/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Уйское 20 сентября 2018 года

Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Роминой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Уйского муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,

с участием представителя истца ФИО1, представителя Росреестра ФИО2, третьего лица ФИО3,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Уйского муниципального района обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной государственной службы, кадастра и картографии Челябинской области(далее по тексту Управление Росреестра) об исключении из ЕГРН земельного участка с кадастровым , расположенный <адрес>.

В обоснование иска указано, что "Дата" после проведения работ по межеванию земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет за , "Дата" состоялся аукцион по передаче данного земельного участка в аренду. По жалобе ФИО3 решением УФАС по Челябинской области "Дата" Администрации района было выдано предписание об аннулировании торгов. В ходе дальнейшей проверки было установлено, что в границы земельного участка с кадастровым входит испрашиваемый ФИО3 земельный участок с условным кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м.. Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-25844/2016 от 14.09.2017 года решение администрации Уйского сельского поселения об отказе ФИО3 в предоставлении в собственность земельного участка и на Администрацию Уйского района возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ФИО3, было возбуждено исполнительное производство. Учитывая, что земельный участок с кадастровым был утвержден и образован "Дата", что лишило ФИО3 права на испрашиваемый земельный участок. Уведомлением от "Дата" о снятии земельного участка с кадастрового учета было отказано, поскольку выявлено, что земельный участок имеет статус «ранее учтенный», не является преобразуемым и не подлежит снятию в соответствии с ФЗ №218 от 13.07.2015 года(л.д.3-5).

Представитель Администрации Уйского муниципального района ФИО1 на иске настаивала, требования уточнила, просила снять спорный земельный участок с кадастрового учета, указала на доводы, изложенные в иске, дополнив, пояснила, что Россреестр отказал администрации района снять земельный участок с кадастрового учета в досудебном порядке.

Представитель Управления Росреестра ФИО2, действующая на основании доверенности(л.д.84), не возражала против иска, указала на доводы, изложенные в отзыве(л.д.60-62).

Третье лицо ФИО3 исковые требования администрации Уйского района поддержала.

Представитель третьего лица Уйского РОСП в судебное заседание не явился, извещены, в письменном отзыве полагают требования администрации законными и обоснованными, просили требования удовлетворить и рассмотреть дело в их отсутствие(л.д.56-58,59,92).

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, о времени и месте рассмотрения дела уведомленных надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.33 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»(далее Закон о регистрации) орган регистрации прав снимает с учета земельный участок только в случае, если такой участок является преобразуемым объектом недвижимости.

Понятие преобразования земельного участка следует из главы 1.1 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Согласно п.2 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации, за исключением случаев, указанных в п.4 ст.11.4 настоящего кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Таким образом, из системного толкования норм Закона о регистрации недвижимости и Земельного кодекса РФ снятие земельного участка с кадастрового учета возможно в случаях:

- преобразования земельного участка, способы которого предусмотрены гл.1.1 Земельного кодекса РФ, при этом снятие преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости;

-присвоения статуса «архивные» сведениям о земельных участках, имеющим статус «временный», государственный кадастровый учет которых осуществлен в период действия Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и права на которые до настоящего времени не зарегистрированы.

Помимо этого, орган регистрации прав снимает с кадастрового учета земельный участок на основании решения суда, которым разрешен спор о праве либо признаны незаконными действия соответствующих органов власти или должностных лиц.

Согласно ч.3 ст.70 вышеназванного Закона орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 177 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года №943 предусмотрено, что сведения со статусом «временные» сохраняют такой статус до момента государственной регистрации права на объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.

Статус «временные» изменятся на статус «архивные» после 1 марта 2022 года при отсутствии в ЕГРН записи о такой регистрации.

В судебном заседании установлено, что в ЕГРН "Дата" внесены сведения о земельном участке с кадастровым , расположенном <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН(л.д.23).

Основанием для постановки данного земельного участка на кадастровый учет явились постановление главы Уйского муниципального района от "Дата" «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО «Уйский муниципальный район»(л.д.33), и Межевой план, выполненный в связи с проведением кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности(л.д.24-32,63-83).

Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу №А76-25844/2016 от 14 сентября 2017 года по иску ФИО3 к Администрации Уйского сельского поселения Уйского муниципального района было признанным недействительным решение администрации Уйского сельского поселения от "Дата" об отказе главе КФХ ФИО3 в предоставлении земельного участка в собственность примерной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного <адрес> и на администрацию Уйского муниципального района возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО3(л.д.42-48).

Решением УФАС от "Дата" в действиях Комитета по организации и проведении Аукциона были признаны нарушения подпунктов 3,7 п.21 ст.39.11 ЗК РФ и ст. 39.13 ЗК РФ, выдано предписание об аннулировании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.( в площадь которого входит испрашиваемый ФИО3 земельный участок, являющийся предметом спора, рассмотренного Арбитражным судом Челябинской области по делу №76А-25844/2016, решение о проведении которого было принято постановлением администрации Уйского муниципального района от "Дата"(л.д36-39).

Из требования Уйского РОСП от "Дата", направленного в адрес Администрации Уйского муниципального района в рамках возбужденных исполнительных производств и на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2017 года, следует, что на земельный участок с кадастровым , в границы которого входит испрашиваемый ФИО3 земельный участок с условным кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., утвержден и образован "Дата", что лишило ФИО3 на испрашиваемый земельный участок и сделало исполнение решения Арбитражного суда Челябинской области невозможным, в связи с чем предписано представить документы, подтверждающие обращение в уполномоченные органы с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка и исключении его из кадастрового учета(л.д.40-41).

"Дата" администрация Уйского муниципального района обратилась с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета(л.д.21).

Уведомлением Росреестра регистрационные действия были приостановлены в связи с тем, что спорный земельный участок с кадастровым имеет статус « учтенный», не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с ФЗ-218 от 13.07.2015 года(л.д.22).

При таких обстоятельствах суд считает, что требования администрации Уйского района заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации Уйского муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.

Снять земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым , находящийся <адрес>, с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Уйский районный суд.

Председательствующий: Неежлева Л.С.