ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-305/19 от 10.06.2019 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

УИД: 24RS0036-01-2019-000044-29

дело № 2-305/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Лукашовой О.А. с участием:

представителя истца ФИО1

представителя ответчика - администрации Мотыгинского района ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным и обязании предоставить социальную выплату,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании ФИО3 имеющим право на предоставление жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения, как лицо имеющее общую продолжительность 25 лет 1 месяц 16 дней стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в том числе с учетом периода прохождения службы в органам внутренних дел ГУВД Красноярского края 18 лет непрерывного в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, о признании отказа в предоставлении жилищной социальной выплате по Федеральной программе переселения ФИО3 незаконным и необоснованным, об обязании администрации Мотыгинского района включить ФИО3 в списки лиц на предоставление жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения на 2019 год, обратить решение к немедленному исполнению.

Исковые требования мотивированы тем, что он обратился в администрацию Мотыгинского района за предоставлением жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения, приложив все необходимые документы, подтверждающие его право на предоставление жилищной социальной выплате. Администрация Мотыгинского района ответила отказом, со ссылкой на то, что служба в органах внутренних дел на территории Мотыгинского района не может быть включена в общий трудовой стаж, как стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. С данным отказом ФИО3 не согласен.

Согласно федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. ФИО3 ранее данную субсидию не получал, трудовую деятельность осуществлял в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям: с 04.07.1974г. по 17.10.1974 г. работал в Мотыгинском СУ-37 (3 месяца 13 дней), с 29.07.1982г. по 20.12.2000г. ГУВД Красноярского края, служил в органах внутренних дел непрерывно в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (18 лет 4 месяца 21 пень), с 10.01.2001г. по 13.06.2007г. (6 лет 5 месяцев 3 дня).

Для предоставления жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения ФИО3 достаточно одного стажа службы в органах внутренних дел на территории приравненной к территории Крайнего Севера, что подтверждается записью в трудовой книжке № 3 от 29.07.1982 г., а так же справкой № 6974, выданной 13.12.2018г. отделением Министерства внутренних дел по Мотыгинском району.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах организациях.

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель истца ФИО1, действующий по доверенности от 18.12.2018, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердил, на удовлетворении заявленных требований настаивает. На удовлетворении исковых требований в части о признании отказа в предоставлении жилищной социальной выплате по Федеральной программе переселения ФИО3 незаконным и необоснованным, об обязании администрации Мотыгинского района включить ФИО3 в списки лиц на предоставление жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения на 2019 год, обратить решение к немедленному исполнению не настаивал.

В судебном заседании представитель администрации Мотыгинского района ФИО2, действующая по доверенности № 46 от 17.10.2018, не возражала против удовлетворения заявленных требований в части включения ФИО4 в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, временя прохождения службы в органах внутренних дел с 29.07.1982 по 20.12.2000, что составляет 18 лет 07 месяцев 21 день и признания за ФИО3 право на получение жилищной субсидии, на 2019 год.

Представитель третьего лица - министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования не признают, в отзыве на исковое заявление указали, что одного из обязательных условий для признания за гражданином права на получение жилищной субсидии устанавливает наличие у гражданина общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, в статье 2 закрепляет, что в трудовой стаж включаются периоды работы, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

В статье 11 Закона о трудовых пенсиях определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 указанного закона определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы. А также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», в связи с чем, не могут быть учтены при установлении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Законом.

Общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ФИО3 без учета периодов работы в органах внутренних дел не соответствует условию статьи 1 Закона для признания за истцом права на получение жилищной субсидии и влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, Администрация при осуществлении переданных государственных полномочий осуществляет постановку на учет, учет и снятие с учата граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Также обязано руководствоваться нормами Закона, Подпрограммы, Правил, а также разъяснениями Министерства строительства РФ о порядке реализации указанных норм. Просят отказать в полном объеме ФИО3 в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (часть 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации граждан права на жилище.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, взаимосвязи со ст. 37 (части 1 и 3), которая гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей, вправе предусмотреть для них соответствующие гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закреплённому статьёй 19 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях, гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу положений ст. 2 этого же закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом.

Порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.

Согласно п. 16 Вышеуказанного Порядка на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.

На основании ст. 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 125 наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края.

В соответствии с п. 5, п.6 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

Согласно ст. 3 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, - правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, настоящее положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

В судебном заседании установлено, что 23.02.2001 ФИО3 с пакетом документов обратился в администрацию Мотыгинского района о включении его в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Администрацией Мотыгинского района ФИО3 было отказано, поскольку из представленной копией трудовой книжки и справки О МВД России по Мотыгинскому району следует, что 18 лет 7 месяцев 21 день проходили службу в органах внутренних дел на территории Мотыгинского района, 6 лет 10 месяцев 27 дней проработали на других предприятиях. В связи с чем, трудовой стаж ФИО3 составляет 6 лет 10 месяцев 27 дней, что противоречит ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, т.к. включение периодов военной службы, службы в органах внутренних дет на территории Крайнего Севера, которая у него составляет 18 лет 7 месяцев 21 день в общую продолжительность стажа работы, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с указанным Федеральным законом не входит.

Согласно записям в трудовой книжке и справки, выданной 13.12.2018 Отделом МВД России по Мотыгинскому району за № 4/6974, ФИО3 служил в органах внутренних дел с 29.07.1982 по 20.12.2000, непрерывно в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 18 лет 07 месяцев 21 день.

Из справки УПФР в Мотыгинском районе Красноярского края от 11.12.2018 следует, что страховой стаж в районе приравненному к Крайнему Северу застрахованного лица ФИО3 составляет 6 лет 10 месяцев 27 дней.

Из справки администрации Мотыгинского района от 5.06.2019 следует, что общая продолжительность стажа работы ФИО3 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет, 18 лет 8 месяцев 6 дней. Время нахождения на пенсии по старости или на пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных в ним местностях составляет 18 лет 5 месяцев 15 дней. Общая продолжительность стажа работы в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или на пенсии по инвалидности в указанных районах и местностях составляет 37 лет 1 месяц 21 день, что составляет норматив предоставления жилищных субсидий 100%.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

На основании ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.1992, в которую включается, в том числе, служба в органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних - дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

Исходя из представленных истцом документов, трудовой стаж истца в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 27 лет 10 месяцев 27 дней, из которых время службы в ОВД составляет 18 лет 07 месяц 21 дней.

Кроме того, ФИО3 включен в список пенсионеров по федеральной программе переселения в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Заявление на получении субсидии зарегистрирована в администрации района 23.02.2001, включен в список пенсионеров под номером 46.

С учетом изложенного, суд считает необходимым включить период службы истца в органах внутренних дел на территории Мотыгинского района Красноярского края с 29.07.1982 по 20.12.2000 в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитывая, что в соответствии с абз. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.

Кроме того, в рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств Федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера.

С учетом наличия у истца всех условий для предоставления жилищной субсидии, установленных Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд признает право истца на предоставление жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения, как лицо имеющее стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с учетом периода прохождения службы в органам внутренних дел ГУВД Красноярского края 18 лет 7 месяцев 21 день.

Кроме этого, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, регулируется на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.

Указанный нормативный акт не содержит понятия «стажа государственной службы в органах внутренних дел», поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается за наличие специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован «выслугой лет».

Поскольку представитель истца ФИО1, в судебном заседании не поддержал исковые требования о признании отказа в предоставлении жилищной социальной выплате по Федеральной программе переселения ФИО3 незаконным и необоснованным, об обязании администрации Мотыгинского района включить ФИО3 в списки лиц на предоставление жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения на 2019 год, суд в удовлетворении иска в этой части отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Включить ФИО3 в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, временя прохождения службы в органах внутренних дел с 29.07.1982 по 20.12.2000, что составляет 18 лет 07 месяцев 21 день.

Признать за ФИО3 право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на 2019 год.

Отказать ФИО3 в удовлетворении требования о признании отказа в предоставлении жилищной социальной выплате по Федеральной программе переселения ФИО3 незаконным и необоснованным, об обязании администрации Мотыгинского района включить ФИО3 в списки лиц на предоставление жилищной социальной выплаты по Федеральной программе переселения на 2019 год.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова