ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-305/19 от 17.07.2019 Лукояновского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-305/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2019 года г. Лукоянов

Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Голуб В.Н.,

при секретаре Колесовой Ж.Н.,

с участием помощника прокурора Лукояновского района Тёлина П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Нижегородского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Нижегородского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество.

Свои исковые требования истец обосновал тем, что Военной прокуратурой Нижегородскогогарнизона проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности. Установлено, что военный комиссариатЛукояновского и <адрес> занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество – здание военного комиссариата, общая площадь 655,2 кв.м., кадастровый и нежилое здание, общая площадь 25 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. согласно приказу Министра выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, недвижимое имущество - здание военного комиссариата, общая площадь 655,2 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, однако право оперативного управления ни за кем не зарегистрировано. Кроме того, право собственности и право оперативного управления на нежилое здание, общая площадь 25 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, ни за кем не зарегистрировано, что противоречит действующему законодательству и нарушает законные интересы Российской Федерации.

Истец просит: 1.Обязать Министерство обороны Российской Федерации зарегистрировать до 01.08.2019г.право собственности на нежилое здание, общая площадь 25,0 кв.м., расположенное по адресу:<адрес>.

2.Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» зарегистрировать доДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления на здание военного комиссариата, общей площадью 655,2 кв.м., кадастровый и нежилое здание, общей площадью 25,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Лукояновского района Нижегородской области Тёлин П.В. исковые требования поддержал и просил: 1.Обязать Министерство обороны Российской Федерации зарегистрировать до 01.08.2019г.право собственности на нежилое здание, общая площадь 25,0 кв.м., расположенное по адресу:<адрес>.

2.Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» зарегистрировать доДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления на здание военного комиссариата, общей площадью 655,2 кв.м., кадастровый и нежилое здание, общей площадью 25,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Представители ответчиков и представители иных третьих лиц в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От ответчика ФГКУ «Центральное ТУИО» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. От третьего лица ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Также в письменном отзыве на иск представитель ответчика ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России указал, что заявленные исковые требования считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Свои доводы мотивировал тем, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> соответствии с приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ состоят на балансе ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России. На данный момент проводятся мероприятия по государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на объект недвижимости. Считает, что факт бездействия ФГКУ «Центральное ТУИО Минобороны России отсутствует.

В своем отзыве на исковое заявление третье лицо ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области исковые требования поддержал и указал, что работа по исполнению заявленных требований на данный момент ведется. От ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России был направлен комплект документов для оформления Договоров безвозмездного пользования на ряд объектов недвижимого имущества ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», в том числе на здание военного комиссариата Лукояновского и Починковского районов Нижегородской области.

По смыслу ст. 14 «Международного пакта о гражданских и политических правах» лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного судом в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

При данных обстоятельствах, суд, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из п.6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" и п. 2 Приказа Генпрокуратуры России от 10.07.2017 N 475 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" следует, что на военных прокуроров возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, а также предписано участвовать в пределах установленной компетенции в гражданском процессе.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Таким образом, данный иск предъявлен надлежащим истцом и подсуденЛукояновскому районному судуНижегородской областипо месту нахождения спорных объектов недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.

В силу ст.ст. 210 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно ст.216 ГК РФ Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Согласно ст. 214 ГК РФ:

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу ст. 296 ГК РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" закреплено, что Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Из приложения 1 к названному постановлению следует, что к таким объектам относится в том числе имущество вооруженных сил Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

В соответствии с п.4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации № 1609 от 07.12.2012, Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

В соответствии с п.п. 2, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе следующие основные функции:

а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций;

б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций;

ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Реализацию полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 110.

На территорииНижегородской областиэти полномочия осуществляет подчинённое Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений».

Из п.п. 19 и 20 Устава ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России следует, что основной целью указанного учреждения является осуществление решения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения указанной цели учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получению кадастровых паспортов и иных документов, формированию документов для принятия решения Министром обороны Российской Федерации и директором Департамента решений по вопросам управления, распоряжения и контроля над использованием и сохранностью имущества.

Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 руководителям территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предписано осуществить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации копии выписок из реестра федерального имущества и копии свидетельств о регистрации прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат в том числе право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судом установлено, что военный комиссариат Лукояновского и Починковского района, являющийся структурным подразделением ФГКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество – здание военного комиссариата, общая площадь 655,2 кв.м., кадастровый и нежилое здание, общая площадь 25 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, недвижимое имущество - здание военного комиссариата, общая площадь 655,2 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации. Согласно уведомления Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объекте: нежилого здания, по адресу: <адрес>, площадью 25 кв.м.

Установлено, что административное здание общей площадью 655,2 кв.м., расположенное по адресу:<адрес>, дата постройки – до 1917 года ( основание: технический паспорт на нежилое здание от ДД.ММ.ГГГГ ГПНО «Нижтехинвентаризация»). По имеющимся в архиве военного комиссариата (муниципального) книгам приказов установлено, что приказы ведутся с ДД.ММ.ГГГГ. Призыв в Великую Отечественную войну проходил в здании ныне действующего военного комиссариата Лукояновского и Починковского районов Нижегородской области. Военный комиссариат располагается в ныне действующем здании по адресу: <адрес> января 1941 года.

Таким образом, судом на основании совокупности исследованных доказательств достоверно установлено, что нежилое здание, общей площадью 655,2 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Также установлено, что нежилое здание, общей площадью 25 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в чьей-либо собственности не числится.

Установлено, что Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, через которые Минобороны России осуществляет свою деятельность (в силу вышеприведенных норм Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации № 1609 от 07.12.2012 года, Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082).

При этом в силу закона на Министерство обороны Российской Федерации возложены обязанности: осуществлять действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; закреплять это имущество в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий; выступать от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (в силу вышеприведенных норм Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие регистрации права собственности на имущество - нежилое здание, общей площадью 25,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, находящееся в фактическом владении и пользовании военного комиссариата – территориального органа Минобороны России, нарушает ч. 1 ст. 131 ГК РФ и ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о необходимости государственной регистрации права собственности и других вещных права на недвижимое имущество и свидетельствует о несоблюдении имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Из письменного отзыва ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ следует, что проводятся мероприятия по государственной регистрации права оперативного управления на здание военкомата, расположенного по адресу: <адрес> за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ.

Сведений о том, что данные мероприятия ответчиком завершены и право оперативного управления недвижимым имуществом, в том числе спорным зданием, зарегистрировано в установленном законом порядке, суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обязании Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировать право собственности на вышеперечисленное имущество, в целях соблюдения законности и защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации.

Также суд считает необходимым возложить обязанность зарегистрировать право оперативного управления на здание военного комиссариата, общей площадью 655,2 кв.м., кадастровый и нежилое здание, общей площадью 25,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> на Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в силу его полномочий согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 110.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание существо заявленного спора, с учетом требований разумности и защиты интересов государства, суд полагает необходимым установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий (выполнения обязанностей) - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд полагает достаточным для совершения всех необходимых действий, при этом не нарушающим баланс интересов сторон и права ответчиков.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Военного прокурораНижегородскогогарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, обоснованными, полностью доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Военного прокурораНижегородского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению ««Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество, удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации зарегистрировать право собственности на нежилое здание, общая площадь 25,0 кв.м., расположенное по адресу:<адрес>.

Установить Министерству обороны Российской Федерации срок для совершения указанных действий в течение трех месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России зарегистрировать право оперативного управления на здание военного комиссариата, общей площадью 655,2 кв.м., кадастровый и нежилое здание, общей площадью 25,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Установить Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации срок для совершения указанных действий в течение трех месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Лукояновский районный суд Нижегородской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.Н.Голуб

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2019 года.