К делу № 2-8848/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2012 года
Прикубанский районный суд города Краснодара Краснодарского края в составе:
председательствующего: Бережинской Е.Е.
при секретаре Григорян Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 и ФИО2 к Администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением об обжаловании отказа АМО г. Краснодар в предоставлении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что заявители обратились администрацию города Краснодара с заявлением о предоставлении земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства в Прикубанском внутригородском округе, п. Индустриальном города Краснодара, за плату по кадастровой стоимости. Земельные участки им необходимы для ведения фермерского хозяйства в соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 26 марта 2007 г. N 220, а также ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако, при обращении в орган местного самоуправления муниципального образования город Краснодар с просьбой о предоставлении им земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства в Прикубанском внутригородском округе в собственность за плату, по кадастровой стоимости, в соответствии с нормами действующего законодательства, было отказано и сообщено, что в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ предоставление всех земельных участков из земель сельхозназначения для ведения КФХ производится только путем проведения торгов. Заявители полагают отказ неправомерен, так как в соответствии с действующим законодательством предоставление земельного участка для КФХ осуществляется без торгов на основании заявления гражданина, в связи с чем, обратились в суд.
Заявители в судебном заседании уточнили требования, настаивали на их удовлетворении в полном объеме, просили суд признать незаконными действия АМО г. Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства в собственность за плату по кадастровой стоимости, обязать администрацию МО город Краснодар предоставить ФИО2 земельный участок из земель населенных пунктов для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельхозпроизводства в <...> города Краснодара, из кадастрового квартала с номером 23 43 0125071, 23 43 0125039, 23 43 0125033,23 43 0125050,23 43 0125061, 23 43 0125020 площадью 35808 кв.м в собственность за плату с внесением выкупной стоимости за земельный участок в размере кадастровой стоимости земельного участка по кадастровому паспорту и заключить договор купли-продажи, обязать администрацию МО город Краснодар предоставить ФИО1 земельный участок из земель населенных пунктов для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельхозпроизводства в Прикубанском внутригородском округе, <...> города Краснодара, из кадастрового квартала с номером 23 43 0121067, площадью 22231 кв.м. в собственность за плату с внесением выкупной стоимости за земельный участок в размере кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте и заключить договор купли-продажи.
Представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителей, пояснив, что распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом положений ФЗ от 24.07.2002 года № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность на торгах.
Представитель АМО г. Краснодар в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявлений.
Выслушав заявителей, представителя Департамента муниципальной собственности и городских земель АМО г. Краснодара, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратился в АМО г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства в Прикубанском внутригородском округе, п. Индустриальном города Краснодара, площадью 22231 кв.м. за плату по кадастровой стоимости, которая приравнивается к рыночной, в соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 26 марта 2007 г. N 220, а также ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
ФИО2 обратился в АМО г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства в Прикубанском округе п. индустриальном г. Краснодара, площадью 35808 кв.м. за плату по кадастровой стоимости, которая приравнивается к рыночной, в соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 26 марта 2007 г. N 220, а также ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Письмом № 933057-08 от 20.09.2012 года и № 329290-02 от 18.09.2012 года заявителям отказано в предоставлении земельных участок, разъяснено их право участвовать в торгах по приобретению земельных участков за плату.
Данный ответ на обращение заявителей не соответствует требованиям закона, так как в соответствии с законодательством предоставление земельного участка для КФХ осуществляется без торгов на основании заявления гражданина.
В соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «О крестьянско-фермерском хозяйстве» орган местного самоуправления на основании заявления или обращения в течение месяца со дня поступления обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 26 марта 2007 г. № 220 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства» (в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.05.2009 № 341) Департамент либо орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на основании заявлений заинтересованных лиц без проведения торгов в порядке, предусмотренном настоящим разделом, в случаях, если земельный участок предоставляется гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В судебном заседании установлено, что при обращении истцов в орган местного самоуправления муниципального образования город Краснодар с просьбой о предоставлении им земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства в Прикубанском внутригородском округе в собственность за плату – по кадастровой стоимости, в соответствии с нормами действующего законодательства было отказано и сообщено, что в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель сельхозназначения для ведения КФХ только путем проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства не являются юридическими лицами. Кроме того, фермерские хозяйства не имеют наименования, поскольку положения статьи 54 Кодекса на индивидуальных предпринимателей не распространяются и факт внесения записи в ЕГРИП, наименований крестьянских (фермерских) хозяйств недопустим.
Как следует из материалов дела, заявителями изготовлен план аналитических измерений координат для вычисления фактической площади испрашиваемого земельного участка.
При изготовлении земельной документации выявлено, что обременении и притязаний третьих лиц на участках не имеется.
Учитывая вышеизложенное, истцы могут как физические лица после получения земельного участка для ведения КФХ, зарегистрироваться как ИП и вести крестьянско-фермерское хозяйство. При таких обстоятельствах, учитывая требования действующего законодательства, истцы имеют право на получение земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на основании заявления гражданина и без проведения торгов.
Так, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, претензий относительно данных земельных участков со стороны третьих лиц никем не заявлено, право собственности на данные участки никем не регистрировалось.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО2, ФИО1 о признании незаконным действий Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель АМО г. Краснодар, и обязании предоставить им в собственность за плату земельные участки по кадастровой стоимости - удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства в собственность за плату ФИО2 и ФИО1
Обязать администрацию МО город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предоставить ФИО1 земельный участок из земель населенных пунктов для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельхозпроизводства, расположенный по адресу: г. Краснодар, <...> из кадастрового квартала с номером 23: 43: 0121067, площадью 22231 кв.м. в собственность за плату, с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка в бюджет города Краснодара и заключить договор купли-продажи.
Обязать администрацию МО город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предоставить ФИО2 земельный участок из земель населенных пунктов для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельхозпроизводства, расположенный по адресу: г. Краснодар, <...> из кадастрового квартала с номером 23: 43: 0125071, 23: 43: 0125039, 23: 43: 0125033, 23: 43: 0125050, 23: 43: 0125061, 23: 43: 0125020 площадью 35808 кв.м., в собственность за плату, с внесением выкупной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка в бюджет города Краснодара и заключить договор купли-продажи.
Финансовые затраты по оформлению земельно-правовой документации, присвоению административных адресов формируемым земельным участкам и постановке их на кадастровый учет возложить на ФИО1 и ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующая: