ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-305/2018 от 23.05.2018 Дятьковского городского суда (Брянская область)

КОПИЯ

Дело № 2-305/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дятьково 23 мая 2018 года

Дятьковский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Гуляевой Л.Г.,

при секретаре Сусековой Н.В.,

с участием старшего помощника

прокурора г. Дятьково Рубанова М.В.,

представителя администрации г. Фокино ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дятьково к администрации г. Фокино Брянской области о возложении обязанности по регистрации права собственности на автомобильную дорогу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дятьково Брянской области обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией города Фокино законодательства о муниципальной собственности было установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества МО ГО «город Фокино» в нем помимо прочих имеется автомобильная дорога с твердым покрытием по адресу: начало автомобильной дороги г. Фокино Брянской области от автостанции до пакгауз, протяженностью 500 м.

При этом, администрацией г.Фокино Брянской области каких-либо предусмотренных законом мер организационного и практического характера, направленных на регистрацию права собственности на объект недвижимости по адресу: начало автомобильной дороги г. Фокино Брянской области от автостанции до пакгауз, протяженностью 500 м., не принято.

Таким образом, отсутствие оформления права собственности на автомобильную дорогу предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, создает не только сложности в ее техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и для препятствий к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние.

В связи с чем, просит обязать администрацию городского округа «г.Фокино» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о регистрации права собственности на автомобильную дорогу по адресу: начало автомобильной дороги г. Фокино Брянской области от автостанции до пакгауз, протяженностью 500 м.

Старший помощник прокурора г. Дятьково Рубанов М.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что отсутствие зарегистрированного права не создает препятствий в содержании и обслуживании данного имущества.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора г. Дятьково Рубанова М.В., представителя ответчика ФИО1, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества МО ГО «город Фокино» в нем помимо прочих имеется автомобильная дорога с твердым покрытием по адресу: начало автомобильной дороги г. Фокино Брянской области от автостанции до пакгауз, протяженностью 500 м.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относится 'дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных/ полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

В силу ч.1 ст.51 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно 4.5 ст. 51 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительном власти.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу 4.1 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Статьи 1, 4, 5 и 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. №150 установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно 4.1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством.

Согласно ст.ст. 15 - 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированных прав на вышеуказанные автомобильные дороги не имеется.

Согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Поскольку отсутствие оформления права собственности на автомобильную дорогу предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, создает не только сложности в ее техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и для препятствий к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Дятьково к администрации г. Фокино Брянской области о возложении обязанности по регистрации права собственности на автомобильную дорогу удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию городского округа «город Фокино» Брянской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о регистрации права собственности на автомобильную дорогу с твердым покрытием по адресу: начало автомобильной дороги г. Фокино Брянской области от автостанции до пакгауз, протяженностью 500 м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Дятьковский городской суд.

Мотивированное решение составлено 25 мая 2018 года.

Председательствующий <данные изъяты>/ Л.Г. Гуляева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>