ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-305/2021 от 15.10.2021 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-305/2021

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Лазо Лазовский район Приморский край 15 октября 2021 года

Лазовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Юриковой С.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Лазовского района Приморского края Герасименко О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лазовского муниципального округа и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сокольчинская средняя общеобразовательная школа » Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лазовского района Приморского края Ларин Д.А., действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лазовского муниципального округа и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сокольчинская средняя общеобразовательная школа » Лазовского муниципального округа Приморского края (далее - МБОУ Сокольчинская СОШ ) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму. В обоснование требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлены нарушения законодательства. В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что мероприятия по антитеррористической защищенности МБОУ Сокольчинская СОШ (территории), расположенной по адресу: <адрес><адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства РФ ) в полном объеме не выполняются. В нарушение пп. «г» п. 24 Постановления Правительства РФ в МБОУ Сокольчинская СОШ отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ Сокольчинская СОШ вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое рассмотрено и частично удовлетворено. Просит суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа обязанность выделить денежные средства в срок до ДД.ММ.ГГГГ для оснащения МБОУ Сокольчинская СОШ Лазовского муниципального округа <адрес> системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также обязать МБОУ Сокольчинская СОШ Лазовского муниципального округа Приморского края в течение одного месяца с момента получения денежных средств от администрации Лазовского муниципального округа устранить нарушения закона путем выполнения работ по оснащению здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

В судебном заседании представитель истца Герасименко О.Л. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Лазовского муниципального округа Приморского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В судебное заседание представитель ответчика МБОУ «Сокольчинская СОШ » Лазовского района Приморского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5, 7, 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Безопасное функционирование образовательной организации возможно только с соблюдением требований норм антитеррористической защищенности, что будет гарантировать безопасность находящихся там лиц.

В соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Из материалов дела следует, что по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположено МБОУ Сокольчинская СОШ .

Из ответа начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ на обращение начальника Управления образования администрации Лазовского муниципального округа Приморского края об организации охраны объектов образования в Лазовском муниципальном округе следует, что в связи со значительной отдаленностью Объектов от маршрутов патрулирования групп задержания вневедомственной охраны Росгвардии (более 100 километров), организовать их охрану путем реагирования нарядов войск национальной гвардии на поступающие тревожные сообщения, не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления образования Лазовского муниципального района поступило ходатайство от директора школы о том, что в феврале месяце в МБОУ Сокольчинской СОШ и группе дошкольного образования было произведено комплексное обследование и категорирование объектов по антитеррористической защищенности, выявили следующие недостатки: отсутствует система контроля и управления доступом, отсутствует автономная система оповещения, отсутствуют технические средства охраны, отсутствует освещение территории за зданием школы и группы д/о, обеспечить охрану объекта сотрудниками охранных организаций в школе. Устранить недостатки необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу на требование от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации по террористической безопасности следует, что охрана школы физической охраной не осуществляется; система видеонаблюдения имеется (5 видеокамер в школе, 3 - по периметру школы); системой экстренного оповещения объект не оборудован; система оповещения не имеется; инженерно-техническими средствами объект не оснащён, (тревожная кнопка имеется, к ЧОПу не подведена); ограждение имеется; пропускной режим обеспечен за счёт технического персонала, имеется журнал посещения; план эвакуации разработан, имеются инструкции поведения работников и учащихся школы в случае совершения террористического акта, разработан и подписан антитеррористический паспорт; имеется стенд «Терроризм-угроза обществу», вывешена информация о поведении работников, учащихся при обнаружении подозрительных предметов, имеется схема эвакуации и номера телефонов спасательных служб; ответственные по обеспечению антитеррористических мероприятий назначены (приказ прилагается); план мероприятий взаимодействия с территориальными органами безопасности разработан, но не утверждён в соответствующих органах; инструктажи и практические занятия с работниками проводятся, имеется журнал регистрации; обход и осмотр школы систематически проводится завхозом и сторожами; учения и тренировки проводятся согласно плана; фактов бесконтрольного пребывания посторонних лиц и транспортных средств на объекте не зафиксировано.

Согласно информации директора школы от ДД.ММ.ГГГГ, направленной в адрес начальника Управления образования Лазовского муниципального района следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ Сокольчинской СОШ и группе дошкольного образования необходимо провести следующие мероприятия: по антитеррористической безопасности - необходима физически обученная охрана школы и группы дошкольного образования; установка оборудования системой экстренного оповещения работников, обучающихся, находящихся на объекте; инженерно-технические средства и системы охраны; замена ограждения, установка освещения вдоль ограждения.

Согласно сведениям по антитеррористической безопасности в МБОУ Сокольчинская СОШ на предписание прокуратуры следует, что из выявленных в акте категорирования нарушения - не устранены, тревожная кнопка имеется, но не подключена к соответствующим органам; ведется работа по антитеррористической деятельности.

Для устранения указанных нарушений требуются финансовые ресурсы образовательному учреждению, выделение которых регламентируется требованиями бюджетного законодательства.

Согласно Уставу МБОУ Сокольчинская СОШ , учредителем имущества образовательной организации является администрация Лазовского муниципального округа.

Учитывая характер выявленного нарушения, значительные финансовые затраты, необходимые для его устранения, а также то обстоятельство, что МБОУ Сокольчинская СОШ не является распорядителем бюджетных средств и имеет лишь один источник финансирования - муниципальный бюджет, следует что, обязанность по финансовому обеспечению и содержанию зданий образовательной организации должна быть возложена на администрацию Лазовского муниципального округа.

Учитывая изложенные обстоятельства, сложившаяся в настоящее время ситуация является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений и повышение уровня антитеррористической защищенности объекта.

С учетом того, что здание школы является социально значимым объектом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Кроме того, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для выделения денежных средств для оснащения МБОУ Сокольчинская СОШ системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лазовского муниципального округа и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сокольчинская средняя общеобразовательная школа » Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, - удовлетворить.

Возложить на администрацию Лазовского муниципального округа обязанность выделить денежные средства в срок до ДД.ММ.ГГГГ для оснащения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сокольчинская средняя общеобразовательная школа » Лазовского муниципального округа Приморского края системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сокольчинская средняя общеобразовательная школа » Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность в течение ОДНОГО месяца с момента получения денежных средств от администрации Лазовского муниципального округа устранить нарушения закона путем выполнения работ по оснащению здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 18 октября 2021 года.

Судья Е.В. Волкова