копия № 2-3060/2021
24RS0017-01-2021-004158-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2021 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Булыгиной С.А.
при секретаре Мокиной Е.Е.,
с участием: - представителя истца Чуприковой Т.В.,
- представителей ответчика ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО «НПП «Радиосвязь» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился с исковыми требования к АО «НПП «Радиосвязь» о возложении обязанности. В обоснование указал, что проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности АО «НПП Радиосвязь». В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в том, что основным источником загрязнения атмосферы на предприятии является твердотопливная котельная, которая оборудована тремя паровыми котлоагрегатами: ДКВ-6,5/13, КЕ-25/14С, ДКВР- 20/13, проектируемой мощностью на момент ввода в эксплуатацию 30,5 Гкал/час., дымовые газы от которых после очистки выбрасываются в атмосферный воздух через дымовую трубу высотой 60 м, диаметром 1,6 м., в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю поставлены на учет объекты негативного воздействия на окружающую среду: объект промплощадка №1 АО «НПП «Радиосвязь», свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 16.05.2017 № BFKC0ILI с присвоением кода объекта 04-0124-001080-П, II категории объекта и умеренная категория риска, заявкой от 10.05.2017 задекларировано 158 стационарных источников выбросов, суммарный валовый выброс которых составляет 164,18902 т/г. Согласно проекту на промышленной площадке №1 предприятия установлены 183 источника выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, всего в атмосферу поступают 88 загрязняющих веществ суммарный валовый выброс составляет 191,642019 т/г.; объект промплощадка №2 АО «НПП «Радиосвязь», постановлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 02.08.2018 с присвоением кода объекта 04-0124-001077-П, III категории объекта и умеренной категория риска, заявкой от 25.07.2018 задекларировано 8 стационарных источников выбросов, суммарный валовый выброс которых составляет 0,23320 т/г, согласно проекту ПДВ на ней установлены 9 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, всего в атмосферу поступают 15 загрязняющих веществ суммарный валовый выброс составляет 0,30882269 т/г.; объект промплощадка №3 постановлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 02.08.2018 с присвоением кода объекта 04-0124-001079-П, IV категории объекта и низкой категорией риска, заявкой от 25.07.2018 задекларирован 1 стационарный источник выбросов, суммарный валовый выброс которых составляет 0,00175 т/г., согласно проекту ПДВ установлен 1 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, всего в атмосферу поступают 7 загрязняющих веществ суммарный валовый выброс составляет 0,01093477 т/г.; объект промплощадка №4 АО «НПП «Радиосвязь» постановлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 02.08.2018 с присвоением кода объекта 04-0124-001078-П, IV категории и низкой категории риска, заявкой от 25.07.2018 задекларирован 1 стационарный источник выбросов, суммарный валовый выброс которых составляет 0,00515 т/г., согласно проекта ПДВ на данной промышленной площадке установлен 1 источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, всего в атмосферу поступают 5 загрязняющих веществ суммарный валовый выброс составляет 0,01016868 т/г. Производственный контроль в области охраны окружающей среды АО «НИИ «Радиосвязь» осуществляется на основании программы производственного экологического контроля, при проверке установили, что надлежащий производственный экологический контроль АО «НПП «Радиосвязь» не осуществляется, паспорта установок очистки газа ведутся с нарушением, представленные графики планово-предупредительного ремонта теплотехнического и компрессорного оборудования за 2020 и 2021 года не содержат информации о планово-предупредительном ремонте по ряду установок отчистки газов (пылеулавливающим установкам). Тем самым ответчиком нарушены требования природоохранного законодательства, что лишает граждан прав на благоприятную окружающую среду, чистый атмосферный воздух. 04.06.2021 в адрес генерального директора внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, мер к устранению выявленных нарушений не принято. С учетом уточнения исковых требований просят обязать АО «НПП «Радиосвязь» принять меры по приведению программы производственного экологического контроля в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, организовать проведение надлежащего производственного контроля промышленных выбросов на эксплуатируемых источниках загрязнения лабораторией, аккредитованной в соответствии с ч.ч. 2.3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу
решения суда, обеспечить бесперебойную работу газоочистных установок в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа, провести их планово-предупредительный ремонт и организовать ведение паспортов установок очистки газа в соответствии с данными правилами в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Представитель истца – помощник Красноярского природоохранного прокурора Чуприкова Т.В., в ходе судебного заседания уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в нем. Суду пояснила, что ответчик не организовал экологический контроль, использовав собственную неаккредитованную лабораторию, не обеспечил привлечение иной лаборатории с необходимыми документами. Полагала, что с учетом представленных ответчиком документов, возможно, часть нарушений устранена. Уточнила, что на территорию АО «НПП «Радиосвязь» выходили единожды, ответчик предоставлял ряд документов, в телефонном режиме пояснили, что нарушение устранено, но доказательств истцу не представлено. Пояснила, что бесперебойная работа установок обеспечивается правилами эксплуатации, предусматривается ведение паспортов, что было выполнено с нарушениями и имелись недостатки в заполняемых документах, не было отметок о проведении планово-предупредительного ремонта, очистки. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представители ответчика ФИО2 действующий на основании доверенности от 19.08.2021 года, ФИО1 действующая на основании доверенности от 15.12.2020 года, в судебном заседании исковые требования признали, суду пояснили, что требования истца возможно исполнить в течение предложенного прокурором периода. Согласно предписанию, все возможное было сделано в летний период, протоколы велись, но записи не были внесены в журнал, в связи с этим на момент проверки они не могли предоставить сведения истцу. Паспорта не были предоставлены, в них не было записей о проведении работ, на основании этих обстоятельств можно было сделать вывод, что они работают неэффективно. В настоящее время предприятие ищет подрядчиков – лицензированную лабораторию, с которой будет заключен контракт, на момент рассмотрения дела договор еще не заключен. Считают возможным выполнить требования истца в предлагаемый срок.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 1 названного Федерального закона, компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений в том числе об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Частью 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 04.06.2021 года внесено представление Красноярским природоохранным прокурором ответчику АО «НПП Радиосвязь» с требованием о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.
08.06.2021 года в адрес прокуратуры направлен ответ, из которого следует, что представление рассмотрено в присутствии помощника Красноярского природоохранного прокурора Чуприковой Т.В., АО «НПП «Радиосвязь» приняты безотлагательные меры по устранению нарушений природоохранного законодательства установленных в ходе проверки. На настоящий момент формируется заявление на актуализацию сведений об объектах HBOC в личном кабинете природопользователя на веб-портале Росприроднадзора. Предприятием отправлены запросы на проведение измерений и анализа состава промышленных выбросов в атмосферу и атмосферного воздуха в рамках программы производственного экологического контроля в аккредитованные лаборатории г.Красноярска, работающие в этой области. Одновременно с этим предприятием ведутся работы по получению аккредитации ведомственной сани гарно-промышленной лаборатории. В кратчайшие сроки будет организовано прохождение необходимой подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности у лиц, ответственных за принятие решений в этой области. На данный момент проводится корректировка паспортов установок очистки газов с добавлением необходимой информации и вносятся изменения в графики планово-предупредительного ремонта. По факту выявленных нарушений на предприятии проведена внутренняя проверка, по результатом которой должностное лицо (главный инженер В.Н, Климовец) привлечен к дисциплинарной ответственности.
Согласно приказу №482/1 от 07.06.201 года в отношении главного инженера ФИО2 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Из представленной в материалы дела справки от 20.05.2021 года по итогам проверки соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха при осуществлении выбросов в атмосферный воздух, законодательства в области обращения с отходами и иного природоохранного законодательства Акционерного общества «НПП «Радиосвязь» от Енисейского межрегионального управления Росприроднадаора следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации. Установлено, что юридическим лицом не проведена должным образом актуализация учетных сведений на объектах негативного воздействия на окружающую среду. Нарушены требования ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 Ха 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Программа производственного экологического контроля объекта HBOC №04-0124-001080- П Промплощадки № 1 АО «НПП «Радиосвязь» не соответствует установленным требованиям. Нарушены требования ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 67 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 3 приказа Минприроды России N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля". Ведомственная лаборатория АО «НПП «Радиосвязь» осуществляет производственный экологический контроль, при отсутствии соответствующей аккредитации.
В ходе судебного заседания стороной ответчика представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении требований природоохранного законодательства, проведения необходимых работ. Так, актом №6 от 02.09.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 626, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 9ВУ-9, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №12 от 06.08.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 622, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 1ВУ-12, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №9 от 02.07.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 03-1/19-668, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 5ВУ-1, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №13 от 11.08.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 609, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 5ВУ-2, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №10 от 03.06.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 638, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 9ВУ-13, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №8 от 10.09.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 617, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 3ВУ-17, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №11 от 04.08.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 646, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 2ВУ-60, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №13 от 08.06.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 03-1/19-666, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 2ВУ-71, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Актом №9 от 05.10.2021, паспортом на газопылеулавливающую установку регистрационный номер 03-1/19-667, подтверждается произведение ремонта/чистки воздуховодов вентиляционной систему 4ВУ-81, по окончанию объект прошел испытание и сдан в эксплуатацию.
Также представлен график проведения планового предупредительного ремонта систем, предусматривающий проведение ремонта/чистки каждого объекта.
Также стороной ответчика запрашиваются коммерческие предложения на оказание услуг по проведению инструментальных замеров промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что свидетельствует о намерении исполнения обязанности по привлечению аккредитованной испытательной лаборатории для производства экологического контроля.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.1 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Положениями п. 11 ст. 69 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, учитывая представленные в материалы дела доказательства, суд находит требования Красноярского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания АО «НПП «Радиосвязь» приведения программы производственного экологического контроля в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, организовать проведение надлежащего производственного контроля промышленных выбросов на эксплуатируемых источниках загрязнения аккредитованной лабораторией, а также обеспечения бесперебойной работы газоочистных установок в соответствие с Правилами эксплуатации, проведении их планово-предупредительного ремонта и организации ведения паспортов установок очистки газа.
Разрешая вопрос об установлении срока, в течение которого решение должно быть исполнено, суд руководствуется положениями ст. 206 ГПК РФ, согласно которой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и устанавливает разумный срок для выполнения требований природоохранного законодательства в размере 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с ответчика в доход бюджета необходимо взыскать государственную пошлину, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать АО «НПП «Радиосвязь» привести программу производственного экологического контроля в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, организовать проведение надлежащего производственного контроля промышленных выбросов на эксплуатируемых источниках загрязнения аккредитованной лабораторией, в срок, не позднее шести месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Обязать АО «НПП «Радиосвязь» обеспечить бесперебойную работу газоочистных установок в соответствие с Правилами эксплуатации, провести их планово-предупредительный ремонт и организовать ведение паспортов установок очистки газа в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с АО «НПП «Радиосвязь» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна.
Судья С.А. Булыгина
Мотивированное решение составлено 13.10.2021 года.