Дело № 2-3061/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2016 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Сухарева А.В.,
При секретаре Байрак Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК «ЖилКомСервис» о признании действий по начислению платы за горячее водоснабжение незаконными, обязании произвести перерасчет, возмещении убытков, упущенной выгоды, взыскании расходов на юридическую помощь, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском (уточнив требования) к ответчику о признании действий по начислению платы за горячее водоснабжение незаконными, обязании произвести перерасчет, возмещении убытков, упущенной выгоды, взыскании расходов на юридическую помощь, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование своих требований истец указал, что он является владельцем квартиры по адресу: <адрес>. Ответчик является управляющей организацией по отношении к указанному многоквартирному дому. Этот жилой дом оснащен индивидуальным тепловым пунктом с использованием которого осуществляется приготовление горячей воды. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ осуществляет начисление платы за горячее водоснабжение с нарушением установленного законом порядка. Так Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 г. № 129 в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 были внесены изменения, которыми предусмотрен иной порядок определения платы за горячее водоснабжение по формуле № 20. Однако, ответчик не применяет этот порядок (соответствующую формулу), в результате чего за период ДД.ММ.ГГГГ истец переплатил (понес убыток) на сумму 14550,11 руб. Также в результате необходимости участи в судебных разбирательствах истец недополучил заработную плату на сумму 8976,17 руб., понес расходы на юридическую помощь в сумме 12500 руб. Указанные суммы, а также компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами в сумме 1327,07 руб. и штраф истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик не явился в судебное заседание, был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее ответчик возражал против удовлетворения иска, указав, что для применения указанной истцом формулы 20 необходимо определение удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, а для этого следует использовать норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунального услуги по горячему водоснабжению. Этот норматив должен быть утвержден органом государственной власти субъекта РФ. Однако таковой норматив применительно к муниципальному образованию городской округ Долгопрудный не утвержден. Из-за этого производить начисление платы по указанной формуле в настоящее время до утверждения указанного норматива не возможно. Поэтому определение указанной платы осуществляется расчетным путем.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, считает, что не имеется оснований для удовлетворения иска.
Как установлено судом истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Управлением указанным домом осуществляет ответчик.
Из объяснений сторон следует, что дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом, при помощи которого осуществляется приготовление горячей воды и отопление жилого дома. То есть поступившее от теплоснабжающей организации тепловая энергии идет частично на подогрев воды для горячего водоснабжения, а часть для отопления.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом в силу вышеуказанных норм на собственников помещений в МКД возложена обязанность по оплате за потребленную тепловую энергию, потраченную для целей отопления и горячего водоснабжения.
Формула 20, на которую ссылается истец, при определении платы за горячее водоснабжение предусматривает использование элемента указанной формулы как удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом этот показатель при наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1.
Формула 20.1 в свою очередь предполагает использование норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как следует из объяснений сторон, а также ответа Министерства ЖКХ Московской области на обращение истца, указанный выше норматив применительно к муниципальному образованию городской округ Долгопрудный на момент рассмотрения дела не был утвержден. Министерством проводится анализ представленного администрацией г. Долгопрудного проекта расчета норматива.
Учитывая, что до настоящего времени указанный выше норматив не утвержден, формула, на которую ссылается истец не может быть применена, т.к. отсутствует для этого один из составных ее частей показателей (элементов).
Поскольку, как уже выше указывалось, на владельцев помещений в МКЖ возложена обязанность по оплате в полном объеме потребленной теплоэнергии, применение ответчиком при определении платы за горячее водоснабжение расчетного метода, исходя из показаний установленных приборов учета является правомерным. Иного варианта определения оплаты не имеется при отсутствии утвержденного вышеуказанного норматива. Доказательств обратного истцом не представлено.
Делая указанные выше выводы, суд учитывает и то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены требования ООО «УК «ЖилКомСервис» о признании незаконным предписания Госжилинспепкции Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «УК «ЖилКомСервис» было обязано по результатам проведенной по обращению ФИО1 проверки производить начисления платы за горячее водоснабжение по казанной выше формуле № 20.
Признавая указанное предписание незаконным, арбитражные суды указали, что в связи с тем, что вышеуказанный норматив не утвержден, применение ООО «УК «ЖилКомСервис» расчетного метода соответствует требованиям приведенных выше нормативных актов.
Поскольку судом не установлено, что ответчик нарушает права истца при определении платы за горячее водоснабжение, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «УК «ЖилКомСервис» о признании действий по начислению платы за горячее водоснабжение незаконными, обязании произвести перерасчет, возмещении убытков, упущенной выгоды, взыскании расходов на юридическую помощь, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Долгопрудненский городской суд в течение одного месяца со дня подготовки мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение подготовлено 09.01.2017 г.