РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2013 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:
Председательствующего судьи Клименко Г.А.
при секретаре Шенбергер Л.В.
с участием помощника Сургутского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Майборода Д.В., действующего на основании доверенности от 08.02.2013 года; представителя ответчика Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства- филиала Федерального бюджетного учреждения «Администрация «Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» Никитиной Д.А., действующей на основании доверенности от 10 сентября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3062/13 по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга к Федеральному бюджетному учреждению «Обь-Иртышводпуть» в лице Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства об устранении нарушений в сфере экологии,
установил:
Истец Сургутский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга к Федеральному бюджетному учреждению «Обь-Иртышводпуть» в лице Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства об устранении нарушений в сфере экологии. Требования мотивированы тем, что транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства о безопасности судоходства. В ходе проверки установлено, что 13 мая 2013 года в районе 13 км р.Иртыш обнаружено бесхозное нефтеналивное судно, которое самосплавом двигалось по судовому ходу р.Иртыш. Бесхозное судно было отбуксировано к правому берегу р.Иртыш 13 км. При проведении проверочных мероприятий установлено, что нефтеналивное судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре Российской Федерации и Реестре маломерных судов РФ. В пределах территории ХМАО – Югры функции администрации бассейна внутренних водных путей осуществляет филиал ФБУ «Обь-Иртышводпуть» Ханты-Мансийское окружение управление водных путей и судоходства. Установлено, что Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства не включило найденное нефтеналивное несамоходное судно в реестр бесхозяйных судов. Таким образом, не исполнение Ханты-Мансийским окружным управлением водных путей и судоходства требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части включения нефтеналивного судна в реестр бесхозяйных судов, не позволяет в должной мере осуществить мероприятия по установлению собственника судна. Кроме того, бесхозяйное несамоходное нефтеналивное судно находится в безнадзорном состоянии, что может привести к его затоплению, причинению водному объекту экологического ущерба, а также к угрозе безопасности судоходства. Перечисленные нарушения природоохранного и водного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающие на территории Ханты-Мавнсийского района и на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. В связи с чем, истец просит обязать филиал Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышводпуть» Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства в течение 10-ти суток с момента вступления решения суда в законную силу, включить несамоходное нефтеналивное судно, находящееся на правом берегу р.Иртыш (14 км от устья, географические координаты 61?02’04,0” с.ш.; 68?57’26,8” в.д.) в реестр бесхозяйных судов. Обязать филиал Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышводпуть» Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства в течение 10-ти суток с момента вступления решения суда в законную силу, поместить бесхозяйное несамоходное нефтеналивное судно в пункт отстоя, принадлежащий филиалу ФБУ «Обь-Иртышводпуть» Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства.
Представитель истца, Сургутской транспортной прокуратуры Уральской транспортной прокуратуры, Майброда Д.В., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске. Настаивает на удовлетворении исковых требований. Уточнил требования в части срока исполнения решения суда с 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу до 60 суток, так как 10 суток – это не реальный срок для исполнения решения суда.
Представитель ответчика, Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства – филиала Федерального бюджетного учреждения «Администрация «Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», Никитина Д.А., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что у ответчика отсутствует возможность размещения указанного судна.
Заслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного заседания установлено, что Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства о безопасности судоходства, в ходе которой установлено, что 13 мая 2013 года в районе 13 км реки Иртыш обнаружено бесхозное нефтеналивное судно.
Вышеуказанное судно самосплавом двигалось по судовому ходу реки Иртыш. Принятыми мерами судно отбуксировано к правому берегу реки Иртыш в районе 13 км.
Как следует из Акта обследования территории Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, от 24 мая 2013 года, при проведении обследования правого берега реки Иртыш в 14 км от устья, установлено, что в 14 км от устья реки Иртыш (правый берег) в затоне не берегу расположена нефтеналивная баржа. При осмотре установлено, что в двух отсеках баржа заполнена остатками нефтепродуктов. Определить номер баржи не представляется возможным в связи с тем, что государственные регистрационные знаки стерты. На момент осмотра видимых повреждений баржи не обнаружено, нефтеразливов (нефтяных пятен) на воде и на почве не установлено. В момент осмотра территории сотрудником ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре были отобраны пробы почвогрунтов и воды.
При проведении проверочных мероприятий установлено, что нефтеналивное судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре Российской Федерации и Реестре маломерных судов Российской Федерации.
Нефтеналивное несамоходное судно является бесхозяйным.
В соответствии с требованиями п.15, 16 статьи 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, бесхозяйное судно подлежит учету администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета бесхозяйных судов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функции администрации бассейна внутренних водных путей осуществляет филиал ФБУ «Обь-Иртышводпуть» Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства.
Установлено, что Ханты-Мансийское окружное управление водных путей и судоходства не включило найденное нефтеналивное несамоходное судно в реестр бесхозяйных судов.
В соответствии с требованиями с пунктом 19 статьи 17 Кодекса водного внутреннего транспорта Российской Федерации после учета бесхозяйного судна администрация бассейна внутренних водных путей принимает меры по установлению владельца такого судна. В случае, если владелец бесхозяйного судна установлен, администрация бассейна внутренних водных путей направляет ему предписание с требованием осуществить транспортировку такого судна в установленный пункт отстоя. В случае получения администрацией бассейна внутренних водных путей подтверждения выполнения указанного требования такое судно снимается с учета.
Таким образом, неисполнение Ханты-Мансийским окружным управлением водных путей и судоходства требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части включения нефтеналивного судна в реестр бесхозяйных судов, не позволяет в должной мере осуществить мероприятия по установлению собственника судна.
Кроме того, бесхозяйное несамоходное нефтеналивное судно находится в безнадзорном состоянии, что может привести к его затоплению.
Согласно требованиям статьи 49 Кодекса водного внутреннего транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Бесхозяйное нефтеналивное судно находится в безнадзорном состоянии, что может повлечь за собой к затоплению несамоходного судна.
Затопление несамоходного нефтеналивного судна может привести к причинению водному объекту (реки Иртыш) экологического ущерба, а также к угрозе безопасности судоходства.
В соответствии со статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.
Перечисленные нарушения природоохранного и водного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Ханты - Мансийского района и на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, необходимости их удовлетворения.
Доводы представителя ответчика о том, что у ответчика отсутствует возможность размещения указанного судна, не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Сургутского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга к Федеральному бюджетному учреждению «Обь-Иртышводпуть» в лице Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства об устранении нарушений в сфере экологии, удовлетворить.
Обязать филиал Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышводпуть» в лице Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства в течение 60 -ти суток с момента вступления решения суда в законную силу включить несамоходное нефтеналивное судно, находящееся на правом берегу р. Иртыш (14 км от устья, географические координаты 61?02’04,0” с.ш.; 68?57’26,8” в.д.) в реестр бесхозяйных судов.
Обязать филиал Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышводпуть» в лице Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства в течение 60 -ти суток с момента вступления решения суда в законную силу, поместить бесхозяйное несамоходное нефтелаливное судно в пункт отстоя, принадлежащий филиалу Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышводпуть» в лице Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено и оглашено сторонам 16 сентября 2013 года.
Федеральный судья
Ханты-Мансийского районного суда: Г.А.Клименко