ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3062/2023 от 25.10.2023 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

председательствующего судьи Щедриной Н.Д.,

при секретаре Галушкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «ФИО5», третье лицо: Региональная служба по тарифам Ростовской области об обязании выполнить мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой в сфере электроснабжения на 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. Прокуратурой Первомайского района г.Ростова-на-Дону во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 03.11.2017 № 123 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведен анализ исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе, в части разработки и реализации АО «ФИО6» инвестиционной программы. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №977 утверждены Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в инвестиционную программу территориальной сетевой организации АО «ФИО8» ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной проверки установлено, что предусмотренные инвестиционной программой работы по замене КЛ-6кВ РП-22 – ТП-026 <адрес>); КЛ-6кВ РП-22 – ТП-027 (<адрес>); КЛ-6кВ ТП-027 – ТП-026 (<адрес>) на сумму 10,317 млн. рублей в ДД.ММ.ГГГГ году не выполнены. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении АО «ФИО7» предусмотренных инвестиционной программой в сфере электроснабжения мероприятий, финансирование которых включено в тариф. Следствием бездействия АО «Коммунальщик Дона» в части замены систем электроснабжения является невозможность обеспечения надлежащего электроснабжения, что нарушает права жителей Первомайского района г.Ростова-на-Дону на получение качественной услуги. По фактам выявленных нарушений в адрес руководителя АО «Коммунальщик Дона» ДД.ММ.ГГГГ. внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, однако нарушения на сегодняшний день не устранены, что подтверждается ответом на представление. Выявленные нарушения исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами АО «Коммунальщик Дона» возложенных на них обязанностей и требуют принятия незамедлительных мер организационного характера, направленных на устранение и недопущение впредь данных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 ГПКРФ, истец, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил суд обязать АО «ФИО10» в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой в сфере электроснабжения на 2022 год за счет денежных средств АО «ФИО9», а именно осуществить замену КЛ-6кВ РП-22–ТП-026 (<адрес>); КЛ-6кВ РП-22–ТП-027 (<адрес>); КЛ-6кВ ТП-027–ТП-026 (<адрес>).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону М.Д.О. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика АО «ФИО11» - Г.Р.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме. При этом, представитель ответчика указал, что проведенные ДД.ММ.ГГГГ. электролабораторией АО «ФИО12» испытания кабельных линий показали, что изоляция кабелей испытания выдержали, в связи с чем в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ. АО «ФИО13» технического освидетельствования указанных кабелей линий было установлено, что техническое состояние кабельных линий позволяет их дальнейшую эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ. Работы по замене кабельных линий было решено перенести с ДД.ММ.ГГГГ на более поздний срок. Корректировка необходимой валовой выручки в связи с невыполнением в ДД.ММ.ГГГГ предусмотренных инвестиционной программой мероприятий, будет произведена при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии ДД.ММ.ГГГГ, то есть неизрасходованные денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ. будут изъяты из тарифа, устанавливаемого на ДД.ММ.ГГГГ

Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица по правилам статьи 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.45 ГПК РФпрокурор обладает правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст.27, п. 3 ст.35Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов», правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а такжефедеральными нормами и правиламив области промышленной безопасности.

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от 26.03.2003г. N 35-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об электроэнергетике", инвестиционная политика государства в электроэнергетике направлена на обеспечение ее устойчивого развития, на развитие энергосбережения, а также предусматривает привлечение инвестиций во все сферы электроэнергетики и усиление государственного контроля за эффективностью инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Основой инвестиционной политики государства в электроэнергетике является содействие привлечению в электроэнергетику инвестиций посредством формирования благоприятного инвестиционного климата, создания стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения товаров и услуг, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), обеспечения защиты и поддержки развития российских производителей, использования инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечения экономического стимулирования внедрения новых высокоэффективных технологий в электроэнергетике, в том числе в целях развития малой и нетрадиционной энергетики.

Целями инвестиционной политики государства в сфере развития единой национальной (общероссийской) электрической сети являются повышение эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В указанных целях государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в порядке, установленномстатьей 10настоящего Федерального закона.

Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Утверждение инвестиционных программ сетевых организаций осуществляется с применением показателей надежности и качества услуг по передаче электрической энергии, утвержденных в установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной властипорядке.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009г. №977 утверждены Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012г. №20, РСТ является исполнительным органом Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему исполнительных органов Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и пр.) на товары, услуги, а так же контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.47 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009г. №977, РСТ утверждает инвестиционные программы на основании обращения субъектов электроэнергетики и опубликования информации о проекте инвестиционной программы и об обосновывающих ее материалах, в порядке и сроки, которые установлены Стандартами раскрытия информации субъектам оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. №24.

Согласно пункту 47 Правил, корректировка утвержденных инвестиционных программ осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правилами для утверждения проектов инвестиционных программ.

Судом установлено, что на основании заявления сетевой организации от 17.04.2019г., Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12.12.2019г. , была утверждена инвестиционная программа территориальной сетевой организации АО «ФИО14» на период ДД.ММ.ГГГГ

Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. , ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения (корректировка) в Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, Об утверждении инвестиционная программа территориальной сетевой организации АО «Коммунальщик Дона» на период ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГ год инвестиционной программой была предусмотрена реализация трех инвестиционных проектов общим объемом финансирования 10317000 рублей, в том числе: замена КЛ-6кВ РП-22 (ф.9)– ТП-026 – 5029000 руб., КЛ-6кВ РП-22 (ф.10) – ТП-027 – 5028000 руб., КЛ-6кВ ТП-027 – ТП-026 – 259000 руб.

В ходе проведенного прокуратурой Первомайского района г.Ростова-на-Дону во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 03.11.2017 № 123 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведен анализ исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе в части разработки и реализации АО «Коммунальщик Дона» инвестиционной программы.

В ходе проведенной проверки установлено, что предусмотренные инвестиционной программой работы по замене КЛ-6кВ РП-22 – ТП-026 (<адрес>); КЛ-6кВ РП-22 – ТП-027 (<адрес>); КЛ-6кВ ТП-027 – ТП-026 (<адрес>) на сумму 10,317 млн. рублей в 2022 году не выполнены.

Поскольку выявленные нарушения в деятельности АО «ФИО15» являются недопустимыми, ставящими под угрозу надежность предоставления услуг электроснабжения, требующие устранения и принятия незамедлительных мер, направленных на строгое и неукоснительное исполнение требований действующего законодательства, прокуратурой Первомайского района г.Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя АО «Коммунальщик Дона» внесено представление, с требованием принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось ответчиком, мероприятия инвестиционной программы ДД.ММ.ГГГГ АО «ФИО16» не выполнены. В свою очередь Региональная служба по тарифам Ростовской области в своем отзыве на иск, подтвердила факт выявленных нарушений.

В данном случае Инвестиционная программа предусматривает совершение ответчиком определенных действий в соответствующие сроки - ДД.ММ.ГГГГ, неисполнение обязательств в установленные сроки является нарушением исполнения обязательств.

Поскольку Инвестиционная программа, разработанная ДД.ММ.ГГГГ, не исполнена ответчиком в полном объеме, при этом является действующей, факт её не исполнения установлен в судебном заседании и признан ответной стороной, финансирование Инвестиционной программы заложено в тарифы на электроснабжение для потребителей, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом проведенные ДД.ММ.ГГГГ. электролабораторией АО «ФИО18» испытания кабельных линий, проведенное ДД.ММ.ГГГГ «ФИО19» техническое освидетельствование указанных кабелей линий, которыми было установлено, что техническое состояние кабельных линий позволяет их дальнейшую эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ., и работы по замене кабельных линий возможно было перенести ДД.ММ.ГГГГ. на более поздний срок, в данном случае не могут являться основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенной на него Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанности.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

С учетом изложенного срок для добровольного исполнения решения суда, начинается со дня его вступления в законную силу решения суда, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика устранить выявленные нарушения в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Акционерное Общество «Коммунальщик Дона» ОГРН , ИНН в срок в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой в сфере электроснабжения на 2022 год за счет денежных средств АО «Коммунальщик Дона», а именно осуществить замену КЛ-6кВ РП-22–ТП-026 (<адрес>); КЛ-6кВ РП-22–ТП-027 (<адрес>); КЛ-6кВ ТП-027–ТП-026 (<адрес><адрес>).

Взыскать с Акционерное Общество «Коммунальщик Дона» ОГРН , ИНН , государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 01.11.2023 г.

Судья