ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3063/18 от 14.08.2018 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-3063/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кызыл 14 августа 2018 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ооржак А.М., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО9, министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4ФИО3 об отмене, признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании в виде выговора, компенсации морального вреда,

с участием истца ФИО2, ее представителя по ордеру ФИО2, представителя ответчика по доверенности ФИО7,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4ФИО3 об отмене, признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании в виде выговора, компенсации морального вреда, указав, что она принята на работу первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4.

Приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 Е.Ю. -лс от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца применено дисциплинарное взыскание в виде выговора на основании протеста Прокуратуры РТ от ДД.ММ.ГГГГ и акта о результатах служебной проверки. Считает привлечение к дисциплинарному взысканию необоснованным и незаконным, поскольку оно было применено с несоблюдением установленного законом порядка наложения дисциплинарного взыскания, выразившегося в нарушении Закона Республики ФИО4 «О вопросах государственной гражданской службы Республики ФИО4». Перед наложением дисциплинарного взыскания от истца не было отобрано объяснение в письменной форме, приказ о проведении служебной проверки в отношении истца не был издан. Также основанием издания приказа о применении дисциплинарного взыскания явилось Акт о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с данным приказом истец также не была ознакомлена. Считает, что незаконными действиями в виде наложения дисциплинарного взыскания истцу причинен моральный вред, который выразился в стрессе, депрессии и бессоннице.

Просит суд (с учетом уточнений) признать незаконным приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4- лс от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании» в отношенииФИО2. Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 в пользу ФИО2 50 000 в счет компенсации морального вреда, 20 000 рублей в счет расходов за услуги представителя.

В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель ФИО2, действующая на основании ордера, просили удовлетворить исковые требования по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что дисциплинарное взыскание на истца возложено законно и обоснованно, процедура не нарушена, данная обязанность возложена на истца приказом о распределении обязанностей, за нею закреплено кураторство за деятельностью Некоммерческого фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике ФИО4.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 Е.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики ФИО4» государственная гражданская служба Республики ФИО4 (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее также - граждане) на должностях государственной гражданской службы Республики ФИО4 (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики ФИО4, лиц, замещающих государственные должности Республики ФИО4. Государственная гражданская служба Республики ФИО4 является составной частью государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 законодательство Республики ФИО4 о государственной гражданской службе Республики ФИО4 основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", других федеральных законах, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти и состоит из Конституции Республики ФИО4, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики ФИО4 и нормативных правовых актов государственных органов Республики ФИО4.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ) гражданский служащий обязан не только исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п. 2), но и соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, институции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п. 1), соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (п. 4).

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Частью 1 статьи 59 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГФИО2 назначена первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4.

В соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики ФИО4» замещаемая истцом должность первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 отнесена к высшей группе должностей государственной службы Республики ФИО4 категории «руководители».

Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ-лс за ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим возложенных должностных обязанностей, на первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4ФИО2 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Основанием указан протест Прокуратуры Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, акт о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от прокурора республики ФИО8 на имя Главы-Председателя Правительства Республики ФИО4 поступил протест на Постановление Правительства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания протеста установлено, что прокуратурой Республики ФИО4 была проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства при формировании региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах выявлено нарушение в постановлении Правительства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики ФИО4, на 2014-20143 годы». В перечень многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> Республики ФИО4, вместе с видами работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирный <адрес> Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом включен в перечень домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, и в отношении которого принято решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан в связи с невозможностью и экономической нецелесообразностью проведения восстановительных работ. Таким образом, многоквартирный <адрес> подлежит исключению из утвержденного постановлением Правительства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ перечня многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>. В связи с чем, прокурор республики требует постановление Правительства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики ФИО4, на 2014-20143 годы» привести в соответствие с федеральным законодательством.

Указанный протест прокурора республики поступил в Администрацию Главы Республики ФИО4 и Аппарата Правительства Республики ФИО4 согласно штампу ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-од на основании протеста Прокуратуры Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на постановление Правительства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 Е.Ю. создана Комиссия для проведения служебной проверки.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ-од о создании Комиссии для проведения служебной проверки составлен Акт о результатах служебной проверки.

В результате проведенной служебной проверки выявлено: Постановлением Правительства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> включен в перечень домов сейсмоусиление которых экономически не целесообразно и в отношении которого принято решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, граждан в связи с невозможностью и экономической нецелесообразностью проведения, восстановительных работ. В связи с чем необходимо было обеспечить - своевременное внесение изменений. В данное постановление Правительства вносились изменения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, изменений в части исключения многоквартирного <адрес> не вносилось. Дом по <адрес> подлежит исключению из перечня многоквартирных домов по капитальному ремонту.

Комиссия пришла к выводу о необходимости внесении изменения в постановление Правительства Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики ФИО4, на 2014-2043 годы», об исключении многоквартирного <адрес> из списка. Привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора первого заместителя министра ФИО2, поскольку согласно п.п. 1.1.3 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4-од от ДД.ММ.ГГГГ координирует деятельность структурного подразделения жилищного и коммунального хозяйства. А также согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ-ОД за первым заместителем министра закреплено кураторство за деятельностью Некоммерческого фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике ФИО4.

Исковые требования ФИО2 обосновывает нарушением процедуры применения к ней дисциплинарного взыскания.

Разрешая заявленные истцом требования, суд на основании исследования и оценки совокупности представленных в дело доказательств приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности незаконным в виду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Основанием применения перечисленных видов взысканий является дисциплинарный проступок, который проявляется в виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей.

Как установлено судом протест прокурора, поступивший на имя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 не был представлен истцу на ознакомление, на самом документе нет резолюции руководителя о том, что указанный протест был отписан первому заместителю министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 – истцу ФИО2 для исполнения.

Кроме того, из представленных материалов в суде, а также из содержания приказа о наложении дисциплинарного взыскания, а также доводов, изложенных в акте служебной проверки невозможно установить, в чем же конкретно выразились виновные действия истца ФИО2 в соответствии с ее Должностной инструкцией, ее служебными обязанностями.

В заключении служебной проверки в этой связи не расписываются должностные обязанности истца, которые в силу своей занимаемой должности истец ФИО2 должна была исполнить требование прокурора.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает причинно-следственной связи между виновными действиями истца и наступившими последствиями, которые выразились в не исключении многоквартирного <адрес> из списка.

Также суд соглашается с доводами истца ФИО2 о том, что перед наложением дисциплинарного взыскания работодатель не ознакомил ее с приказом о проведении служебной проверки, не затребовал каких-либо объяснений, а также своевременно не ознакомил с протестом прокурора, который был предметом для наложения в отношении ФИО2 дисциплинарного взыскания.

При таких обстоятельствах, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4- лс от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании» в отношенииФИО2 был вынесен с нарушениями трудового законодательства, следовательно, нарушена процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности. При этом, поскольку оспариваемый приказ постановлен Министром, который действует в интересах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, то требования истца к министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4ФИО3 не подлежат удовлетворению.

Кроме того, судом признается оспариваемый приказ незаконным, в связи с чем оснований для отмены приказа, принятого иным органом, у суда не имеется.

Что касается требования истца о компенсации морального вреда в размере 50000 рублей суд приходит к выводу о частичном удовлетворении.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

При указанных основаниях суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 6000 рублей, поскольку указанная сумма соответствует обстоятельствам данного дела, учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости.

В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей из заявленных 20 000 рублей с учетом принципов разумности, справедливости, сложности рассматриваемого дела, объема выполненной представителем работы.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4ФИО3 об отмене, признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании в виде выговора, компенсации морального вреда, подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4ФИО3 об отмене, признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании в виде выговора, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4- лс от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании» в отношенииФИО2.

Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 в пользу ФИО2 6000 в счет компенсации морального вреда, 7 000 рублей в счет расходов за услуги представителя.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи через Кызылский городской суд Республики ФИО4 апелляционной жалобы в Верховный суд Республики ФИО4 в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ (с учетом нерабочих дней).

Судья А.М. Ооржак