ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3066/19 от 17.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2019-003081-81 <данные изъяты>

Дело № 2-3066/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,

с участием истца – ФИО4,

представителя ответчика – ФИО5, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты,

установил:

ФИО4 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Пермскому краю (далее – ГУ МЧС России по Пермскому краю) о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе от 13.02.2019 №113 о снятии с учета ФИО4 с составом семьи 5 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности на ГУ МЧС России по Пермскому краю восстановить ФИО4 с составом семьи 5 человек в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 21.08.2014. В обоснование требований указала, что проходит службу в ФГКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Пермскому краю» в должности заместителя начальника службы – начальника дежурной смены службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. В соответствии с решением комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю был принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения (далее – ЕСВ) с составом семьи 5 человек с 21.08.2014. впоследствии в его адрес было направлено письмо от 13.03.2019 с приложением выписки из протокола от 13.02.2019 №113 заседания комиссии, в котором было указано о снятии его с учета для получения ЕСВ в связи с совершением им действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ, а именно совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Основанием послужило то, что семья истца в период с 17.06.2004 по 17.09.2009 была зарегистрирована и проживала в жилом помещении, общей площадью 37,4 кв.м. по адресу: <Адрес>, собственниками которого являлись супруга истца ФИО6 (1/2 доли в праве) и дочь истца ФИО8 (1/2 доля в праве) на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 28.06.2006. Право собственности на данное жилое помещение было прекращено 24.09.2009. С 24.09.2009 истец, ФИО7, ФИО1 и с ДД.ММ.ГГГГФИО2 (дочь), ФИО3 (сын) зарегистрированы по адресу: <Адрес>34 в 3-комнатной квартире, общей площадью 55,3 кв.м. Собственниками квартиры являются ФИО7 и ФИО1 Комиссия посчитала, что по состоянию на 08.09.2009 обеспеченность каждого члена семьи истца составляла более 15 кв.м., из расчета: (37,4 + 55,3) / 5 = 18,54 кв.м., а с 25.09.2009 менее 15 кв.м. из расчета: 55,3 / 5 = 11,06 кв.м. Истец с принятым решением не согласен, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий не было. Договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...> 84А-725а, и приобретение квартиры по адресу: <Адрес>, были осуществлены 02.09.2009, то есть в один день, то обстоятельство, что регистрация перехода права собственности было осуществлено уполномоченным органом с разницей в несколько дней не свидетельствует о наличии в собственности истца и членов его семьи нескольких жилых помещений и об обеспеченности жилой площадью более 15 кв.м. Одновременная продажа квартиры меньшей площади и приобретение квартиры большей площади не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий с целью состоять на учете для предоставления ЕСВ. В связи с чем считает решение комиссии от 13.02.2019 незаконным и просит восстановить его в очереди для предоставления ЕСВ с 21.08.2014.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснил, что дополнительные документы у него не запрашивались, на момент подачи документов для постановки на учет копии договор купли-продажи квартир не предоставлял, у комиссии при постановке на учет не возникло вопросов об обеспеченности истца.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва, указав, что у комиссии не имелось в распоряжении копий договор купли-продажи квартир, права затребовать дополнительные документы у комиссии отсутствует, в связи с чем комиссия руководствовалась теми сведениями, которые предоставлены Управлением Росреестра по Пермскому краю, из сведений ЕГРН усматривалось что регистрация перехода права собственности на жилые помещения были совершены с разницей во времени, в связи с чем у членов семьи истца в собственности находилось несколько жилых помещений, что свидетельствовало об обеспеченности жилой площадью более 15 кв.м. и намеренным ухудшением жилищных условий.

Выслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела ФИО4, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. №369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).

В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

В соответствии с п. 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, то есть действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

В судебном заседании установлено и подтверждается сведениями, имеющимися в учетном деле, ФИО4 обратился с заявлением о постановке его с составом семьи 5 человек: супруга ФИО7, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, предоставив все необходимые, предусмотренные п. 5 Правил документы.

На основании представленных документов комиссией ГУ МЧС России по Пермскому краю по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на заседании 21.11.2014 было принято решение о принятии ФИО9 с составом семьи пять человек на учет для предоставления ЕСВ, что отражено в протоколе №52.

31.07.2018 комиссией ГУ МЧС России по Пермскому краю по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было принято решение о проверке учетных дел, в том числе учетного дела ФИО4, установлено, что отсутствуют документы (выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета) с места жительства ФИО2 и ФИО3 за последние 5 лет до подачи заявления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и предложено запросить недостающие документы в части подтверждения места жительства двух несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3

Истцом в подтверждение места жительства детей были представлены сведения из истории развития ребенка, в которых отражено место жительства малолетних детей с момента рождения до момента их регистрации по месту жительства по адресу: <Адрес>34, где на официальном регистрационном учете по месту жительства были зарегистрированы ФИО2 (отец) и ФИО7 (мать), что соответствует положениям п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Вместе с тем, комиссией из рассмотренных материалов учетного дела дополнительно сделан вывод, что по состоянию на 08.09.2009 обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи составляла более 15 кв.м., а с 25.09.2009 менее 15 кв.м., при этом расчет площади производился комиссией из расчета состава семьи 5 человек, несмотря на то, что ФИО2 и ФИО3 родились только 05.12.2009.

Выводы комиссии об обеспеченности жилым помещением боле 15 кв.м. и о совершении членами семьи истца намеренных действий по ухудшению жилищных отношений основаны на сведениях, содержащихся в выписках из ЕГРН о регистрации права собственности и прекращения права собственности ФИО7 (супруга истца) и ФИО1 (дочь истца), а именно, в указанных выписках содержатся сведения, что на жилое помещение по адресу: <Адрес> а, государственная регистрация права собственности ФИО7 (1/2 доли в праве) и ФИО1 (1/2 доли в праве) прекращено 24.09.2009, при этом право собственности ФИО7 и ФИО1 (по ? доли в праве у каждой) на жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 55,3 кв.м. было зарегистрировано на основании договора купли-продажи квартиры от 02.09.2009 – 08.09.2009. На основании данных сведений комиссия сделала вывод, что в собственности истца и членов его семьи в период с 08.09.2009 по 24.09.2009 находилось два жилых помещения площадью 37,4 кв.м. и 55,3 кв.м.

При этом в материалы гражданского дела истцом представлены копии договоров купли-продажи квартир, расположенных по вышеуказанным адресам, из которых следует, что жилые помещения были проданы и приобретены в один день, а именно договоры заключены ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15, 16), отчуждение квартиры по адресу: <Адрес>, было произведено в соответствии с распоряжением главы администрации Дзержинского района г. Перми от 02.09.2009 №748 о разрешении произвести отчуждение ? доли в праве собственности несовершеннолетней ФИО1 при условии одновременного приобретения для несовершеннолетней ? доли в праве на 3-комнатную <Адрес> (л.д. 17), что и было сделано законными представителями ФИО1

На основании изложенного суд приходит к выводу, что совершая сделки купли-продажи квартир 02.09.2009, истцом и членами его семьи не совершались действия по намеренному ухудшению жилищных условий в целях постановки на учет для предоставления ЕСВ, поскольку на момент приобретения жилого помещения по адресу: <Адрес>, состав семьи истца был три человека, приобретено жилое помещение площадью 55,3 кв.м., то есть на одного члена семьи приходилось 18,4 кв.м.

Впоследствии у истца 05.12.2009 родились двойняшки – дочь ФИО2 и сын ФИО3, которые были зарегистрированы по месту жительства 19.05.2011 по адресу: <Адрес>, но фактически проживали совместно с законными представителями ФИО2 и ФИО7 с момента рождения, что подтверждается материалами учетного дела, в связи с чем обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи истца с 05.12.2009 стала менее 15 кв.м., а именно 55,3 / 5 = 11,06 кв.м.

Рождение детей не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий в целях принятия на учет для предоставления ЕСВ.

Доводы ответчика о том, что выписки из ЕГРН не содержат сведений о дате заключения договора купли-продажи квартиры по ш. Космонавтов в г. Перми, и у комиссии не имелось в наличии копий договоров купли-продажи квартир, при этом комиссия не вправе запрашивать дополнительные документы, которые не предусмотрены Правилами, судом отклоняются, поскольку в судебном заседании установлено, что в 2009 году истец не совершал намеренные действия по ухудшению жилищных условий, поскольку как на момент заключения договоров купли-продажи жилых помещений, так и на момент регистрации перехода права собственности, состав семьи истца был 3 человека, нуждаемость в жилом помещении возникла после рождения двух детей в декабре 2009 года. Кроме того, решение комиссией о снятии истца с учета было произведено не в рамках решения вопроса о предоставлении ЕСВ, а в ходе проверки учетного дела, что Правилами также не предусмотрено, и, по мнению суда, не лишало комиссию права предложить ФИО4 представить документы, подтверждающие право собственности истца и членов его семьи на жилые помещения в том числе с учетом п. 5 Правил (подп. «и»).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение комиссии, изложенное в выписке из протокола от 13.02.2019 №1133 о снятии ФИО4 с учета для предоставления ЕСВ с составом семьи пять человек является незаконным и на ГУ МЧС России по Пермскому краю должна быть возложена обязанность восстановить истца с составом семьи из пяти человек в очереди на получение ЕСВ с 21.08.2014.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Главного управления МЧС России по Пермскому краю по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе от 13.02.2019 №113 о снятии с учета ФИО4 с составом семьи 5 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить обязанность на Главное управление МЧС России по Пермскому краю восстановить ФИО4 с составом семьи 5 человек в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 21.08.2014.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>