ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3067 от 05.07.2011 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

                                                                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

  05 июля 2011 года Дело № 2-3067/2011

Абаканский городской суд ... в составе:

председательствующего Бастраковой А.О.,

при секретаре Сущевской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ... о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском в суд к Администрации ... о предоставлении жилого помещения в ... по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, мотивируя требования тем, что он является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением администрации ... от дд.мм.гггг ему было отказано в удовлетворении просьбы о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения (опекуна ФИО2), расположенного по адресу: .... Вместе с тем, истец указывает, что он не является членом семьи ФИО2, поскольку, являясь опекаемым ребенком, был зарегистрирован по указанному адресу до достижения совершеннолетия. Его мать ... признана судом безвестно отсутствующей, собственного жилья она не имела. Отказ администрации нарушает его право, предусмотренное абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от дд.мм.гггг №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Просил отменить решение администрации ... от дд.мм.гггг №... об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, а также обязать ответчика предоставить ФИО1 жилье по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в зал суда не явился, направил своего представителя.

В соответствии с ч.1 ст.48, ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя.

Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила признать незаконным решение администрации ... от дд.мм.гггг №... об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, а также обязать ответчика предоставить ФИО1 жилье по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации ... ФИО4, действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг, исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО1 является членом семьи ФИО2, поэтому права, предусмотренного Федеральным законом №159-ФЗ от дд.мм.гггг «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на внеочередное предоставление жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, у истца не возникло.

Суд, выслушав стороны, допросив специалиста и свидетеля, исследовав материалы дела несовершеннолетнего ФИО1, а также материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено:

Каждый имеет право на жилище.

Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.

Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 названого закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 1 Закона Республики ... № 85-ЗРХ от 05.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Законом ... №...-ЗРХ от дд.мм.гггг «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона ... «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» (далее Закон РХ №...-ЗРХ) определен порядок предоставления жилых помещений детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа в возрасте до 23 лет.

Так, согласно п.1 ст.1 указанного Закона РХ №...-ЗРХ право на предоставление жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона №...-ЗРХ постановка лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Законом ... от дд.мм.гггг N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с особенностями, установленными настоящим Законом, а также на основании перечня документов (ч.1 ст.2). Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения (ч.3 ст.2 Закона №...-ЗРХ).

Из положений ст.4 Закона №...-ЗРХ следует, что решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 Закона ... №...-ЗРХ от дд.мм.гггг органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся по очной форме в государственных образовательных учреждениях. На осуществление указанных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета ... (п.1ст.2 Закона №...-ЗРХ).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п. 1 решения Абаканского городского Совета депутатов от дд.мм.гггг №... «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в ...» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 20 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека.

Как установлено в ходе судебного заседания, ФИО1 родился дд.мм.гггг, что подтверждается копией свидетельства о рождении. Согласно справкам от дд.мм.гггг, а также от дд.мм.гггг, выданным заведующей отделом Комитета ЗАГС при Правительстве ..., в качестве матери значится ФИО5 сведения об отце - ... внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

На основании решения Абаканского городского суда от дд.мм.гггг ФИО5 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1.

Решением ... городского суда от дд.мм.гггг ФИО5 признана безвестно отсутствующей.

Из справки от дд.мм.гггг №.../с ГУ ... «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «...» следует, что ФИО1 находился в ГУЗ АС «...» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, выбыл под опеку ФИО2 дд.мм.гггг.

Постановлением главы администрации ... №... от дд.мм.гггг ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1 в связи с тем, что мать лишена родительских прав, отца нет и определено место его жительства по адресу: ..., секция №...

В материалы дела представлено постановление мэра ... №... от дд.мм.гггг о назначении с дд.мм.гггг ФИО2 опекуном ФИО1 в связи с тем, что одинокая мать лишена родительских прав, определено место жительства последнего по адресу: ...2.

Суд обращает внимание на то обстоятельство, что в указанных выше постановлениях о назначении опеки определено место жительства ФИО1, а не закреплено за ним жилое помещение, следовательно, вести речь о том, что ФИО1 является членом семьи ФИО2, нецелесообразно, а также не основано на имеющихся в деле доказательствах.

Допрошенная в качестве специалиста ... И.П. - специалист отдела опеки и попечительства Городского управления образованием Администрации ... не смогла пояснить о наличии двух постановлений в материалах о назначении опеки в отношении ФИО1, предположила, что это связано со сменой места жительства опекуна ФИО2.

Свидетель ... Л.Н. показала суду, что является бабушкой истца и до совершеннолетия последнего являлась его опекуном. Наличие двух постановлений о назначении опеки связывает с тем, что первоначально она проживала с сожителем по адресу: ..., секция 14 - 1, а впоследствии вновь переехала в свой дом, принадлежащий ей на праве собственности по адресу: ....... ФИО1 она регистрировала в доме не в качестве члена семьи, а только на период опеки - до совершеннолетия внука, поскольку знала, что последний является сиротой и ему обязаны предоставить жилье.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником доли в общей долевой собственности дома, расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ..., выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по ... дд.мм.гггг (ранее ФИО2 выдавалось регистрационное удостоверение №... от дд.мм.гггг, в соответствии с которым за последней зарегистрировано право собственности на основании решения исполкома от дд.мм.гггг №...).

Согласно сведениям домовой книги, ФИО1 зарегистрирован по адресу: ... с дд.мм.гггг, снят с регистрационного учета дд.мм.гггг, затем вновь поставлен на регистрационный учет дд.мм.гггг, где значится по настоящее время.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец обладает правовым статусом - лицо, оставшееся без попечения родителей.

Сторонами не оспаривалось, что ФИО1 по настоящее время не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Более того, решением главы ... от дд.мм.гггг ФИО1 отказано в удовлетворении просьбы о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку последний, как указано, является членом семьи собственника жилого помещения (опекуна ФИО2), расположенного по адресу: ....

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ..., но не является членом семьи собственника ФИО2, его регистрация носит формальный характер, поскольку в отношении него была назначена опека.

Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о наличии у ФИО1 права на внеочередное получение жилого помещения в ... по договору социального найма по категории дети, оставшиеся без попечения родителей.

Согласно сведениям из ГУП ... «...» и Управления Росреестра по ... ФИО1 и ФИО5 (мать) не имеют недвижимого имущества на территории .... Изложенное не оспаривалось представителем ответчика.

Как следует из материалов дела, исковые требования о предоставлении жилого помещения ФИО1 основаны на требованиях Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на внеочередное получение жилья и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.

Поскольку обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, производится органом местного самоуправления, в данном случае Администрацией ..., и жилое помещение предоставляется вне очереди, у Администрации ... возникла обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1 жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы на одного человека за счет субвенций бюджета ..., предусмотренных на цели обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения администрации ... от дд.мм.гггг №... об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, а также обязании администрации ... предоставить ФИО1 жилье по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации ... от дд.мм.гггг №... об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в качестве лица, оставшегося без попечения родителей.

Настоящее решение в указанной части является основанием для постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в качестве лица, оставшегося без попечения родителей.

Обязать Администрацию ... предоставить ФИО1 жилое помещение в городе Абакане, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 20 квадратных метров на основании договора социального найма за счет средств бюджета ....

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд ... в течение 10 дней со дня провозглашения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий А.О. Бастракова

Мотивированное решение составлено и подписано дд.мм.гггг

Судья А.О.Бастракова