ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3067/18 от 23.08.2018 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2-3067/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2018 года гор.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Катюха А.А.,

при секретаре Аносовой Т.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Гречко Е.М., действующего на основании доверенности от 20 июля 2017 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Первая экспедиторская компания» о возложении обязанности вернуть товар и принять оплату услуг в размере тарифа автоперевозки,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Компании ПЭК о возложении обязанности вернуть товар и принять оплату услуг в размере тарифа автоперевозки или не более 10000 рублей, указав, что 11 декабря 2017 года она обратилась в транспортную компанию «ПЭК» города Южно-Сахалинска по телефону для уточнения времени когда она может подъехать и заключить договор на доставку груза из г. Москвы в г. Южно-Сахалинск и расчета стоимости по данной поставке. Менеджер транспортной компании «ПЭК» в г. Южно-Сахалинске ответила, что приезжать нет необходимости и можно заполнить в электронном виде заявку на доставку груза на сайте. 11 декабря 2017 года она оформила и отправила заявку на доставку груза в электронном виде на сайте транспортной компании ООО «ПЭК. При заполнении заявки возникли вопросы, в связи с чем в этот же день она связалась с менеджером транспортной компании «ПЭК» в г. Южно-Сахалинске, которая ответила, что с данными заявками она не работает и необходимо обращаться в г. Москву. 11 декабря 2017 года из г. Москвы на ее номер мобильного телефона поступил звонок от менеджера и сообщено, что заборку груза он переносит на другой день, так как не может забрать его, поскольку не имеется оплаты. О точной стоимости груза менеджер сообщить не смогла, поскольку об этом будет известно после поступления груза из магазина на склад. 14 декабря 2017 года она получила СМС сообщение о том, что груз принят к перевозке и его оплата составляет 68846 рублей 40 копеек, с которой она не согласна. 15 декабря 2017 года она обратилась в транспортную компанию для решения вопроса по стоимости груза, но безрезультатно. 18 декабря 2017 года она обратилась с письменной претензией по электронной почте, на которую 19 декабря 2017 года получила ответ. 27 февраля 2018 года была написана повторная претензия, на которую получен ответ 15 марта 2018 года, в которой сообщено, что груз был перемерен и сумма составляет 72815 рублей 60 копеек.

24 июля 2018 года истец уточнила требования и просила обязать ответчика вернуть ей товар и принять оплату услуг в размере тарифа автоперевозки, а именно 7559,71 рубль.

В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что действительно допустила ошибку при оформлении заявки 11 декабря 2017 года и указала общий объем груза 80.00 м3, после чего сразу обратилась в компанию, где ей ответили, что заявку видит только Москва. СМС о стоимости груза получала 14 декабря 2017 года.

Представитель ответчика Гречко Е.В., действующий на основании доверенности, с иском не согласился.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 1 Федерального закона РФ от 30.06.2003г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - как порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Закона - экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Согласно части 1 статьи 6 Закона - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. N 554 к числу экспедиторских документов, которые согласно п. 7 Правил являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, отнесена экспедиторская расписка, которая подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

Согласно статье 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

На основании положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Из материалов дела следует, что 11 декабря 2017 года ФИО1 через интернет-сайт ответчика www.pecom.ru оформила заявку на забор груза (авиаперевозка) из г.Москвы в г.Южно-Сахалинск. Стоимость услуг составила 7608340 рублей, которая была рассчитана программой автоматически на основании параметров груза, введенных истцом. В заявке был указан объем 80.00 м3. В заявке имеется ссылка, что окончательная стоимость услуг будет уточнена по результатам взвешивания и обмера груза при приемке на склад.

Согласно экспедиторской расписке №ЮС(МВ)УЕЦ 13 декабря 2017 года грузоотправитель ИП ФИО2 передал груз – ванну в картонной упаковке водителю-экспедитору, грузополучателем указана ФИО1

В соответствии с пунктом 7 экспедиторской расписки от 13 декабря 2017 года лицо, заказавшее услугу и/или сдавшее груз, и/или оплатившее услугу гарантирует, что является клиентом или представителем клиента с надлежащими полномочиями, и принимает на себя ответственность за предоставление достоверных данных. Подписанием данного документа грузоотправитель подтверждает, что ознакомлен и согласен с условиями договора публичной оферты, размещенным на сайте экспедитора www.pecom.ru и уведомлен о необходимости изготовления жесткой упаковки для данного вида груза для обеспечения его целостности и сохранности при оказании транспортно-экспедиционных услуг.

Оценивая в совокупности представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что клиент, воспользовавшись услугами экспедиторана условиях, определенных договором публичнойоферты, размещенной на сайте экспедитора, тем самым выразил согласие с его условиями.

В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ (ред. От 14.10.2014) «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающиеся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные ими расходы в интересах клиента.

Как следует из пункта 5.1 договора транспортно-экспедиционного обслуживания стоимость услуг экспедитора определяется на основании размещенных на сайте тарифов экспедитора, которые действуют на момент принятия груза к отправке и включают в себя расходы экспедитора по организации перевозки груза (взвешивание, погрузочно-разгрузочные работы, производимые на складе экспедитора, транспортировка груза от склада экспедитора в пункте отправки до склада экспедитора транспортировка груза от склада экспедитора в пункте отправки до склада экспедитора в пункте назначения, хранение груза на складе экспедитора в пункте назначения в течение 4 рабочих дней с момента прибытия) за исключением расходов по страхованию груза.

В силу пункта 5.2 Договора клиент обязан оплатить услуги экспедитора, в том числе дополнительные. Изменение условий оказания услуг/отказ от услуг клиентом после сдачи груза экспедитору не освобождает клиента от обязательства оплатить первоначально заказанные услуги в полном объеме, а также компенсировать расходы экспедитора, в том числе расходы по вынужденному хранению груза.

14 декабря 2017 года истцу было направлено СМС оповещение о том, что ее груз принят к перевозке, стоимость которого составляет 68846 рублей 40 копеек. Данное сообщение было получено истцом и это она не отрицала в ходе судебного разбирательства.

Грузовой авианакладной 555-0584 9815 подтверждается, что 15 декабря 2017 года груз был передан авиаперевозчику ПАО «Аэрофлот» в аэропорту Шерементьево.

Таким образом истцу было известно о предварительной стоимости услуги, а впоследствии и об окончательной сумме, но несмотря на ее стоимость, письменного отказа от заявки (отзыва), оформленной 11 декабря 2017 года, истцом в адрес ответчика не предъявлено.

С письменной претензией ФИО1 обратилась к ответчику 18 декабря 2017 года, когда груз находился уже на складе ООО «ПЭК» в городе Южно-Сахалинске.

В соответствии с п.1 ст. 359 Гражданского кодекса РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

В силу п.3 ст.3 Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

Из пункта 3.5.6 договора экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до оплаты данной услуги экспедитора и/или задолженности по услугам, оказанным ранее экспедитором. Расходы, связанные с удержанием груза, оплачиваются клиентом по тарифам экспедитора.

На основании пунктов 5.2, 5.3 указанного договора клиент обязан оплатить услуги экспедитора, в том числе дополнительные. Изменение условий оказания услуг/отказ от услуг клиентом после сдачи груза экспедитору не освобождает клиента от обязательства оплатить первоначально заказанные услуги в полном объеме, а также компенсировать расходы экспедитора, в том числе расходы по вынужденному хранению груза. Оплата услуг экспедитора производится на основании счета до момента выдачи груза грузополучателю, но в любом случае не позднее 4 рабочих дней с момента прибытия груза на склад экспедитора в пункт назначения.

Судом установлено, что до настоящего времени обязательства со стороны истца по оплате перевозки груза не исполнены, в этой связи ответчик на основании условий договора, которые не противоречат Федеральному закону от 30.06.2003 №87-ФЗ правомерно удерживает груз в обеспечение обязательства клиента по оплате услуг ООО «ПЭК».

Не основано на законе и договоре требование ФИО1 о возложении на ответчика обязанности вернуть товар и принять оплату услуг в размере тарифа автоперевозки 7559,71 рубль, поскольку в заявке истец указала тип: забор груза (авиаперевозка).

Учитывая изложенное суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Первая экспедиторская компания» о возложении обязанности вернуть товар и принять оплату услуг в размере тарифа автоперевозки, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Катюха

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.А. Катюха