дело № 2-347/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2014 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Милютиной С.И., при секретаре Краснолуцкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Пономарева М.Ю. об оспаривании ответа управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, восстановлении нарушенных прав,
установил:
Пономарев М.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным ответа управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее – Управления), выразившегося в отказе в принятии его на учет на получение жилого помещения со ссылкой на отсутствие у него регистрации по месту жительства, возложении на Управление обязанности восстановить его нарушенные права. В обоснование своих требований указал, что он обратился к заинтересованному лицу с заявлением о принятии его на учет на получение жилого помещения. Однако 29.11.2013 г. он получил ответ, в соответствии с которым ему отказано в удовлетворении заявления со словами: «Вы можете быть приняты на учет на получение жилого помещения в органах местного самоуправления <адрес> при условии Вашей регистрации по месту жительства». Заявитель считает, что данными действиями нарушается его конституционное право на решение жилищного вопроса. Из Определения ВС РФ от 16.04.2002 г. № КАС 02-176 следует, что регистрация не убавляет и не прибавляет прав гражданина, в том числе, права на взятие на учет для предоставления жилой площади, тогда как из оспариваемого ответа следует, что ему отказано в принятии на учет именно из-за отсутствия у него регистрации.
В судебном заседании заявитель требования поддержал, пояснил, что родился он в РФ, затем жил в <адрес> со <данные изъяты>. Узнав, что в <адрес> есть <данные изъяты> центр, он переехал в этот город. В <данные изъяты> центре он жил с 2006 г. Там у него была временная регистрация. Полтора года назад он ушел из центра, в настоящее время занимается поиском постоянного места жительства и постоянной регистрации. После получения паспорта в 2012 г. он обращался в различные инстанции по поводу постановки на учет для получения жилого помещения. Он имеет право на получение жилого помещения от государства, так как своего жилья не имеет. В ответе Управления он оспаривает именно ссылку на отсутствие регистрации. Эта ссылка не законна, так как противоречит действующему законодательству. И в федеральных законах и в законах Воронежской области, регламентирующих данные отношения, нет положений, согласно которым для постановки на учет требуется регистрация. Он будет считать свои права восстановленными, если суд признает ссылку на «регистрацию» незаконной.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Прокофьева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Пономарева М.Ю. по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. 12-15). Пояснила, что и федеральным и местным законодательством предусмотрено, что гражданин обращается в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту своего жительства. Местом жительства признается жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает. У Пономарева М.Ю. место жительства отсутствует, доказательств его постоянного проживания на территории <адрес> им не представлено. Указала, что в оспариваемом заявителем ответе также речь идет о необходимости наличия места жительства, ссылка на необходимость регистрации по месту жительства не корректна.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Заявитель обратился в суд за защитой своих прав в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Пономарев М.Ю. обратился к заинтересованному лицу с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Ответом руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж № от 29.11.2013 г. Пономареву М.Ю., со ссылкой на ст. 52 ЖК РФ, на Закон ВО № 72-ОЗ от 30.11.2005 г. «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области», Закон ВО № 71-ОЗ от 30.11.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области», разъяснено, что он может быть принят на учет на получение жилого помещения в органах местного самоуправления <адрес> при условии регистрации по месту жительства (л.д. 5).
Данный ответ, в части указания на необходимость регистрации по месту жительства, оспаривается заявителем.
Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Аналогичная норма содержится в ст. 3 Закона Воронежской области от 30.11.2005 N 71-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области".
Как следует из указанных норм, действующее законодательство РФ предусматривает принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства, и не ставит данное право в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации.
Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В силу ст. 3 названного Закона РФ регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московский области, Ставропольского края, Воронежской области, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.
При таких обстоятельствах, суд считает заявление Пономарева М.Ю. обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 248 ГПК РФ, суд
решил:
Признать ответ руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 29.11.2013 г. № незаконным в части слов: «Вы можете быть приняты на учет на получение жилого помещения в органах местного самоуправления <адрес> при условии Вашей регистрации по месту жительства».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Милютина С.И.