ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-306/18 от 04.09.2018 Троицкого районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-306/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Троицк Челябинской области 4 сентября 2018 года

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Обуховой И.Р., с участием прокурора Пименова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кособродская основная общеобразовательная школа», администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанностей в сфере противодействия терроризму,

установил:

Прокурор Троицкого района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, а именно с требованиями о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения в здании, расположенном по адресу: <...>.

В обосновании требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки в МБОУ «Кособродская основная общеобразовательная школа» выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно отсутствует система видеонаблюдения, что создает предпосылки к снижению антитеррористической защищенности данного объекта образования. Данный объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, в нем оказываются образовательные услуги. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Учредителем МБОУ «Кособродская основная общеобразовательная школа» является администрация Троицкого муниципального района, и как собственник имущества казенного учреждения несет субсидиарную ответственность. Поэтому при недостаточности денежных средств прокурор просил обязанность по установки системы видеонаблюдения в здании субсидиарно возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области. Срок исполнения обязанности просит установить до 01.09.2018 года.

Прокурор в суде поддержал исковые требования, сославшись на основания, указанные в иске.

Представитель ответчика МБОУ «Кособродская основанная общеобразовательная школа» и представитель администрации Троицкого муниципального района в судебном заседании не участвовали, извещены судебной повесткой, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий-системы телевизионного наблюдения и сигнализаций направленных на защиту от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с п. 6.48 "СП 1 18.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "службы 112".

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 конвенции о правах ребенка определено, что государства-участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В силу статьи 210 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Судом установлено, что МБОУ «Кособродская основная общеобразовательная школа» является муниципальным образовательным учреждением, финансируется из муниципального бюджета Троицкого муниципального района, осуществляет образовательную деятельность, на что имеется соответствующая лицензия.

Школа расположена в здании <...>

На момент проводимой прокурором проверки в указанном здании в период образовательной деятельности отсутствовала система видеонаблюдения.

Данное является нарушение вышеуказанных норм законодательства в части обеспечения безопасности при эксплуатации зданий, в которых проводиться образовательная деятельность, следовательно требование о возложении исполнения обязанности по установлению системы видеонаблюдения обоснованны.

Однако судом установлено, что 27.08.2018 года работы по установлению видеофиксации и видеонаблюдения были исполнены, свидетельствует акт выполненных работ и фототаблицы.

Данное является основанием для отказа в удовлетворении иска к школе.

Отдельным основанием для отказа в иске о возложении субсидиарной ответственности на администрацию Троицкого муниципального района, является то, что в силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, субсидиарную ответственность бюджетного учреждения несет собственник имущества бюджетного учреждения только по возмещению вреда гражданам.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Госпошлину следует взыскать с МБОУ «Кособродская основная общеобразовательная школа», указанное лицо не освобождено от уплаты госпошлины, а в иске к ним отказано по причине добровольного удовлетворения исковых требований после предъявления иска в суд.

Руководствуясь ст.14, 56, 194 и 197 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Троицкого района Челябинской области, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кособродская основная общеобразовательная школа», администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанностей в сфере противодействия терроризму – отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кособродская основная общеобразовательная школа» госпошлину в местный бюджет в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий районный суд Челябинской области в течение одного месяца

Председательствующий: Е.В. Черетских