ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-306/20 от 30.06.2020 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2- 306/2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

при секретаре Дацун А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ч*В.Д. и Ч*В.Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчёт начислений за предоставление услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и списании необоснованно начисленных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратились в суд с иском (уточнённом в суде) к Обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» (далее ООО «Горкомхоз») о возложении обязанности произвести перерасчёт начислений за предоставление услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов и списании необоснованно начисленных денежных средств. Мотивируя свои требования указали, что в общей долевой собственности истцов находится жилое помещение (квартира) общей площадью 31,4 кв. м. по адресу: <адрес>. Также в общей долевой собственности ФИО1, ФИО2 и их несовершеннолетних детей находится жилой дом общей площадью 75,5 кв. м. расположенный по адресу: <адрес>. По указанным адресам коммунальными организациями начисляются денежные средства за предоставление различный услуг, в том числе и «обращение с ТКО (МКД)». «Обращение с ТКО (МКД)» услуги начали начисляться с января 2019 года в размере 99.80 руб. с каждого проживающего человека. Через некоторое время было замечено несоответствие начисляемых сумм количеству проживающих в жилых помещениях человек. В целях урегулирования ситуации, истцы обращались к представителю ООО «Горкомхоз» с просьбой снизить начисления за предоставление услуг по вывозу ТКО и привести их в соответствие с количеством фактически проживающих людей, или же количеством собственников жилых помещений. 09.08.2019 года было направлено письмо в ООО «Горкомхоз» с приложением копий всех документов, как о праве собственности, так и с информацией о прописке. В письме также сообщалась просьба произвести перерасчёт начислений, списать необоснованно начисленную сумму. Данное обращение также было оставлено без ответа. 18.03.2020 года были получены письма от ООО «Горкомхоз» с требованием оплатить задолженность, которая была начислена исходя из не изменённых и ошибочных данных о количестве проживающих человек. В связи с чем, просят суд обязать ООО «Горкомхоз» произвести перерасчёт и списать необоснованно начисленные денежные средства по адресу: <адрес>, за одного фактически проживающего человека- ФИО1, с 01.01.2019 года.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержав уточнённые требования дополнил, что в настоящее время ООО «Горкомхоз» в добровольном порядке произведён перерасчёт ежемесячных платежей за оказание услуг «Обращение с ТКО (МКД)» по адресу: <адрес>. Начисление произведено за троих человек (ФИО2, Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения), фактически зарегистрированных и проживающих в данном жилом помещении. Сам он, хотя и зарегистрирован по адресу: <адрес>, но фактически проживает в квартире, по адресу: <адрес>. Поэтому просит суд обязать ответчика произвести перерасчёт и списать необоснованно начисленные денежные средства по адресу: <адрес>, за одного фактически проживающего человека- ФИО1, с 01.01.2019 года.

Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ООО «Горкомхоз» в судебное заседание не явился, но предоставлен отзыв, где возражая против иска указано, что в силу пункта 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником и региональным оператором в письменной форме не является обязательным. Учитывая, что ООО «Горкомхоз» с 01.01.2019 года приступило к оказанию услуг по обращению с ТКО, соответственно, отношения между истцами и ООО «Горкомхоз» регулируются условиями типового договора, форма которого размещена в газете «Ульяновская правда» и в сети «Интернет» по адресу www.tko73.ru. Статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений возложена обязанность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Расчёт платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и главой 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», и который складывается из единого тарифа на услуги регионального оператора, норматива накопления ТКО и количества проживающих (или собственников) в жилом помещении. Стоимость тарифа регионального оператора определяется уполномоченными органами субъектов Российской Федерации. Для регионального оператора ООО «Горкомхоз» Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области установлен единый тариф для населения в размере 621,10 руб./куб.м. в год, в т.ч. НДС (Приказ № 06-206 от 20.11.2018 г.). С 01.06.2019 года единый тариф для населения снижен до 601,36 руб./куб.м. (Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-88 от 07.05.2019г.) Региональный оператор ООО «Горкомхоз» по собственной инициативе снизил стоимость услуги по обращению с ТКО до 99,80 рублей в месяц с одного проживающего или собственника. Норматив накопления ТКО на территории Ульяновской области для населения также установлен Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (Приказ № 06-77 от 29.06.2017 г.): на 1 проживающего норматив накопления в индивидуальном жилом доме установлен в размере 2,33 куб.м. в год, для проживающего в многоквартирном доме - 2,30 куб.м. в год. Отмечено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из числа собственников такого помещения (п. 148.34 и п. 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг). Региональным оператором заключен агентский договор с платежным агентом ООО «РИЦ-Регион», в рамках которого ООО «РИЦ-Регион» производит начисления исходя из данных, имеющихся у платежных агентов. Согласно пункта 148.25 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны информировать регионального оператора о числе граждан, проживающих в жилом помещении. По подпункту 3 пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг, потребители обязаны информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта. Кроме того, согласно подпункта «л» пункта 4.3 Типового договора, потребитель обязан предоставлять Региональному оператору любую документацию или сведения, относящиеся к исполнению настоящего договора, в частности, сведения о количестве и составе собственников и проживающих, паспортные данные потребителя (копию паспорта) в течение 3 (трех) дней с момента заключения договора либо изменении таких сведений.

По адресу: <адрес>, согласно сведениям, имеющимся у ООО «Горкомхоз» начисление производилось на 4 (четырех) лиц. ФИО1 было подано заявление с приложением соответствующих документов, на основании которого был произведён перерасчёт на 3 (троих) лиц за весь период с начала оказания ООО «Горкомхоз» услуг по обращению с ГКО (с 01.01.2019 года). На сегодняшний день, размер платы по адресу: <адрес> составляет 299.40 рублей (99,80 х 3 =299,40) в месяц.

В заявлении, поступившем от ФИО1 в ООО «Горкомхоз», также указывается на необходимость произвести перерасчёт на 1 (одного) человека по адресу: <адрес>. Однако заявитель не приложил к заявлению никаких документов, подтверждающих данный факт, соответственно, оснований для перерасчёта у ООО «Горкомхоз» не имелось. В соответствии с информацией, имеющейся у ООО «РИЦ-Регион», по адресу: <адрес> начисления производятся на 3 (троих) человек. Следовательно, плата составляет 299.40 рублей (99.80 х 3 =299.40) в месяц. Просят в иске отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьёй 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, при этом применение конкретного способа защиты предполагает, что следствием станет реализация истцом конкретной правовой возможности, которая иначе не может быть реализована, достижение конкретного правового результата.

Проверив письменные доказательства, выслушав доводы истца, суд считает уточнённый иск не подлежащим удовлетворению, поскольку права истцов ответчиком не нарушены.

Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 дата № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641», обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Согласно положений пункта 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.

Из материалов дела видно и судом установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 в общей долевой собственности имеют недвижимое имущество: жилое помещение (квартира) общей площадью 31,4 кв. м., расположенную по адресу: <адрес> (по 1/2 доли в праве у каждого).

Кроме того, истцы ФИО1 и ФИО2 и их несовершеннолетние дети: Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в общей долевой собственности имеют недвижимое имущество: жилой дом общей площадью 75,5 кв. м. расположенный по адресу: <адрес> (по 1/4 доли в праве у каждого).

Как установлено в суде, и подтверждается материалами дела, истица ФИО2 и несовершеннолетние дети: Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ч*В.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по адресу: <адрес>, где фактически проживают.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

В соответствии с пунтком 148 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148 (2).

Согласно пункта 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил № 354).

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленного в письменной форме договора и платежных документов.

В судебном заседании также установлено, что в региональных СМИ- газете «Ульяновская правда» в номере № 89 и на сайте в сети «Интернет» по адресу www.tko73.ru. было опубликовано сообщение о том, что на территории Ульяновской области на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности № 1) от 03.05.2018 года начинает свою деятельность региональный оператор по вывозу ТКО – ООО «Горкомхоз», с 01 января 2019 года. В территорию обслуживания входят, в том числе и указанные истцами адреса:

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>.

В соответствии с пунктом 8 (4) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Сведений о намерении истцов подписать с ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО, стороной истцов в ходе судебного разбирательства не представлено.

Вместе с тем, как установлено в суде, расчёт платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и главой 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», и который складывается из единого тарифа на услуги регионального оператора, норматива накопления ТКО и количества проживающих (или собственников) в жилом помещении.

Стоимость тарифа регионального оператора определяется уполномоченными органами субъектов Российской Федерации. Для регионального оператора ООО «Горкомхоз» Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области установлен единый тариф для населения в размере 621,10 руб./куб.м. в год, в т.ч. НДС (Приказ № 06-206 от 20.11.2018 г.). С 01.06.2019 года единый тариф для населения снижен до 601,36 руб./куб.м. (Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-88 от 07.05.2019г.)

Как указал ответчик в отзыве, региональный оператор ООО «Горкомхоз» по собственной инициативе снизил стоимость услуги по обращению с ТКО до 99,80 рублей в месяц с одного проживающего или собственника.

Норматив накопления ТКО на территории Ульяновской области для населения также установлен Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (Приказ № 06-77 от 29.06.2017 г.):на 1 проживающего норматив накопления в индивидуальном жилом доме установлен в размере 2,33 куб.м. в год, для проживающего в многоквартирном доме - 2,30 куб.м. в год.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается из числа собственников такого помещения (п. 148.34 и п. 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг).

Региональным оператором заключен агентский договор с платежным агентом ООО «РИЦ-Регион», в рамках которого ООО «РИЦ-Регион» производит начисления исходя из данных, имеющихся у платежных агентов.

Согласно пункта 148.25 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны информировать регионального оператора о числе граждан, проживающих в жилом помещении.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг потребители обязаны информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта.

В судебном заседании установлено, что ранее, по адресу: <адрес>, согласно сведениям, имеющимся у ООО «Горкомхоз» начисление производилось на четырех лиц. ФИО1 было подано заявление с приложением соответствующих документов, на основании которого был произведён перерасчёт на троих лиц за весь период с начала оказания ООО «Горкомхоз» услуг по обращению с ГКО, то есть с 01.01.2019 года. В настоящее время, размер платы по адресу: <адрес> составляет 299.40 рублей (99,80 х 3 =299,40) в месяц. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 обращаясь 09.08.2019 года в ООО «Горкомхоз» с заявлением о перерасчёте стоимости оказываемых услуг «по обращению с ТКО» на одного человека, по адресу: <адрес> подтверждающих документов к заявлению не приложил. Доказательств своих доводов в суде о том, что в квартире по данному адресу фактически проживает лишь истец ФИО1, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд также не представлено.

Исходя из установленных в суде обстоятельств, суд считает, что оснований для перерасчёта услуг «по обращению с ТКО» у ответчика не имелось, как и не имеется оснований для удовлетворения иска.

Положениями части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вместе с тем, суд обращает внимание на то, что истцы не лишены возможности информировать ООО «Горкомхоз» об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих по адресу: <адрес>, для производства последующего перерасчёта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ч*В.Д. и Ч*В.Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчёт и списать необоснованно начисленные денежные средства по адресу: <адрес>, за одного фактически проживающего человека- ФИО1, с 01.01.2019 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.И. Зотова

Мотивированное решение изготовлено 03.07.2020 года