ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-306/2016 от 26.01.2016 Белогорского городского суда (Амурская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего Каспирович М.В.,

при секретаре Хусаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МО МВД России «Белогорский» <адрес> о признании оружия бесхозяйным, о направлении его на утилизацию,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель обратился в суд с данным заявлением, в котором просит признать пневматическую винтовку <данные изъяты> бесхозяйным и направить указанное оружие на утилизацию в ООТО УМВД России по <адрес>.

В обоснование заявленного требования заявителем указано на то, что в комнате хранения оружия МО МВД России «Белогорский» <адрес> на хранении находится оружие – пневматическую винтовку <данные изъяты>, которое является неисправным, не пригодным к стрельбе. Вышеуказанное оружие по данным АИПС «Оружие МВД», а также в информационной базе данных «Регион (ИБД-Р)» не числится, на учёте в группе лицензионно-разрешительной работы МО МВД России «Белогорский» не состоит. Считает, что данное оружие подлежит утилизации.

В судебное заседание представитель заявителя - МО МВД РФ «Белогорский» <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель заинтересованного лица – Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> в судебное заседание не явился, был извещён о времени и месте его проведения, Согласно представленному отзыву, считает, что спорное оружие подлежит уничтожению органом внутренних дел в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель заинтересованного лица - УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, был извещён о времени и месте его проведения. Согласно представленному отзыву, просил с целью дальнейшей утилизации возложить МО МВД России «Белогорский» обязанность по передаче бесхозяйного огнестрельного оружия в УМВД России по <адрес>, просил о рассмотрении дела без его участия.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть и разрешить дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Частью 1 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Как видно из материалов дела, в комнате хранения оружия МО МВД России «Белогорский» <адрес> на хранении находится оружие – пневматическая винтовка <данные изъяты>

Поскольку оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом «Об оружии» № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

В силу ст. 28 ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 указанного закона, порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

В п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждён исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ.

В этот перечень входит Министерство внутренних дел РФ. Кроме того, в пункте 9 этого же Постановления указано, что юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность.

Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правил), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (ст. 27 ФЗ «Об оружии»).

В судебном заседании установлено, что пневматическая винтовка <данные изъяты> неисправна (внешние поверхности имеют многочисленные потертости, ствол загрязнен, рычаг блокировки и ложа отсутствует), что подтверждается справкой об исследовании с от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, подпунктом «а» пункта 14 указанных выше Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.

Из материалов дела следует, что данное оружие технически непригодно для эксплуатации, а поэтому продажа указанного оружия запрещена.

Кроме того, данных о том, на чьё имя было зарегистрировано указанное оружие в момент его изъятия, в материалах дела также не имеется.

Из представленных в дело и не оспоренных доказательств следует, что установить обстоятельства изъятия данного оружия в настоящее время не представляется возможным.

В силу п. 82 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

В период разрешения заявленных требований представителями заявителя ходатайство о проведении историко-культурной и искусствоведческой экспертиз заявлено не было.

В силу п. 83 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещённые к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, указанная норма предусматривает исключительно лишь уничтожение подобного оружия.

Уничтожение оружия производится органами внутренних в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, учитывая положения п. 83 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также, что УМВД <адрес> в силу закона уполномочено уничтожать оружие, суд полагает целесообразным передать вышеуказанное оружие в УМВД России по <адрес> для последующего распоряжения в установленном законном порядке.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление МО МВД России «Белогорский» <адрес> о признании оружия бесхозяйным, о направлении его на утилизацию – удовлетворить частично.

Признать оружие - пневматическую винтовку <данные изъяты> бесхозяйным.

Передать пневматическую винтовку <данные изъяты> в ООТО УМВД России по <адрес> для последующего распоряжения в установленном законном порядке.

В остальной части заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Каспирович

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.