ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-306/2021 от 28.04.2021 Полярного районного суда (Мурманская область)

*** Дело № 2-306/2021

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2021 года г. Гаджиево

Полярный районный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Охлопкова А.В.,

при секретаре Сукачевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к территориальному отделу «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности внести изменения в учетные данные

установил:

ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением, к территориальному отделу «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности внести изменения в учетные данные.

В обоснование требований указывает, что он уволен приказом Командира войсковой части №... от 22 марта 2019 года №... с зачислением в запас по достижение предельного возраста пребывания на военной службе. После увольнения истец и члены его семьи переехали из г. Полярный в город Псков, где с июля 2019 года проживают на основании договора найма жилого помещения по <адрес>. Постоянным местом жительства истца и членов его семьи является город Псков. На основании договора поднайма жилого помещения от 15 июля 2019 г. они имеют регистрацию по месту жительства в городе Пскове. В собственности ни истец, ни члены его семьи жилого помещения на территории РФ не имеют.

На основании решения ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (территориальное отделение Гаджиево) №... от 06 августа 2018 года о принятии на учет в качестве нуждающихся на учет в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма истец с учетом членов семьи: супруги ФИО1, сына ФИО2, <дата> года рождения и сына ФИО3, <дата> года рождения принят на учет получения жилого обеспечения - форма обеспечения жилищная субсидия.

В указанном решении указано о том, что в Единый реестр внесены сведения об уменьшения общей, площади предоставляемого жилого помещения на 48,10 кв.м, в связи с тем, что ФИО4 с. 02.11.1993 года принадлежит на праве собственности жилое помещение площадью 48,10 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Истец указывает, что при увольнении в учетное жилищное дело в ОГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (территориальное отделение Гаджиево) была представлена справка о сдаче указанного жилья по акту приема-передачи жилого помещения от 31 мая 2019 года.

Истцом документы о сдаче квартиры были направлены ответчику и приобщены к материалам учетного дела, однако каких-либо изменений в части уточнения решения об увеличении нормы предоставляемой жилищной субсидии не произведено.

В конце октября 2020 года истцом в адрес ответчика направлено заявление, к которому был приобщено соглашение о расторжении договора социального найма жилого помещения №... от 31.05.2019, акт приема-передачи жилого помещения от 20.10.2020 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> просьбой пересчитать размер жилищной субсидии.

11 января 2021 года согласно письменного ответа ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (территориальное отделение Гаджиево) предложено снова предоставить документы справку, Ф-9 выписку из домовой книги с места жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет и карточки финансово-лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет, с указанием лиц, проживающих в жилом помещении.

Истец полагает, что он и члены его семьи незаконно лишены соответствующей жилищной субсидии по нормам, предусмотренным законами, а также нарушены ответчиком жилищные права.

Просит обязать территориальный отдел «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации внести изменения в учетные данные в решение №... от 06 августа 2018 года о принятии на учет в качестве нуждающихся на учет в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ФИО4, <дата> года рождения старшего мичмана войсковой части №... с учетом членов семьи: супруги ФИО1, сына ФИО2, <дата> года рождения и сына ФИО3, <дата> года рождения о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, форма обеспечения - жилищная субсидия, увеличив норму предоставления жилищной субсидии (с учетом ранее сданной квартиры площадью 48,10 кв. м).

Обязать территориальный отдел «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации внести изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на у на учет в качестве нуждающихся на учет в жилых помещениях, ФИО4, <дата> года рождения старшего мичмана войсковой части №... с учетом членов семьи: супруги ФИО1, сына ФИО2, <дата> года рождения и сына ФИО3, <дата> года рождения о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, форма обеспечения - жилищная субсидия, увеличив норму предоставления жилищной субсидии (с учетом ранее сданной квартиры площадью 48,10 кв. м).

В судебное заседание истец ФИО1 А.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия. На удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения, согласно которых полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Указал, что истцу было предложено представить справку формы 9 с места жительства и членов его семьи за последние 5 лет (фактическое подтверждение снятие с регистрационного учета военнослужащего и членов его семьи); карточки финансово-лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет, с указанием лиц, проживающих в жилом помещении (фактическое подтверждение закрытия указанных ФЛС).

Кроме того, отмечает, что в соответствии с п. 12 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768 «Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» военнослужащие и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и (или) члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 508-О, от дата № 389-О-О, от дата № 314-О-О).

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);

связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Вместе с тем, по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ; нормы КАС РФ не предусматривают возможности защиты и восстановления гражданских прав.

Из материалов дела усматривается, что, истцом ФИО4 ставится вопрос о внесении изменений в решение начальника отделения (территориальное, г.Гаджиево) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №... от 06.08.2018. Истец ставит вопрос о защите нарушенных жилищных прав путем внесения изменений имевших место через продолжительное время после вынесения указанного решения, фактически не оспаривая. Разрешение заявленных требований предполагает, что суд обязан проверить не только формальную (процедурную) законность оспариваемого решения, но и оценить его последствия с точки зрения соблюдения прав истца на обеспечение жилым помещением и реализацию этого права с учетом изменившихся обстоятельств, а именно с учетом факта отчуждения жилого помещения имевшего в собственности ФИО4 на момент принятия решения. Соответственно, в рамках заявленных требований подлежит разрешению спор о соответствующем праве.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Изучив доводы искового заявления, возражений, материалы личного учетного дела №..., исследовав имеющиеся в деле и представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО4, имеющий воинское звание старший мичман и выслугу более 20 лет (первый контракт о прохождении военной службы заключен 01 июня 1993 года изъявил желание получить на себя и членов своей семьи (всего четыре человека) посредством жилищной субсидии для приобретения жилья по месту прохождения службы. В настоящее время истец уволен приказом Командира войсковой части №... по личному составу от 22 марта 2019 года №... с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подп. «а» пункта «г» статьи 51 ФЗ).

При этом, ФИО4 при постановке на учет представлена информация о том, что в его собственности находится жилое помещение –квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 47,6 кв. м. указанная квартира передана истцу на основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 28.10.1993 №..., заключенного с воинской частью 90124. Согласно договора приватизации площадь квартиры составляет 48,10 кв. м.

На основании абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ФИО4 относится к той категории военнослужащих, которые могут претендовать на получение жилого помещения указанным способом.

Решением ВрИО начальника отделения (территориальное, г. Гаджиево) ФГКУ «Северрегионжильё» МО РФ от 06 августа 2018 года №... истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи четыре человека. Этим же решением в единый реестр военнослужащих внесены сведения об уменьшении общей площади предоставляемого военнослужащему жилого помещения на 48,1 кв. м, в связи с тем, что ФИО4 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Указанное решение ФИО4 не оспаривалось.

18 апреля 2019 года ФИО4 и муниципальное образование ЗАТО Александровск Мурманской области заключили соглашение о передаче в собственность муниципальное образование ЗАТО Александровск Мурманской области жилую двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, сохранив за собой право пользования квартирой.

31 мая 2019 года между ФИО4 и муниципальным образованием ЗАТО Александровск Мурманской области заключен договор №... социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно ответу начальника отделения (территориального, г. Гаджиево) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ от 26 декабря 2019 года №... на заявление ФИО4, он не усмотрел оснований для внесения в отношении истца в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, каких-либо изменений.

Разрешая требования истца суд учитывает, что Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрены правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на принятие на жилищный учет.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к категории которых относится истец, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищнаясубсидияилижилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Такое же по существу ограничение содержится и в п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, а также п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 (действовавшего на момент отчуждения квартиры).

В настоящее время аналогичные требования предусмотрены пунктом 12 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г.№ 1768 «Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, согласно подп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Данная норма, в силу ч. 5 ст. 2 Федерального закона, распространяется как на самих военнослужащих, так и на членов их семей. Поэтому обеспечение жилыми помещениями военнослужащего производится с учетом жилищных условий всех членов его семьи.

Обстоятельства получения членами семьи истца в 1993 году в собственность бесплатно из государственного жилищного фонда жилой площади в размере 48,10 кв. м и её последующее отчуждение в 2019 году подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и не оспаривались сторонами.

Поскольку с момента отчуждения истцом жилого помещения не истек срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, суд полагает, что оснований для внесения изменений в решение органа жилищного обеспечения №... от 06.08.2018, признавшего возможным принять ФИО4 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но за вычетом общей площади отчужденного ими жилья, ранее безвозмездно полученного от государства, не имеется, в силу принципа недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета.

Требование ФИО4 о возложении обязанности внести изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд полагает также не подлежащим удовлетворению, как производное от первого требования.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ФИО4 к территориальному отделу «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности внести изменения в учетные данные, - оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Охлопков