ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-306/2021 от 30.11.2021 Оконешниковского районного суда (Омская область)

Дело № 2-306/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Оконешниково 30 ноября 2021 года

Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Хохловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Зубовского сельского совета Татарского района Новосибирской области и администрации Красовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о включении в наследственную массу права на получение земельной доли, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Зубовского сельского совета Татарского района Новосибирской области и администрации Красовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о включении в наследственную массу права на получение земельной доли, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, указав в обоснование заявленных требований, что на основании свидетельства о рождении от <дата обезличена> он является сыном ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении, актовая запись от <дата обезличена>, произведенная Николаевским сельским советом. Его отец умер 05.03.2019 года, что подтверждается Свидетельством о смерти II-КН от <дата обезличена>. После смерти отца он является наследником первой очереди на открывшееся после его смерти имущество, принял наследство на основании Свидетельств о праве на наследство от 02.12.2020 года, 23.07.2020 года. Иных наследников нет.

Его отец являлся сыном ФИО12, умершего 01.09.2004 года, что установлено решением Татарского районного суда Новосибирской области от 20.11.2004 года, и ФИО1, умершей 25.01.1997 года. Отец вступил в наследство, оставшееся после смерти родителей, в данном случае, своего отца, на основании Свидетельства о праве собственности на наследство 04.03.2005 года, объектом права были только денежные средства.

Полагает, что при жизни у его деда, ФИО12, и бабки, ФИО1, чьи права и обязанности фактически принял дед, возникли права на получение земельных долей сельскохозяйственного назначения на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 №708, которые при жизни ими оформлены не были в связи с тем, что на момент выдачи земельных долей ФИО15 являлись пенсионерами совхоза ФИО3 Оконешниковского района, а проживали на территории Зубовского сельсовета Татарского района. Администрация Оконешниковского района и администрация Красовского сельского поселения отказали во включении в списки лиц, имеющих право на получение земельной доли, поскольку на 1992 год Д-вы не проживали на территории Оконешниковского района. Администрация Зубовского сельсовета отказала во включении в списки лиц, имеющих право на получение земельной доли сельскохозяйственного назначения, поскольку ФИО15 не являлись работниками колхоза «Зубовский».

Полагает, что само по себе обстоятельство переезда пожилых лиц, пенсионеров, на иное место жительства не может являться причиной лишения их права на получение земельной доли, как лицам, всю жизнь проработавшим в сельском хозяйстве и заслужившим право на землю своим трудом.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе», колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.

При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (ст. 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1). Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Пункт 5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в редакции, действовавшей до 1999 года, предусматривал, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. Поскольку его дед, ФИО12, и бабушка, ФИО1 на момент приватизации земель сельскохозяйственного назначения проживали в ..., работали в хозяйстве и на территории ответчика, полагает, что они должны были быть включены в списки лиц, имеющих право на земельную долю и получить свидетельства о праве собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения.

Факт того, что ФИО12 и ФИО1 проживали в сельской местности и были пенсионерами хозяйства подтверждается справками сельсовета и копиями трудовых книжек, из которых видно, что ФИО12 проживал в д. ... НСО с 1985 года по 1996 год и до пенсии работал в хозяйстве, ФИО1 также проживала в ... НСО с 1985 года по 1996 год и в спорный период являлась пенсионеркой.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 Земельного Кодекса РФ.

В силу ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 18 Федерального закона Российской Федерации № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», равную юридическую силу имеют три вида документов, удостоверяющих право на земельную долю, в том числе свидетельства о праве на земельную долю, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такие свидетельства выдавались в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землями сельскохозяйственного назначения» и Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и аграрной реформе в России». Выдача этих свидетельств производилась органами по земельным ресурсам и землеустройству соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами.

Согласно Указу Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (действовавшему до 25.02.2003 года), в Целях, в том числе приватизации земель, было постановлено о том, что колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Кроме того, районные органы исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам обязаны были установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель. Коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. должны были принять решение о переходе к частной, коллективно -договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местные администрации обязаны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Включение гражданина в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, являлось самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

Как следует из п. 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, при реорганизации колхозов и приватизации совхозов должны быть определены имущественные паи и земельные доли.

В список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно из земель реорганизуемого предприятия, включались работники сельскохозяйственного предприятия и пенсионеры этого хозяйства, проживающие на его территории; лица, занятые в социальной сфере на селе; временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и др.); лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы; лица, уволенные из сельскохозяйственного предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992г.

Указанное законодательство, действовавшее до начала 2003 года, предусматривало, что граждане имеют право собственности на земельную долю.

С принятием Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля признана долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В силу ст. 18 названного закона документами, удостоверяющими права на земельную долю, являются свидетельства о праве на земельные доли, а при их отсутствии выписки из принятых до вступления ФЗ № 101-ФЗ решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.

Включение гражданина в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, являлось самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

Считает, что право на получение земельных долей у Д-вых возникло в силу закона, но они не смогли его оформить в связи с нарушением их прав ответчиками.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

На основании свидетельства о праве на наследство от 23.07.2020 он принял наследство, оставшееся после смерти отца ФИО4, который при жизни принял наследство после смерти своего отца -ФИО12 на основании свидетельства о праве собственности на наследство от 04.03.2005, пережившего свою супругу и фактически принявшего от нее наследство.

Поскольку он после отца принял часть наследственного имущества, то у него возникло право собственности на все наследственное имущество, в том числе и право на две земельные доли сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах администрации Зубовского сельсовета, возникшее у ФИО12 и ФИО1.

Просил: включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО12, умершего 01.09.2004, право на получение двух земельных долей сельскохозяйственного назначения, площадью 16га. каждая, расположенные в границах земель муниципального образования Красовского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области, в границах бывшего совхоза «ФИО3» (право, которое возникло у ФИО12 в порядке наследства имущества супруги ФИО1, умершей 25.01.1997, у которой также имелось право на приватизацию земли сельскохозяйственного назначения). Признать за ним в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего 05.03.2019, право собственности на две земельные доли сельскохозяйственного назначения, площадью 16га. каждая, расположенные в границах земель муниципального образования Красовского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области.

В ходатайстве о привлечении в качестве соответчика администрации Красовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района истец ФИО2 дополнил свое исковое заявление доводами о возникновении его права по месту осуществления трудовой деятельности ФИО15, т.е. на территории Красовского сельсовета Оконешниковского района Омской области.

Истец ФИО2, участвуя в судебном разбирательстве лично, иск поддержал, просил суд удовлетворить заявленные уточненные требования. В обосновании требований сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик, администрация Зубовского сельсовета Татарского района Новосибирской области о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном отзыве указали, что ФИО15 переехали в с.Зубовка в 1985 году, уже будучи пенсионерами по старости, ввиду чего их право на получение земельных долей возникло на территории Красовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области.

Ответчик, администрация Красовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В заявлении, адресованном суду, просили в удовлетворении заявленных истцом требований отказать, так как к полномочиям администрации не относится предоставление земельных долей, как и указали на пропуск истцом срока исковой давности.

Третье лицо, администрация Оконешниковского муниципального района Омской области, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежаще, в суд своего представителя не направили.

Выслушав истца, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Из представленной в дело копии свидетельства о смерти, выданного 09.09.2004 (л.д.18) судом установлено, что ФИО12, родившийся в <дата обезличена> году, умер 01.09.2004 в ..., о чем составлена актовая запись о смерти от <дата обезличена>, его супруга, ФИО1, <дата обезличена> года рождения, умерла 25.01.1997 в ..., о чем составлена актовая запись о смерти от <дата обезличена> (л.д.24).

Как следует из трудовой книжки, ФИО1, <дата обезличена> года рождения, с 1961 года осуществляла трудовую деятельность в Красовском совхозе ... и уволена 01.09.1974 в связи с переходом на пенсию (л.д.26-28).

ФИО12, <дата обезличена> года рождения, с 1953 года осуществлял трудовую деятельность в Красовском совхозе ... и уволен 13.01.1973 в связи с уходом на пенсию, после чего с 22.12.1973 по 25.10.1985 продолжил осуществлять трудовую деятельность в Красовском совхозе и уволен по ст.31 КзОТ РСФСР по инициативе работника (л.д.20-23).

С 1985 года по 1996 год ФИО12 и ФИО1 проживали в д.... (л.д.19, 25).

После смерти наследодателя ФИО12, в соответствии со ст.1113 Гражданского кодекса Российской Федерации с его смертью открылось наследство, оставшееся после его смерти.

В соответствии с п.1 ст.1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с п.1 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

В соответствии с п.1 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Наследником ФИО12, согласно свидетельству о праве на наследство по закону (л.д.29), являлся сын умершего наследодателя (л.д.16) ФИО4. Свидетельство выдано на наследование денежных средств находящихся в кредитном учреждении.

ФИО4, <дата обезличена> года рождения, умер 01.03.2019 в ..., о чем составлена актовая запись о смерти от <дата обезличена> (л.д.12).

Наследником ФИО4, согласно свидетельствам о праве на наследство по закону (л.д.13-15), является сын умершего наследодателя (л.д.11) ФИО2 (истец).

Как наследнику принявшим наследство, ФИО2, нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону от 23.07.2020 и 02.12.2020 на определенное нотариусом наследственное имущество, а именно 1/2 долю в праве общей собственности на квартиру, 1/89 долю в праве общей собственности земельного участка и автомобиль.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец ФИО2 является наследником, принявшим наследство, оставшееся после смерти наследодателя ФИО4, который в свою очередь являлся наследником ФИО12, как и не оспаривалось в судебном заседании, что последний принял наследство после смерти супруги - ФИО1.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации №213 от 02.03.1992 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).

Таким образом требования истца к администрации Зубовского сельсовета Татарского района Новосибирской области удовлетворения не подлежат, так как заявлены к ненадлежащему ответчику, ввиду того, что ФИО12 и ФИО1, как установлено выше, достигли пенсионного возраста проживая и осуществляя трудовую деятельность на территории Красовского сельского поселения Оконешниковского района Омской области.

В связи с установленным в судебном заседании суд отмечает, что при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.

Порядок проведения земельной реформы установлен Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», которые подлежат применению к спорным правоотношениям.

Согласно пунктам 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности. Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов. Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (далее постановление №708) трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

В силу пункта 8 постановления №708 в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы должны были осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования надлежало принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР; органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам должны быть приняты решения по перераспределению земель в целях осуществления реорганизации колхозов и совхозов. Местной администрации надлежало обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий.

Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудового коллектива этих хозяйств могут быть образованы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и объединения.

Согласно пункту 16 Положения владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных участков и имущественных паев» одобрены рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, где согласно п.7 на получение в собственность земельных долей имеют право: работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года. Размер земельной доли рассчитывается в гектарах, в балло-гектарах, и определяется путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей.

Из пункта 20 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» следует, что при внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации, этой организации как юридическому лицу выдается свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал указанной организации, теряет юридическую силу. Лицам, внесшим земельную долю или право пользования земельной долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации, на основании ее учредительного договора выдается документ, удостоверяющий долю их участия в уставном капитале.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993г. №1776 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и выдавалось Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной собственности или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю но форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

В соответствии с архивными данными и данными из трудовых книжек, ФИО1 с 1961 по 01.09.1974 осуществляла трудовую деятельность в качестве рабочей Красовского совхоза, ФИО12 с 01.01.1953 по 25.10.1980 осуществляла трудовую деятельность в качестве рабочего и пастуха Красовского совхоза.

Постановлением главы администрации Оконешниковского района Омской области -п от <дата обезличена> установлена средне-районная бесплатная земельная доля в размере 26га. сельхозугодий – 1196бал/га. и создан специальный фонд перераспределения земель в количестве 39,8тыс.га.

Доказательств о реализации при жизни своей воли на получение права на земельные участки путем подачи ФИО12 и ФИО1 заявлений о выделении земельного участка на территории совхоза ФИО3 и его правопреемников, как и из резервного фонда администрации Оконешниковского муниципального района Омской области, суду не предоставлено.

Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в целях создания необходимой нормативной базы для приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса и реализации права трудовых коллективов и граждан на участие в приватизации было утверждено «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», из которого следует, что реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают Решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. В них включаются, в том числе, временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.

Применительно к пп.2 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий проводилась на основании Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года №374-1 «О земельной реформе», Указа президента РФ от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» в срок до 1 января 1993 года с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей, при этом в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, в том числе работники колхозов и совхозов.

Наделение земельными долями осуществлялось в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», который в настоящее время утратил силу.

Из п.9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 года №708 следует, что решение о выборе формы собственности на землю должны были принимать трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов.

С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий должна была подаваться заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, к которой должны были прилагаться списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 года №213.

В списки лиц, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно, на основании Указа Президента РФ от 02.03.1992 года №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» включались, только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств.

Основанием предоставления земель являлось постановление органа местного самоуправления о передаче земли в собственность, моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» постановлением -п от <дата обезличена> главы администрации Оконешниковского района Омской области утверждена районная комиссия по приватизации земель находящихся в пользовании совхозов и реорганизации этих хозяйств.

Учредительным договором о создании АОЗТ «Красовское», являющегося правопреемником совхоза «ФИО3» утверждена коллективно-совместная форма собственности на землю.

Таким образом, трудовой коллектив совхоза реализовал свое право на утверждение списков и получение земельных участков в собственность в 1993 году.

Суд приходит к выводу, что истцом не представлено убедительных доказательств о причинах не подачи ФИО12 и ФИО1 письменного обращения с требованием о включении их в списки лиц, имеющих право на земельную долю земель бывшего совхоза «ФИО3», т.е. не представлено и доказательств, что они были лишены возможности выразить свою волю на приобретение долей земельного участка путем подачи соответствующего заявления.

Таким образом, исходя из установленного в судебном заседании, суд отмечает, что согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно статье 6 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) земли, находящиеся в государственной собственности, могли передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).

В соответствии с абзацем третьим статьи 7 Земельного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент реорганизации совхоза «ФИО3») передача земельных участков в собственность граждан производилась местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991г. №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992г. №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 21.2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее - земельная доля), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

В соответствии с разъяснениями данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» в п.75 разъяснено, что Принадлежность наследодателю права на земельную долю, полученную им при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по смыслу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при отсутствии свидетельства о праве на земельную долю, выданного по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» либо постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», удостоверяется выпиской из решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятого до начала применения Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Открытие наследства до вынесения в установленном порядке решения о передаче земель в собственность при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (либо после вынесения такого решения, но до выдачи свидетельства о праве собственности на земельную долю) не является основанием для отказа в удовлетворении требования наследника о включении земельной доли в состав наследства, если наследодатель, выразивший волю на ее приобретение, был включен в прилагавшийся к заявке трудового коллектива на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, и не отозвал свое заявление.

В пункте 76 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указано, что при разрешении вопросов о праве наследодателя на земельную долю суд проверяет правомерность включения наследодателя в прилагавшийся к заявке трудового коллектива реорганизуемого колхоза, совхоза, приватизируемого сельскохозяйственного предприятия на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», а также пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), пунктом 7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»). В указанных случаях судам надлежит также выяснять, была ли земельная доля внесена наследодателем в уставный капитал реорганизованной сельскохозяйственной организации.

Истцом не представлено доказательств обращения ФИО12 и ФИО1, до их смерти, с заявлением о включении их в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно.

На основании вышеприведенных норм, исходя из имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования истца о включении права на получение двух земельных долей сельскохозяйственного назначения в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования удовлетворению не подлежат.

Каких-либо доказательств, подтверждающих факт предоставления умершим ФИО12 и ФИО1 земельных участков на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения в материалах дела также не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Вместе с тем суд полагает не влияющими на выводы суда по делу доводы администрации Красовского сельского поселения о пропуске истцом срока исковой давности.

Так, в соответствии со ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Учитывая презумпцию разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений (ст.10 ГК РФ), с учетом фактических обстоятельств дела суд исходит из того, что истец основывает свои требования как наследник ФИО4, умершего 01.03.2019 года, и находит, что истец обратился за судебной защитой прав в пределах установленного Гражданским кодексом Российской Федерации срока.

Вместе с тем, учитывая установленное судом в совокупности, суд приходит к выводу, что иск является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Зубовского сельского совета Татарского района Новосибирской области и администрации Красовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о включении в наследственную массу права на получение земельной доли, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Оконешниковский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01.12.2021 г.

Судья А.А. Трофименко