ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-306/2023 от 01.08.2023 Вуктыльского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0007-01-2023-000323-51

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 1 августа 2023 года по делу № 2-306/2023

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе судьи Рейнгардт С.М., при секретаре Белопшицкой Т.М.,

с участием представителя истца Шихалевой Е.П.,

представителя ответчика Кожевниковой Ю.В.,

третьего лица Прибытковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыл гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к ООО «ВЖКХ» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) обратилась в суд с иском к ООО «ВЖКХ» о возложении обязанности выполнить проверку исправности, работоспособности, регулировки и техническое обслуживание запорной арматуры, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) многоквартирного дома № 1 по ул. Таежная в г. Вуктыл Республики Коми; обеспечить температуру воздуха в жилом помещении в соответствии с нормативными требованиями (не ниже +20 С° в жилых комнатах); обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов в кухне жилого помещения . В обоснование требования указано, что в Государственную жилищную инспекцию по городу Вуктылу поступили обращения Прибытковой В.В., Давыдовой Т.Л., жителей дома № 1 по ул. Таежной в г. Вуктыл на неравномерный прогрев отопительных приборов. В отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, проведены измерения температуры воздуха в жилом помещении . По итогам проверки выданы предписания, которые не исполнены до настоящего времени.

В судебном заседании представитель истца Шихалева Е.П. настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске; от требований о возложении обязанности выполнить проверку исправности, работоспособности, регулировки и техническое обслуживание запорной арматуры, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) многоквартирного дома № 1 по ул. Таежная в г. Вуктыл Республики Коми отказалась в связи с добровольным исполнением.

Представитель ответчика Кожевникова Ю.В. исковые требования признала в части необходимости обеспечить температуру воздуха в жилом помещении в соответствии с нормативными требованиями (не ниже +20 С° в жилых комнатах); обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов в кухне жилого помещения . Просила предоставить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прибыткова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в течение нескольких лет в зимний период времени температура воздуха в жилых комнатах около +15 С°, с учетом работы двух обогревателей.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Давыдова Т.Л. в судебном заседании не участвовала; о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав представителей сторон, третье лицо, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется полномочными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 Положения о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 № 541 Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (Служба Республики Коми стройжилтехнадзора) (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Службы, а также уполномоченным органом на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Республики Коми.

Как следует из пункта 3 Положения Служба имеет территориальные органы - инспекции (структурные подразделения), не являющиеся юридическими лицами, исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Службы, в том числе, инспекции по жилищному надзору.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При этом согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее также Правила № 170).

В соответствии с пунктом 2.6.1 данных Правил № 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.

При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями (пункт 2.6.2 Правил № 170).

Согласно пункту 5.2.1 Правил № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов.

Понятие коммунальной услуги по отоплению содержится в подпункте «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), по смыслу которого под отоплением понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к этим Правилам.

Согласно п. 15 приложения N 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C). При этом допустимое снижение нормативной температуры в ночное время - не более 3 °C, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом № 1 по ул. Таежной в г. Вуктыл Республики Коми осуществляется ООО «ВЖКХ» (лицензия на управление многоквартирным домом № 211 от 19.07.2017).

15 декабря 2022 года Прибытковой В.В. на адрес государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, направлено электронное сообщение, из текста которого следует, что в квартире отсутствует отопление, температура батарей при -32 С° на улице не поднимается выше 40 С°, необходимо провести проверку.

13 января 2023 года на основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 896 от 23.12.2022 Государственной жилищной инспекцией по городу Вуктылу проведена внеплановая выездная проверка помещения в д. 1 по ул. Газовиков в г. Вуктыле. По результатам проверки составлен акт № 05/01-896. В ходе проверки установлено, что температура воздуха в кухне, в середине помещения на уровне 1,1 м составляет +20,2 С°, в середине помещения на уровне 0,1 м от уровня пола +19,1 С°; температура воздуха в жилой комнате № 1, в середине помещения на уровне 1,1 м составляет +19,9 С°, в середине помещения на уровне 0,1 м от уровня пола +18,5 С°; температура воздуха в жилой комнате № 2, в середине помещения на уровне 1,1 м составляет +20,2 С°, в середине помещения на уровне 0,1 м от уровня пола +17,2 С°. В жилой комнате № 2 и на кухне квартиры ощущается поступление холодного воздуха в районе плинтуса пола. Квартира расположена на 1 этаже в третьем подъезде. Провести измерение температуры теплоносителя системы отопления на границах балансовой принадлежности не представилось возможным в связи с отсутствием требуемых термометров и монометров. ООО «ВЖКХ» нарушены лицензионные требования ч. 2 ст. 162 ЖК РФ. 13 января 2023 года в адрес ООО «ВЖКХ» вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований № 01/01-896, а именно ответчику предписано обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества в срок до 23.01.2023.

9 января 2023 года Громиной Н.Н. направлено электронное сообщение на адрес государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, с жалобой на ненадлежащее оказание управляющей компанией услуг по отоплению в зимний период.

Как следует из акта внеплановой выездной проверки Государственной жилищной комиссии от 03.02.2023, 13.01.2023 в жилом помещении проведены измерения температуры воздуха в жилых помещениях: температура воздуха в жилом помещении № 1 +18,2 С°; в жилом помещении № 2 +18,4 С°.

3 февраля 2023 Государственной жилищной инспекцией в отношении ООО «ВЖКХ» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. ООО «ВЖКХ» предложено принять меры по соблюдению обязательных требований, установленных ст. 161 ЖК РФ, а именно: предоставить коммунальные услуги надлежащего качества – обеспечить температуру воздуха в жилом помещении дома № 1 по ул. Таежной в соответствии с установленными требованиями; проверить состояние межпанельных швов дворового фасада в районе жилого помещения указанного дома, при выявлении повреждений и нарушений разработать план восстановительных работ и провести восстановительные работы; провести гидропневматическую промывку отопительных приборов в указанной квартире.

15 и 16 июня 2023 года в многоквартирном доме № 1 по ул. Таежной в г. Вуктыл для постоянного контроля параметров системы теплоснабжения установлены контрольно-измерительные приборы на вводе дома инженерных сетей теплоснабжения до задвижки и после задвижки на подающем и обратном трубопроводах системы теплоснабжения, что подтверждается актом установки контрольно-измерительных приборов в МКД.

В период с 1 по 4 июня 2023 года в доме № 1 по ул. Таежной в г. Вуктыл произведена промывка системы теплоснабжения холодной сетевой водой с трех и пятикратным заполнением и дренированием в канализацию; гидравлическое испытание системы теплоснабжения указанного здания на прочность и плотность пробным давлением 6,5 кг/кв. см, рабочим давлением компрессором ПК БУЧА – К падение давления не наблюдалось в течение 30 минут. По результатам испытаний комиссия пришла к выводу, что система теплоснабжения указанного дома выдержала испытание на прочность и готова к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 гг. (акты промывки системы теплоснабжения и гидравлических испытаний системы теплоснабжения от 05.06.2023).

27 июля 2023 года и.о. начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу Шихалевой Е.П. проведении осмотр состояния фасада и ревизия запорной арматуры в подвале дома № 1 по ул. Таежной в г. Вуктыл. В результате осмотра составлен акт, из которого следует, что межпанельные швы фасада в районе квартир 73, 75 восстановлены; швы между плитами перекрытия со стороны подвала загерметизированы; регулировка и ТО запорной арматуры проведены; проведена установка КИП на инженерных сетях теплоснабжения на вводе в дом; проведена промывка системы теплоснабжения и канализации; отмостка под балконом восстановлена.

Поскольку в судебном заседании установлено, что температурный режим в жилом помещении и в кухне жилого помещения в д. 1 по ул. Газовиков в г. Вуктыл не соответствует предусмотренным нормативам, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить температуру воздуха в жилом помещении в доме 1 по ул. Таежная в г. Вуктыл Республики Коми в соответствии с нормативными требованиями (не ниже +20 С° в жилых комнатах), обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов в кухне жилого помещения в доме 1 по ул. Таежная в г. Вуктыл Республики Коми.

Рассматривая просьбу представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда – до 01.10.2023, суд находит данный срок разумным.

Согласно п. 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока – 01.10.2023, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

В ходе рассмотрения дела представитель истца отказалась от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности выполнить проверку исправности, работоспособности, регулировки и техническое обслуживание запорной арматуры, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) многоквартирного дома № 1 по ул. Таежная в г. Вуктыл Республики Коми. Отказ принят судом, производство по делу в части указанных исковых требований прекращено, о чем судом вынесено определение.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы закона с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором судебные расходы должен был оплатить истец.

На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для юридических лиц составляет 6 000 руб.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);.

С учетом изложенного с ответчика в доход муниципального образования городского округа «Вуктыл» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) удовлетворить.

Обязать ООО «ВЖКХ» (ИНН 1102079347) в срок до 01.10.2023 обеспечить температуру воздуха в жилом помещении в доме 1 по ул. Таежная в г. Вуктыл Республики Коми в соответствии с нормативными требованиями (не ниже +20 С° в жилых комнатах); обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов в кухне жилого помещения в доме 1 по ул. Таежная в г. Вуктыл Республики Коми.

Взыскать с ООО «ВЖКХ» (ИНН 1102079347) в доход муниципального образования городского округа «Вуктыл» государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья – подпись С.М. Рейнгардт

Мотивированное решение составлено 4 августа 2023 года

Копия верна: Судья С.М. Рейнгардт