ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3072/2013 от 09.09.2013 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-3072-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 09 сентября 2013 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Онищенко Л.А.,

при секретаре Яшеневой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ..... к Обществу с ограниченной ответственностью «ФП – .....» о компенсации морального вреда,

установил:

..... обратилась в Северодвинский городской суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ФП-....." о компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что по 05 марта 2013 года в магазине ответчика по адресу: город Северодвинск улица ..... дом ..... располагая рекламной информацией о том, что все товары продаются в магазине по ..... рублей, приобрела мужской подарочный набор в упаковке, но придя домой, обнаружила, что вопреки рекламе ответчика, за данный набор, состоящий из трех предметов и упакованный в одну коробку, она уплатила не ..... рублей, как указано в рекламе, а ..... рублей. Считает, что ответчиком ей была предоставлена ненадлежащая информация о товаре, а именно, о его цене, в связи с чем нарушены ее права потребителя, просит взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда ..... рублей.

Определением Северодвинского городского суда от 09.07.2013 года в качестве надлежащего ответчика по делу привлечено ООО «ФП-.....-2».

В судебное заседание истец ..... не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца ..... ..... действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что не оспаривает, что 05 марта 2013 года истец приобрел в магазине ООО «ФП-.....-2» по улице ....., ..... мужской подарочный набор из трех предметов, в магазине действительно все товары реализуются по цене ..... рублей, однако, истцом был приобретен не штучный товар, а набор предметов, рядом с которым стоял ценник ..... по ..... рублей, кроме того, кассир при оплате товара покупателю разъяснил, что товар стоит не ..... рублей, а ..... рублей, просил в иске отказать, полагая права истца не нарушенными.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, оценив все в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать достоверную цену в рублях и условия приобретения товаров.

Статья 12 Закона устанавливает, что продавец несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, которая предусматривается пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 Закона.

В соответствии со 15 Закона РФ « защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Статья 5 вышеназванного закона устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанным законом не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, указанные выше правовые нормы защищают потребителя от недобросовестной, недостоверной рекламы.

Судом установлено, что ответчик, осуществляя торговлю в магазине, расположенном в доме ..... по улице ....., объявил рекламную акцию «все товары по ..... рублей».

О проведении данной рекламной акции ответчик в месте продажи товаров распространил рекламные плакаты, которые содержали в себе предложение потребителям приобрести любой товар за ..... рублей.

Указанное обстоятельство никем не оспаривается, поэтому суд считает его установленным.

15 марта 2013 года ......, располагая данной рекламной информацией, будучи уверенной, что все товары в магазине имеют цену ..... рублей, приобрела в магазине ответчика товары, в том числе и мужской подарочный набор, состоящий из трех предметов, упакованных в одну картонную коробку темного цвета, однако, придя домой, она обнаружила, что за все другие товары она заплатила ..... рублей, а за набор ..... рублей.

В своих возражениях на доводы истца о том, что до потребителя была доведена достоверная информация о том, что данный набор стоит не ..... рублей, а ..... рублей, ответчик указал, что рядом с набором стоял ценник, на котором было указано: ..... товара по ..... рублей (.....= ..... руб.).

Допрошенная в судебном заседании в порядке статьи 187 ГПК РФ по ходатайству стороны ответчика свидетель ......, администратор магазина, подтвердила доводы представителя ответчика, что товары, цена на которые не ..... рублей, выставлены отдельно на стеллажах и под каждым товаром стоит соответствующий ценник. Показала, что 05 марта 2013 года она работала кассиром и при покупке она всем покупателям разъясняла, что не все товары стоят ..... рублей.

Оценивая объяснения представителя ответчика и показания свидетеля суд приходит к выводу о недоказанности доведения продавцом до покупателя надлежащей информации о стоимости конкретного товара.

В соответствии со ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

В силу требований ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 04.10.2012) утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В соответствии с п. 11 Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, которая в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товара.

В соответствии с п. 15 Правил, информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Вместо ценников, оформленных в соответствии с требованиями пункта 19 настоящих Правил, допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, на выставленных для продажи экземплярах товаров ценников с указанием наименования, цены за вес или единицу товара выставлено не было.

При осмотре в судебном заседании коробки из-под подарочного набора, приобретенного ..... судом также было установлено отсутствие ценника на коробке.

Доводы представителя ответчика о том, что цена товара была указана на стенде, на котором располагались подарочные наборы, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств того, что именно под тем товаром, который приобрела истица, имелась информация о том, что набор предметов стоит не ....., а ..... рублей, в материалы дела не представлено, кроме того, из представленного ответчиком ценника: «..... товара по ..... рублей» невозможно определить, какой именно товар реализовывался продавцом по ..... рублей (.....).

Сторона ответчика не опровергла доводы истца и ее представителя о том, что отсутствие ценников на товаре с указанием наименования товара и его цены за вес или единицу не могут свидетельствовать о том, что до истца и других потребителей была доведена надлежащая информация о товаре и его цене.

Указанное поведение ответчика суд оценивает как недостоверное предоставление потребителю информации относительно цены товара, а именно цены мужского подарочного набора, реклама продажи которого, распространенная в месте продажи товаров по акции «все товары по ..... рублей», содержала в себе противоречивые данные о рекламной цене, и цене, по которой указанный товар продавался.

При таких обстоятельствах гарантированные вышеуказанными положениями закона, в том числе ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", права истца о предоставлении ему необходимой, достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, которая в обязательном порядке должна была содержать достоверную, непротиворечивую информацию о цене товара и условиях его приобретения, были ответчиком нарушены.

Поэтому суд соглашается с доводами истца о том, что он вправе требовать компенсации морального вреда за нарушение ответчиком его права потребителя по вышеуказанным основаниям.

С учетом изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в связи с нарушением указанных прав потребителя в сумме ..... рублей.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень вины ответчика в нарушении прав потребителя, степень нравственных страданий потребителя применительно к конкретным обстоятельствам дела, требования разумности и справедливости.

На основании ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина по данному делу относится на ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ..... к Обществу с ограниченной ответственностью "ФП-.....-2" о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ФП-.....-2" в пользу ..... компенсацию морального вреда в размере ..... рублей, штраф в размере ..... рублей, всего взыскать ..... рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ФП-.....-2" в доход местного бюджета госпошлину в размере ..... рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Онищенко