Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2016 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ереминой И.Н.
с участием прокурора Антоновой В.М.
адвоката Филимонова В.О.
при секретаре судебного заседания Товарновой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3073/16 по иску ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в Бабушкинский районный суд г.Москвы с иском к Администрации г.о. Сызрань о восстановлении на работе в должности руководителя Управления * * * Администрации городского округа Сызрань Самарской области, взыскании с Администрации города Сызрани среднего заработка за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсации морального вреда в размере * * * рублей, а также расходов на оплату услуг адвоката в размере * * * рублей, ссылаясь на то, что распоряжением главы Администрации г.о. Сызрань Самарской области от <дата>№ *** он был принят на должность руководителя Управления * * *. Распоряжением главы Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** истец был уволен по п.2 ст. 278 ТК РФ.
Считает данное распоряжение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Полагает, что Положение «Об управлении * * * администрации городского округа Сызрань» утверждено не Думой г.о. Сызрань, а постановлением главы администрации, чем нарушены ст.ст. 25,37,39 Устава г.о. Сызрань Самарской области, т.е. некомпетентным лицом, что делает данное положение незаконным и недействующим. Соответственно, правовое положение ФИО1 как руководителя структурного подразделения администрации может быть предметом правовых действий только после приведения в соответствие правового статуса самого управления.
Считает, что его увольнение связано с преследованием за противодействие коррупции и его убеждениями, мешающими заниматься противоправной деятельностью ряду лиц из муниципальных и федеральных структур по хищению бюджетных средств, уклонению от уголовной ответственности за содеянное.
До настоящего времени ему не выплачены надбавки, согласно трудовому договору, т.е. с ним не произведен окончательный расчет при увольнении. Согласно Определения Верховного Суда РФ от 19.07.2013 года №18-КГ13-40 невыплата работнику такой компенсации при условии, что он не совершал никаких виновных действий, дающих основание для его увольнения, должна рассматриваться как нарушение работодателем порядка увольнения работника.
Полагает, что немотивированное увольнение незаконно. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, законодательное право досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, увольняемый лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав
граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (п. 3 ст. 17, ст. 19 Конституции РФ), в полной мере распространяется на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий собственника. Положения п.2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ не лишают руководителя права оспорить увольнение в судебном порядке. При установлении судом на основе исследования всех обстоятельств конкретного дела фактов, которые свидетельствуют о дискриминации, нарушенные права руководителя подлежат восстановлению. Возглавляемое истцом управление на протяжении ряда лет занимало первые места по области по показателям, при его активном и непосредственном участии внедрена система оповещения городского округа, организована работа по внедрению системы «Безопасный город», проверка контрольно-счетной палаты Думы г.о. Сызрань нарушений в финансово-хозяйственной деятельности управления не выявила, что свидетельствует о том, что в данном случае имело место увольнение именно в связи с его убеждениями, т.е. при наличии факта дискриминации.
Органы управления администрации могут иметь статус самостоятельного юридического лица. В то же время они продолжают оставаться органами местной администрации, ее структурными подразделениями. В таком случае возникает вопрос о возможности увольнения руководителя такого органа управления образованием, являющегося руководителем функционального (отраслевого) органа местной администрации по части 2 ст. 278 ТК РФ. Такой орган управления является органом местного самоуправления, согласно ст. ст. 34 и 41 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, не являются руководителями организаций руководители иных органов местного самоуправления, составляющих наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией и контрольно-счетным органом муниципального образования структуру органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В связи с этим на таких руководителей положения ст. 278 ТК РФ не распространяется. Это связано с тем, что органы местного самоуправления в смысле гражданского законодательства самостоятельными организациями не являются, так как в гражданско-правовых отношениях с другими организациями - юридическими лицами они всегда действуют от муниципального образования. При этом органы местного самоуправления экономическую деятельность не осуществляют, руководители этих органов (даже при том, что такие органы регистрируются в организационно-правовой форме казенного учреждения) осуществляют только управленческие функции. В связи с этим их увольнение по п.2 ст.278 ТК РФ не обусловлено достижением конституционно значимых целей, о которых говорится в постановлении Конституционного Суда РФ, а также не обеспечивается достижение конституционно значимых целей, вытекающих из содержания ст.8 (ч.1) Конституции РФ. В соответствии со ст. 23 Устава г.о. Сызрань Дума городского округа, Администрация городского округа и Контрольно-счетная палата городского округа наделяются правами юридического лица. В соответствии со ст. 37 Устава г.о. Сызрань Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа Сызрань. Администрация городского округа обладает правами юридического лица, действует на основании Устава и имеет печать со своим полным наименованием «Администрация городского округа Сызрань». Структура Администрации городского округа утверждается Думой городского округа, по предоставлению Главы Администрации городского округа. В структуру Администрации городского округа входят: аппарат Администрации городского округа; органы Администрации городского округа (комитеты, управления, отделы, секторы) (в ред. решений Думы городского округа Сызрань Самарской области от <дата>№ ***, от <дата>№ ***). Полномочия органов Администрации городского округа определяются положениями о них, утвержденными решениями Думы городского округа. Органы Администрации городского округа с правами юридического лица утверждаются решениями Думы городского округа. Следовательно, на истца как на муниципального служащего, возглавляющего структурное подразделение администрации, распространяется обычный порядок увольнения как на муниципального служащего, а не как на руководителя учреждения.
Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который выразился в стрессе, депрессии, бессоннице, гипертонических кризах, моральный вред оценивает в размере * * * рублей (так данная ситуация продолжалась в течение длительного времени). Кроме того, им понесены расходы на услуги адвоката, его расходы по проживанию и приезду из другого города в сумме * * * рублей, которые просит взыскать с ответчика.
Определением Бабушкинского районного суда г. Москвы от <дата> настоящее гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Сызранский городской суд Самарской области.
В судебном заседании истец ФИО1 от требований о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг адвоката в размере * * * рублей отказался, в остальной части исковые требования поддержал сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО2 против исковых требований возражала, представила письменный отзыв, указав, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Правовое регулирование труда руководителя организации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч.1 статьи 273, статья 274 ТК РФ).
По общему правилу трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по всем основаниям, предусмотренным в ТК РФ и иных федеральных законах.
Статьей 278 установлено, что помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации может быть прекращен в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
При этом, в рамках реализации данного права, на работодателя не возлагается обязанность обоснования увольнения какими-либо причинами объективного или субъективного характера. По сути, увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 указанной статьи, может быть безмотивным.
Положения главы 43 ТК РФ распространяются на руководителей отраслевых (функциональных) или территориальных органов администраций муниципальных образований (например, комитетов, управлений, отделов), которые учреждены в качестве юридического лица в соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно ст.16 указанного Федерального закона, поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.
В связи с чем, основания для расторжения такого трудового договора установлены ТК РФ, и в дополнение, помимо тех, которые определены в Кодексе, частью 1 статьи 19 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены иные нормы, содержащие основания для расторжения трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя) с муниципальным служащим.
Указанные законоположения не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении трудового договора с руководителем организации каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа, установленных непосредственно Трудовым кодексом РФ, как общих, так и дополнительных.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010 позволил сделать вывод о правомерности расторжения договора с муниципальным служащим с учетом особенностей, обусловленных как должностью руководителя органа местной администрации, так и нахождением названного лица на муниципальной службе с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 21 от 02.06.2015 года указано судам о необходимости иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 ТК РФ допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части четвертой статьи 58 ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок, а также даются разъяснения, что при принятии подобного решения о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ работодателем не должны быть нарушены принципы недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда.
Согласно статье 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства, (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 № 204-ФЗ, от 01.12.2014 № 409-ФЗ)
Запрет возможных злоупотреблений со стороны работодателя выражен законодателем, прежде всего, через запрет дискриминации в сфере труда.
В соответствии с Конвенцией №111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» термин «дискриминация» включает всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Из формулировки статьи 278 ТК следует, что трудовой договор с руководителем организации может быть прекращен как за виновные действия, так и при отсутствии таковых. В последнем случае прекращение трудового договора не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ.
Ее размер устанавливается сторонами трудового договора. Если стороны не сформулировали условия о компенсационных выплатах, то они выплачиваются в размере не ниже трехкратного месячного заработка, в соответствии со статьёй 349.3 ТК РФ.
В случае выплаты руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, данные компенсации так же выплачиваются в размере трехкратного среднего месячного заработка.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ нарушение работодателем требования статьи 279 ТК РФ, предусматривающей выплату компенсации при прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ, само по себе не может служить достаточным основанием для восстановления на работе уволенного руководителя организации.
Удовлетворение же требований работника о компенсации морального вреда по правилам статьи 394 ТК РФ и взыскании с работодателя суммы этой компенсации и процентов возможно только в случае нарушения срока ее выплаты.
Считает, что относительно прекращения трудового договора с ФИО1, Администрацией городского округа Сызрань нарушений действующего законодательства допущено не было, поскольку с <дата> ФИО1 был назначен на должность руководителя Управления * * * (высшая должность муниципальной службы) на основании трудового договора от <дата>№ ***, заключенного в соответствии с распоряжением Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***. Распоряжением Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ *** трудовой договор с руководителем Управления * * * расторгнут, в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора по пункту 2 статьи 278 ТК РФ.
Считает распоряжение законным по следующим основаниям. Согласно п.7.2. Положения об Управлении * * * Администрации городского округа Сызрань (далее - Управление), утверждённого Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***, собственником имущества Управления является муниципальное образование - городской округ Сызрань в лице Администрации городского округа Сызрань.
Администрацией городского округа в соответствии с Уставом городского округа Сызрань Самарской области руководит Глава Администрации городского округа на принципах единоначалия, который в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения.
Управление * * * Администрации городского округа Сызрань является муниципальным казенным учреждением, обладающим правами юридического лица. Непосредственное руководство Управлением осуществляет руководитель, который назначается и освобождается от должности представителем нанимателя в лице Главы Администрации городского округа Сызрань.
В соответствии с Перечнем должностей муниципальной службы в городском округе Сызрань Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Сызрань от <дата>№ ***, должность руководителя Управления отнесена к высшим должностям муниципальной службы категории «руководители».
Статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба определена как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Согласно п.6.2. Положения об Управлении * * * Администрации городского округа Сызрань руководитель организует работу Управления, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на учреждение.
По общему правилу, помимо полномочий, руководитель должен обладать целым набором личностных, деловых и профессиональных качеств: умение организовать работу подчиненных, оперативно решать возникающие вопросы, отстаивать свою точку зрения, планировать свое рабочее время, коммуникабельность, инициативность и гибкость в решении рабочих проблем, обладать высоким уровнем самоконтроля, лидерской харизмой и доверием других руководителей являются специфичными компетенциями руководителя, наличие которых способствует большей вариативности его поведения и гибкости в формировании системы управления.
Руководство организацией человеком, который не демонстрирует должного уровня ответственности, не вовлечен, не инициативен, старается отгородиться от более ответственных задач, или преувеличивает значимость того или иного достижения влечет отсутствие эффективности работы учреждения в целом.
За время работы в Управлении по * * * истцом неоднократно допускались действия не сопоставимые с деятельностью руководителя, в том числе дестабилизация работы всего учреждения.
Так, после отпуска без сохранения денежного содержания, предоставленного истцу в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ФИО1, в нарушение п.2.4.32. трудового договора, обязывающего информировать работодателя о своей временной нетрудоспособности, а также об отсутствии на рабочем месте по другим уважительным причинам, злоупотребил своим правом, предоставленным ТК РФ и не уведомил работодателя о своей временной нетрудоспособности в период с <дата> по <дата>, что свидетельствует об оставлении вверенного ему Управления без причин в течении двух недель. Представитель нанимателя узнал о причине неявки на работу ФИО1 только при предъявлении листка нетрудоспособности.
При этом, вне зависимости от того факта, что нормами ТК РФ не предусмотрена обязанность работника уведомлять работодателя о наступлении временной нетрудоспособности, судебные инстанции приходят к выводу об обязанности работника уведомить работодателя о временной нетрудоспособности, так как иное, по мнению судов, является злоупотреблением правом со стороны работника.
Также ФИО1 был дискредитирован Глава Администрации городского округа Сызрань путем заявления в судебных инстанциях, средствах массовой информации, прокуратурах РФ о незаконности подписания им правовых актов и незаконности действия на территории городского округа Сызрань органов Администрации, что свидетельствует об отсутствии коммуникабельности и доверительных отношений с руководством со стороны истца.
Отсутствие оперативного решения возникающих вопросов данным руководителем <дата> года в области противопожарной охраны и иные действия в части организации деятельности Управления повлекли негативные последствия для Главы Администрации городского округа Сызрань.
Более того, нежелание нести ответственность за выполнение задач и функций Учреждения, являющейся основным требованием должности «руководителя» и переложение ее на иных лиц не только не опровергается ФИО1, а наоборот, заявляется им во всех судебных разбирательствах как основание отсутствия его ненадлежащего исполнения обязанностей.
Подобные проступки работника делают невозможным его дальнейшее пребывание в организации.
Решение о прекращении трудового договора с ФИО1 по пункту 2 статьи 278 ТК РФ было принято уполномоченным лицом с целью повышения эффективности деятельности Учреждения.
Истец утверждает, что его увольнение связано с дискриминацией, основанной на его убеждениях, «мешающих заниматься противоправной деятельностью ряду лиц из муниципальных и федеральных структур по хищению бюджетных средств, уклонению от уголовной ответственности за содеянное». Однако, указанное «убеждение» к принципам дискриминации в сфере труда, установленных ТК РФ и которые обозначены выше - не относится. Каких-либо доказательств данному факту не представлено, следовательно, утверждения безосновательны. Других обоснований не заявлено.
Более того, статьёй 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции в РФ», коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
При этом, действия по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений являются полномочиями должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции.
Таким образом, руководствуясь Положением об Управлении * * *, устанавливающим, задачи и функции Управления по участию в осуществлении мер по противодействию коррупции в границах городского округа Сызрань, организации взаимодействия Администрации городского округа Сызрань с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами, общественными объединениями и организациями, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм в сфере профилактики правонарушений, терроризма, экстремизма и коррупции, организациями и учреждениями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Сызрань при реализации мер общественной безопасности, сообщение информации о противоправной деятельности тех или иных должностных лиц либо организаций, в случае владения таковой, и принятие мер являлось прямой обязанностью ФИО1
Однако, согласно письму Управления * * * от <дата>№ *** за период с <дата> по <дата> посредством организованной телефонной горячей линии по противодействию коррупции в Управление поступило 4 обращения граждан, которые были перенаправлены Управлением в иные органы (прокуратура г.Сызрани и т.д.) для рассмотрения.
Информация о совершении противоправных действий лицами, замещающими должности в муниципальных и федеральных структурах по хищению бюджетных средств, уклонению от уголовной ответственности за содеянное в Управление не поступала. Какие-либо уведомления (заявления) о подобных деяниях, как из Управления, так и от самого должностного лица -руководителя Управления ФИО1 в адрес должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, органов государственной власти, муниципальных органов также не поступали, о чём свидетельствует журнал исходящей корреспонденции Управления.
Таким образом, собственник имущества, принимая решение об увольнении руководителя организации в соответствии с п.2 ст.278 ТК РФ не преследовал руководителя за его убеждения и соблюдал общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
В части выплаты истцу причитающихся сумм в связи с прекращением трудового договора, необходимо сообщить следующее.
В соответствии с п.3 ст. 15 Положения о муниципальной службе в городском округе Сызрань Самарской области, утверждённого Решением Думы городского округа Сызрань от <дата>№ *** ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (далее - ежемесячная надбавка) является составляющей ежемесячного денежного вознаграждения и устанавливается в целях материального стимулирования квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных муниципальных служащих, исполняющих свои функциональные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных, в целях повышения заинтересованности служащих в результатах служебной деятельности и качестве выполнения своих должностных обязанностей.
Размеры ежемесячной надбавки муниципальным служащим устанавливаются с учетом показателей (критериев) результативности их труда, установленных локальным актом работодателя (нанимателя) в соответствии с действующим законодательством.
Основанием для выплаты муниципальным служащим ежемесячной надбавки является соответствующий правовой акт представителя нанимателя (работодателя), изданный, в том числе, с учетом мнения непосредственного руководителя муниципального служащего, принятого на основании установленных настоящим пунктом показателей (критериев) результативности труда муниципального служащего и выраженного в форме служебной записки.
В течение года размер ежемесячной надбавки муниципальному служащему может быть увеличен (уменьшен) в пределах размеров, установленных настоящим пунктом, в зависимости от изменения показателей в отношении муниципального служащего, на основании которых установлена ежемесячная надбавка.
Ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы выплачивается муниципальным служащим за фактически отработанное время одновременно с выплатой им денежного содержания за соответствующий месяц.
По правилам статьи 279 ТК РФ, а также в соответствии с пунктом 8.3. трудового договора, заключенного между представителем нанимателя в лице Главы Администрации городского округа Сызрань ФИО3 и муниципальным служащим ФИО1 <дата>№ ***, на основании распоряжения Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***, ФИО1 была выплачена денежная компенсация в размере трёхкратного среднего месячного заработка.
Кроме этого, в соответствии со ст.80 ТК РФ в последний день работы ФИО1 была выдана трудовая книжка, и произведён окончательный расчет.
Согласно трудовому договору от <дата>№ *** ФИО1 выплачивалось денежное содержание, которое состояло из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере * * * рубля в месяц (в соответствии с Решением Думы городского округа Сызрань «Об утверждении должностных окладов по должностям муниципальной службы в
городском округе Сызрань»), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере 30% должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной
службы в размере до 200% (установленных локальным актом работодателя с
учетом показателей (критериев) результативности труда); ежемесячного денежного поощрения в размере 25% должностного оклада, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, содержащими государственную тайну, в размере 50% должностного оклада, ежемесячной надбавки за классный чин в размере 25% должностного оклада.
Денежное содержание выплачивалось ФИО1 в сроки, установленные в Управлении, путём перечисления на счёт Муниципального служащего в банке. Установление надбавок осуществлялось в размерах, определённых Положением о муниципальной службе в городском округе Сызрань Самарской области, утверждённым Решением Думы городского округа Сызрань от <дата>№ ***.
Таким образом, все указанные в трудовом договоре надбавки, выплачивались ФИО1 в порядке, сроки и в размерах, установленных указанным нормативным правовым актом. При увольнении истцу была также выплачена компенсация за неиспользованные дни основного отпуска в количестве № *** календарных дней, а также выходное пособие (за № *** день) в размере * * * рублей. Общая сумма выплат составила * * * рублей.
Решение о прекращении трудового договора с руководителем Управления было обоснованным, соответствовало всем условиям увольнения по данному основанию, а именно принято собственником имущества организации, с соблюдением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда, с выплатой денежной компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка, окончательный расчет произведен в день увольнения.
На основании изложенного, считает требования истца не основанными на законе, в связи с чем, просит в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании свидетель Н.. - зам. руководителя Управления * * * Администрации г.о.Сызрань пояснил, что данное управление является структурным подразделением Администрации г.о.Сызрань, самостоятельным юридическим лицом, деятельность которого регламентируется Положением об Управлении. В периоды нахождения ФИО1 в отпуске и на больничном обязанности руководителя Управления возлагались на него, дестабилизации работы Управления не было. О фактах какой-либо дискриминации или преследованиях в отношении ФИО1 со стороны Администрации г.о.Сызрань ему неизвестно.
В судебном заседании свидетель Н. Е.В. - начальник отдела * * * Администрации г.о.Сызрань пояснила, что в трудовом договоре, заключенном с ФИО1 указано, что надбавка за особые условия труда муниципальной службы устанавливается в размере «до 200 %» от должностного оклада. Условия, сроки выплаты данной надбавки предусмотрены Положением о денежном содержании муниципальных служащих в Администрации городского округа Сызрань. Размер надбавки устанавливается решением представителя нанимателя на предстоящий квартал, который может уменьшаться или увеличиваться в период трудовой деятельности. Данная надбавка истцу не снижалась, при заключении трудового договора ему выплачивалась надбавка в размере 200 %, а в последующем она была установлена распоряжением представителя нанимателя в другом размере - 180%. Данные распоряжения истцом не обжаловались. Истец был ознакомлен с распоряжение об увольнении в тот же день – <дата>, однако от подписи отказался, о чем был составлен соответствующий акт.
В судебном заседании свидетель Р.. - * * * г.о.Сызрань, руководитель аппарата * * * г.о.Сызрань суду пояснил, что с распоряжением об увольнении ФИО1 был ознакомлен Главой Администрации ФИО3 в его присутствии <дата>. Истец отказался подписывать распоряжение об увольнении, в связи с чем, начальником отдела муниципальной службы и кадров Администрации г.о.Сызрань Н.Е.В. был составлен акт. Основание увольнения истца – это инициатива работодателя. О каких-либо фактах дискриминации со стороны работодателя в отношении ФИО1 ему неизвестно. Наоборот, ФИО1 выплачивалась максимальная надбавка за особые условия муниципальной службы, что свидетельствует о том, что ему были созданы все условия для работы.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей Н.,Н. Е.В., Р.., заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, исследовав письменные доказательства по делу, полагает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации провозглашает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии с со ст. 273 Трудового кодекса РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Согласно ст. 274 Трудового кодекса РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям : 1) в связи с отстранением от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); 2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.
В соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Судом установлено, что на основании распоряжения главы Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** истец ФИО1 принят на должность руководителя Управления * * * с <дата> (л.д. 52).
<дата> с ФИО1 был заключен трудовой договор на замещение указанной муниципальной должности муниципальной службы на неопределенный срок, в соответствии с п. 1.1 которого, ФИО1 обязался исполнять должностные обязанности руководителя Управления * * * в соответствии с должностной инструкцией (л.д. 53-60).
В соответствии с Перечнем должностей муниципальной службы в городском округе Сызрань Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Сызрань от <дата>№ ***, должность руководителя Управления отнесена к высшим должностям муниципальной службы категории «руководители» (пункт 1.2. трудового договора).
Из п. 6.1 Положения об Управлении * * *, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***, следует, что руководитель Управления назначается на должность и освобождается от нее Главой Администрации городского округа Сызрань. Права и обязанности руководителя, а также основание для прекращения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором.
Согласно распоряжения от <дата>№ *** Главой Администрации г.о. Сызрань принято решение о прекращении трудового договора с руководителем Управления * * * ФИО1
В период с <дата> по <дата> истец находился на листке временной нетрудоспособности.
На основании указанного распоряжения, <дата> Главой Администрации г.о. Сызрань издано распоряжение № *** о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО1 в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ с выплатой денежной компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка и денежной компенсации за неиспользованный отпуск.
Установлено также, что истец был ознакомлен с принятым решением и распоряжением о прекращении трудового договора в тот же день, что не оспаривалось истцом в ходе судебного разбирательства, однако от подписи об ознакомлении он отказался, в связи с чем, работодателем был составлен акт от <дата>.
Кроме того, из материалов дела следует, что в день увольнения с ФИО1 был произведен окончательный расчет и выплачена компенсация в соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ в размере трехкратного среднего месячного заработка в общей сумме * * * рублей, также была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск за периоды работы с <дата> по <дата> и выдана на руки трудовая книжка.
Факт получения указанных компенсаций и трудовой книжки истцом не оспаривается.
Полагая, что его увольнение произведено с нарушением требований действующего законодательства, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Понятие юридического лица содержится в статье 48 Гражданского кодекса РФ, где указано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 37 названного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Местная администрация обладает правами юридического лица.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Согласно ст. 6.2 Устава городского округа Сызрань Самарской области, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, к которым относится и Администрация городского округа Сызрань.
Согласно ст. 37 Устава городского округа Сызрань (в редакции Решения Думы городского округа Сызрань Самарской области от <дата>№ ***, от <дата>№ ***) в структуру администрации городского округа Сызрань входят аппарат администрации городского округа, органы администрации городского округа (комитеты, управления, отделы, секторы).
В соответствии с положениями статьей 38, 39 Устава, Глава Администрации городского округа руководит Администрацией городского округа на принципах единоначалия, а также назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Администрации, руководителей муниципальных предприятий и учреждений городского округа.
Из Положения об Управлении * * *, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***, следует, что Управление является органом Администрации городского округа Сызрань, специально уполномоченным на решение задач в области общественной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 1.1). Управление является муниципальным казенным учреждением, обладающим правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, собственную печать со своим наименованием, штампы, бланки установленного образца (пункты 1.3,1.7). Управление подчинено Заместителю Главы Администрации городского округа Сызрань – руководителю аппарата Администрации городского округа Сызрань и входит в структуру Администрации городского округа Сызрань (пункт 1.4). Собственником имущества Управления является муниципальное образование – городской округ Сызрань в лице Администрации городского округа Сызрань (пункт 7.2).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Управление * * * Администрации городского округа Сызрань является муниципальным учреждением - самостоятельным юридическим лицом, которое с <дата> зарегистрировано в установленном законом порядке уполномоченным государственным органом, что подтверждается Положением об Управлении, а также имеющейся в материалах дела выпиской из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на <дата> (л.д. 71-82, 86-97).
С учетом изложенного, доводы истца о том, что Управление не является самостоятельной организацией, необоснованны.
Ссылки истца о том, что Положение «Об Управлении * * * Администрации городского округа Сызрань» является незаконным, ввиду утверждения его неполномочным лицом, судом отвергаются, поскольку в установленном законом порядке указанное Положение недействительным не признано и не отменено.
Кроме того, Положение об Управлении впервые было утверждено Постановлением Администрации г. Сызрань от <дата>№ ***, учредителем которого являлась Администрация г. Сызрань, что не противоречило действующему на тот момент законодательству, а также Уставу города Сызрань, принятому решением Сызранской городской Думы от <дата>, в последующем данное учреждение не реорганизовывалось, произошло лишь его переименование.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, так и по основаниям, перечисленным в данной норме.
Указанные законоположения не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении трудового договора с руководителем организации каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа, установленных непосредственно Трудовым кодексом РФ - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.
В соответствии с разъяснениями данными в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" при рассмотрении споров, связанных с применением законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, судам следует исходить из того, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть первая статьи 15, часть вторая статьи 57 Трудового кодекса РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части первой статьи 273 Трудового кодекса РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).
Положения главы 43 Трудового кодекса РФ распространяются на руководителей отраслевых (функциональных) или территориальных органов администраций муниципальных образований (например, комитетов, управлений, отделов), которые учреждены в качестве юридического лица в соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действие норм главы 43 Трудового кодекса РФ не распространяется на работников, осуществляющих руководство отдельными сферами деятельности организации (например, художественного руководителя театра, осуществляющего руководство творческой и художественной деятельностью театра, научного руководителя научной организации, обеспечивающего формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований) или отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации.
Так, в соответствии с пунктами 2.1 – 2.2 трудового договора, заключенного между сторонами, истец является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью; самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Положением об Управлении, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц (л.д. 53-54).
Согласно пункта 6.2 Положения об Управлении, руководитель Управления, в числе прочего, организует работу Управления, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление, назначает на должность и освобождает от должности работников Управления; организует взаимодействие с территориальными органами государственной власти, расположенными на территории городского округа Сызрань, структурными подразделениями Администрации городского округа Сызрань и организации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; обеспечивает сохранность, рациональное использование имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Управлением; обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, сохранность денежных средств и материальных ценностей; в пределах своей компетенции издает приказы, обязательные к исполнению всеми сотрудниками Управления; действует без доверенности от имени Управления, в том числе представляет его интересы, подписывает заключаемые Управлением муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств от имени городского округа Сызрань в пределах доведенных Управлению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и не исполненных обязательств (л.д. 79-81).
Из указанного следует, что занимая должность муниципальной службы как руководитель Управления, и являясь муниципальным служащим в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", истец в то же время по смыслу ст. 273 Трудового кодекса РФ являлся руководителем юридического лица – Управления * * * (выступал от имени Управления, был наделен властными функциями, издавал обязательные к исполнению распоряжения), поскольку его статус, занимаемая должность и характер выполняемых функций свидетельствуют о том, что он руководил Управлением единолично на функциях единоначалия, обладая соответствующими широкими распорядительно-властными полномочиями, перечисленными выше.
Следовательно, являясь руководителем самостоятельного отраслевого (функционального) территориального органа администрации – Управления * * *, наделенного правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения ФИО1 мог быть уволен по основаниям п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, поскольку ст. 19 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" предусматривает возможность применения в отношении муниципальных служащих норм Трудового кодекса РФ, предусматривающих основания увольнения, не оговаривая при этом, что применению подлежат только общие нормы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П, проверяя конституционность, в том числе, положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса РФ, указал, что такое основание увольнения распространяется на руководителей организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Также Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации.
Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.
Принимая решение о досрочном прекращении трудовых отношений с руководителем организации на указанном основании, собственник обязан принимать во внимание законные интересы организации.
В данной связи доводы истца о неприменимости к нему основания увольнения, предусмотренного п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, подлежат отклонению.
В соответствии с положениями Устава городского округа Сызрань и п. 6.1 Положения об Управлении * * *, Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Главой Администрации городского округа Сызрань.
Таким образом, увольнение руководителя муниципального казенного учреждения относится к полномочиям Главы Администрации городского округа Сызрань. Истец, являлся руководителем организации – юридического лица, которое владело имуществом муниципального образования на праве оперативного управления.
Согласно Распоряжения Главы Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ ***, в целях реализации прав и законных интересов собственника имущества Управления, а также в целях повышения эффективности работы Управления Главой Администрации г.о. Сызрань принято решение о прекращении трудового договора с руководителем Управления * * * ФИО1 без указания конкретных обстоятельств, послуживших основанием для прекращения трудового договора, за исключением одного, соответствующего положениям п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ - решение уполномоченного собственником лица.
В силу положений ст. 84.1 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
В рассматриваемом споре таковым документом является распоряжение Главы Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ *** о прекращении трудового договора с ФИО1 на основании п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ с указанием даты прекращения трудового договора – <дата>.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Глава Администрации городского округа Сызрань обладал полномочиями по принятию распоряжения от <дата>№ ***-р и распоряжения от <дата>№ ***-р о прекращении трудового договора и увольнении ФИО1 по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.
Суд также учитывает, что при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора. На собственника не возлагается обязанность указывать мотивы увольнения руководителя организации по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.
Данная правовая позиция суда согласуется с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", разъяснившим, что пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части четвертой статьи 58 Трудового кодекса РФ считается заключенным на неопределенный срок. Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 Трудового кодекса РФ.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-п, п. 2 ст. 278 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования предполагает, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации. По смыслу положений п. 2 ст. 278 ТК РФ не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора. Федеральный законодатель исходит из того, что увольнение в этом случае не вызвано противоправным поведением руководителя. Такое основание увольнения направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе определять способы управления им единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать свое имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, то есть установлено законодателем в конституционно значимых целях.
Законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации.
Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 3 статьи 17, статья 19 Конституции РФ), в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий собственника.
Положения пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса РФ не препятствуют руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке. При установлении судом на основе исследования всех обстоятельств конкретного дела соответствующих фактов его нарушенные права подлежат восстановлению.
Исходя из указанного толкования положений ст. 278 Трудового кодекса РФ следует, что при разрешении спора, связанного с увольнением руководителя организации по основанию, предусмотренным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, юридически значимым обстоятельством, которые подлежат доказыванию сторонами, является установление факта соблюдения процедуры увольнения без рассмотрения вопроса о причинах досрочного прекращения трудовых отношений, полномочия лица уволившего руководителя. Обязанность указывать мотивы увольнения в данном случае на работодателя законом не возлагаются. При обращении в суд уволенный руководитель обязан доказать, что увольнение фактически обусловлено обстоятельствами, свидетельствующими о дискриминации и злоупотреблении правом со стороны работодателя.
Между тем, доводы истца о том, что его увольнение носит дискриминационный характер, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено.
Так, согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.
Утверждение истца о том, что фактически он был уволен за его убеждения о противодействии коррупции в отношении ряда муниципальных служащих, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку с учетом дефиниции термина «дискриминация», содержащейся в ст. 3 Трудового кодекса РФ, указанные убеждения к принципам дискриминации в сфере труда не относятся.
Представленные истцом в материалы дела заявления в адрес начальника СО СК РФ в г. Сызрани, Главы Администрации г.о. Сызрань Л. Н.М., Зам. главы Администрации г.о. Сызрань Р. в обоснование вышеуказанных доводов не свидетельствуют о дискриминации в отношении истца.
Позиция истца о необходимости обоснования досрочного расторжения трудового договора с ним как с руководителем Управления основана на ошибочном толковании норм закона, так как в силу действующих норм трудового законодательства и положений п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ увольнение руководителя организации по данному основанию является правом уполномоченного органа юридического лица на принятие решения о прекращении трудового договора по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ без указания иных мотивов для увольнения. При этом статьей 279 Трудового кодекса РФ непосредственно предусмотрено, что в случае отсутствия виновных действий (бездействия) руководителя организации ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.
Необходимое условие прекращения трудового договора по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ, а именно выплата истцу компенсации в соответствии со статьей 279 Трудового кодекса РФ, ответчиком было соблюдено. Указанная денежная компенсация при увольнении ФИО1 была выплачена в день увольнения, суд полагает, что размер компенсации рассчитан работодателем правильно, исходя из размера трех средних заработков истца, что соответствует требованиям закона о гарантиях руководителю организации в случае прекращения трудового договора.
Доводы истца о том, что при увольнении с ним не был произведен окончательный расчет, поскольку ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы на протяжении <дата> г.г. выплачивалась не в полном размере, не свидетельствуют о незаконности увольнения истца и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Вопросы денежного содержания муниципальных служащих Администрации городского округа Сызрань регулируются Положением о муниципальной службе в городском округе Сызрань Самарской области, утвержденным Решением Думы городского округа Сызрань от <дата>№ ***, и Положением о денежном содержании муниципальных служащих в Администрации городского округа Сызрань, утвержденным распоряжением Главы Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***.
В соответствии с Положением о муниципальной службе в городском округе Сызрань Самарской области денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы в городском округе Сызрань, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Положением (статья 14).
Согласно п. 5.1 трудового договора от <дата>№ *** в состав денежного содержания ФИО1 помимо должностного оклада входит также ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере до 200%.
В соответствии с п.3 ст. 15 Положения о муниципальной службе в городском округе Сызрань Самарской области и п. 2.2 Положения о денежном содержании муниципальных служащих в Администрации городского округа Сызрань установлены основные критерии для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
Конкретный размер указанной надбавки определяется руководителем соответствующего органа местного самоуправления.
Предельный размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы, исходя из объемов финансирования, устанавливается Распоряжением Главы Администрации, и может устанавливаться как на год, так и поквартально.
Принимая во внимание, что определение конкретного размера указанной надбавки относится к исключительной компетенции работодателя, суд приходит к выводу о том, что расчет среднего заработка ФИО1 за предыдущие 12 месяцев, предшествующих его увольнению - с <дата> года по <дата> года произведен ответчиком верно, из фактически начисленной заработной платы с учетом размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, установленной распоряжениями Главы Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ ***-р, от <дата>№ ***-р, от <дата>№ ***-р, от <дата>№ ***-р, от <дата>№ ***-р (л.д. 110-114).
Доводы ФИО1 о необоснованном снижении размера указанной надбавки по своей сути сводятся к несогласию с вышеуказанными распоряжениями об установлении надбавок, однако указанные доводы подлежат отклонению, поскольку данные распоряжения никем не оспорены и недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что увольнение истца по основаниям, установленным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ произведено в соответствии с действующим законодательством, процедура увольнения нарушена не была, предусмотренные ст. 279 Трудового кодекса РФ компенсации истцу были начислены и выплачены, оснований полагать, что Глава Администрации городского округа Сызрань при увольнении ФИО1 злоупотребил правом, не имеется.
В то же время, распоряжение Главы Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания, так же не является доказательством, подтверждающим злоупотребление работодателем своим правом на увольнение по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ или дискриминацию работника по указанным в ст. 3 Трудового кодекса РФ признакам.
При этом надлежащее выполнение истцом своих должностных обязанностей не является юридически значимым обстоятельством по делу, в связи с чем, не может быть принято судом во внимание.
При указанных обстоятельствах требования ФИО1 о восстановлении на работе удовлетворению не подлежат.
Поскольку нарушение трудовых прав ФИО1 не доказано, оснований для взыскания с Администрации городского округа Сызрань заработной платы за время вынужденного прогула не имеется.
На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Суд полагает, исковые требования ФИО1 в части взыскания компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку производны от первоначального требования о восстановлении на работе, оснований, для удовлетворения которого у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья: Еремина И.Н.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2016 года.
Судья: Еремина И.Н.