ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3073/18 от 06.12.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-3073/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре Ю.Н. Ломановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирский строительный трест" о понуждении к устранению недостатков строительной деятельности,

у с т а н о в и л:

Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области обратилась в суд с иском к ООО «Новосибирский строительный трест», после изменения исковых требований, просит:

- выполнить корректировку проектной документации (шифр СП-06-12-1) и представить в Инспекцию, утверждённую заказчиком, после внесения в нее изменений в порядке, установленном Правительством РФ;

- представить положительное заключение экспертизы по внесенным изменениям, с учетом выполненных отступлений по устройству крепления откосов котлована, с учетом выполненных отступлений по устройству фундаментов и несущих конструкций здания, изменившихся гидрогеологических условий (учесть при этом разные условия основания и фундаментов объекта, предусмотреть дренажную систему для отвода подземных вод);

- провести геотехнический прогноз влияния подземных вод на строящийся объект и окружающую территорию в период эксплуатации объекта;

- выполнить гидрогеологические изыскания на площадке строительства и прилегающей территории и представить их на экспертизу;

- в течение 90 суток со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения при строительстве объекта капитального строительства, в связи с допущенными нарушениями при строительстве.

Определением суда от 06.12.2018 года требования о выполнении корректировки проектной документации (шифр СП-06-12-1) и представить в Инспекцию, утверждённую заказчиком, после внесения в нее изменений в порядке, установленном Правительством РФ; представлении положительного заключения экспертизы по внесенным изменениям, с учетом выполненных отступлений по устройству крепления откосов котлована, с учетом выполненных отступлений по устройству фундаментов и несущих конструкций здания, изменившихся гидрогеологических условий (учесть при этом разные условия основания и фундаментов объекта, предусмотреть дренажную систему для отвода подземных вод), оставлены судом без рассмотрения.

Представитель истца Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области Кислицына О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом изменений, поддержала, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика ООО «НСТ» Мурашев Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом изменений, не признал в полном объеме, дал пояснения согласно письменных возражений.

Представитель третьего лица ООО «Эталон» Мурашев Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал заявленные исковые требования, с учетом изменений, не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к нему, дал соответствующие пояснения.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, при этом исходя из следующего.

Отношения, связанные с обеспечением безопасности строящихся объектов капитального строительства (состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде) регламентированы градостроительным законодательством Российской Федерации, в частности, Градостроительным кодексом РФ, изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, техническими регламентами, строительными нормами и правилами (СНиП), другими нормативными документами.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации; наличия разрешении на строительство; выполнение требований части 2 и части 3 статьи 52 Кодекса.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Таким образом, вопросы законности или незаконности осуществления работ, в том числе, при строительстве объекта капитального строительства, относятся к области строительного надзора.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 342 утверждено Положение об инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области.

В силу пункта 1 названного Положения, инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

На основании абзаца «а» части 2 пункта 7 названного Положения, Инспекция осуществляет государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов капитального строительства при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией.

Согласно абзацу «а» части 4 пункта 7 названного Положения, Инспекция при осуществлении государственного строительного надзора проводит проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно абзацу «а» части 5 пункта 7 названного Положения, Инспекция при проведении проверок соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации проверяет соблюдение при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Согласно части 10 пункта 7 названного Положения, Инспекция при выявлении в результате проведенной проверки нарушений составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.

На основании пункта 8 названного Положения, Инспекция имеет право, в том числе, 8. Инспекция для реализации своих полномочий имеет право:

- требовать от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов (часть 2);

- требовать от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если это требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено (часть 3);

- обращаться с заявлениями в суды по вопросам, отнесенным к компетенции инспекции, в том числе о сносе объектов самовольного строительства, о запрете эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, о понуждении к выполнению консервации объекта капитального строительства (часть 9).

Судебным разбирательством установлено, что ООО «Эталон» выделен земельный участок с кадастровым номером 54:35:074455:68 для строительства объекта «Многофункциональный комплекс с помещениями общественного назначения, драматического театра, гостиницы и многоуровневой автостоянкой по ул. Большевистская в Октябрьском районе».

Застройщиком указанного объекта капитального строительства является ООО «Новосибирский строительный трест».

По результатам проведенных проверок Инспекцией Обществу, в том числе, выдано предписание об устранении допущенных при строительстве данного объекта нарушений от 10.08.2018 года № 1-17/1804, а именно провести геотехнический прогноз влияния подземных вод на строящийся объект и окружающую территорию в период эксплуатации объекта в срок до 25.10.2018 года.

Ответчиком, в срок установленный в Предписании, нарушения требований проектной документации не устранены, геотехнический прогноз не проведен, доказательств иного материалы дела не содержат.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Исходя из основных понятий, данных в статье 2 названного федерального закона, технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Стандартизация определена как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В силу статьи 5 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно статье 7 Федерального закона N 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций,

основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей

территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения

в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Во исполнение требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ постановлением от 26 декабря 2014 г. N 1521 Правительство Российской Федерации утвердило Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В этот перечень включен и пункт 12.4 СП 22.13330.2011 "Основания зданий и сооружений" (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» (пункт 11).

Согласно п.12.4 СП 22.13330.2011 "Основания зданий и сооружений" (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» для объектов нового строительства и реконструкции необходимо проводить геотехнический мониторинг оснований, фундаментов и конструкций сооружений, ограждающих конструкций котлованов, массива грунта, окружающего подземную часть сооружения, расположенного на застроенной территории.

При инструментальных наблюдениях следует определять:

-послойные деформации фунтов основания и оседания земной поверхности;

-характер развития деструктивных процессов: эрозии, оползней, карстово-суффозионных и др. процессов;

-наличие аномальных температурных, электрических и др. физических полей.

В процессе мониторинга должен рассматриваться весь комплекс статических, динамических и техногенных нагрузок, приводящих к качественному и количественному изменению характеристик состояния объекта и окружающих его зданий и сооружений, их пригодность к эксплуатации и степень воздействия на окружающую среду.

При проведении мониторинга должны быть определены осадки, крены и горизонтальные смещения конструкций строящегося здания и окружающих зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния строительства, состояние конструкций, оценена работа измерительных систем.

Точность систем наблюдений и методов контроля должны обеспечивать достоверность получаемой информации, результатов измерений и согласованность их с расчетными прогнозами, а также соответствовать требованиям к увязке между собой данных отдельных систем наблюдений в пространстве и во времени.

При проведении длительных мониторинговых наблюдений необходимо обеспечивать при изменении внешних условий стабильность параметров измерительных устройств. При необходимости следует проводить тарировку измерительных устройств, вносить поправки в результаты измерений в зависимости от изменения температуры, влажности воздуха и других факторов.

Используемые для наблюдений приборы и оборудование должны быть сертифицированы или поверены и аттестованы».

Согласно проектной документации СП-06-12-1-ПОС.ПЗ, СП-06-12-2-ПОС. ПЗ) « …в процессе мониторинга осуществляются:

а) наблюдения за поведением строящихся и существующих сооружений-измерение деформаций сооружений (осадки, крены, горизонтальные смещения и др.); фиксация и наблюдение за образованием и раскрытием трещин; измерение усилий в распорных и анкерных конструкциях глубоких котлованов; измерение уровня колебаний сооружений при наличии динамических воздействий и др.;

б) наблюдения за напряженным состоянием основания и массива грунта и гидрогеологической обстановкой (особенно при устройстве ограждений глубоких котлованов, в том числе из буронабивных или бурозавинчивающихся свай); наблюдения за развитием неблагоприятных инженерно-геологических процессов (карст, суффозия, оползни, оседание поверхности и др.); наблюдения за состоянием температурного, электрического и других физических полей.

в) наблюдения за изменением окружающей природной среды при опасности загрязнения грунтов и подземных вод, газовыделении, радиационном излучении и т.п.

Методически мониторинг представляет собой сочетание визуальных наблюдений с инструментальными измерениями».

Подробно порядок измерений, методы измерений указан в названной проектной документации.

Согласно проектной документации в случае возникновения при строительстве деформаций и других явлений, отличающихся от прогнозируемых и представляющих опасность для окружающей застройки или нового строительства, необходимо без задержки поставить в известность заказчика, генподрядчика и проектную организацию для совместной выработки экстренных мер».

Инспекцией при проведении проверок установлено, что указанный мониторинг, предусмотренный проектом, не проводился, отсутствуют необходимые и обязательные расчеты, измерения, в том числе результаты наблюдений за влиянием подземных вод на строящийся объект и окружающую территорию. Отсутствуют анализ и оценка результатов наблюдений, выполнение прогнозов, сравнение прогнозируемых величин параметров с результатами измерений, разработка мероприятий по предупреждению или устранению негативных последствий.

Обществом как застройщиком в октябре 2015 года произведена корректировка утвержденной и прошедшей экспертизу проектной документации под высотной частью здания и шпунтового ограждения котлована по корректировке проекта по замене свайного поля из буронабивных свай (длиной 13-16 метров с шагом 2,1м.) на искусственное основание, состоящее из щебеночной подушки по армированному забивными сваями (длиной 6 м с шагом 1,6).

При проведении экспертизы откорректированной проектной документации проверка на совместимость внесенных изменений с ранее разработанной и утвержденной проектной документацией не проводилась.

Требования проектной документации являются обязательными для исполнения, как и перечисленные выше пункты свода правил, поскольку эти обязательные пункты содержатся в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.

Необходимость исполнения пунктов предписаний следует из требований проектной документации, «СП 22.13330.2011. Свод правил. -6659/201722Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*».

Как правомерно указывает инспекция, рассматриваемая территория проектируемого строительства в соответствии с представленными инженерными изысканиями относится к III категории сложности инженерно-геологических условий, соответственно в обязательном порядке проводится геотехнический прогноз.

На основании вышеизложенного, учитывая, что предусмотренный проектной документацией (шифр СП-06-12-1-ПОС.ПЗ - л.52-55; шифр СП-06-12-2-ПОС.ПЗ - л.35-38) геотехнический прогноз (оценка) влияния строительства Обществом на момент рассмотрения спора не выполнен, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в данной части.

Между тем, учитывая, что ответчиком до вынесения решения суда исполнено требование Инспекции о выполнении Обществом гидрогеологические изысканий на площадке строительства и прилегающей территории и представления их на экспертизу, что подтверждается представленными в судебное заседание документами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Довод ответчика о том, что Инспекция не может обратиться в суд с данным иском, поскольку Инспекция, являясь органом государственного строительного надзора (контроля) имеет иной механизм воздействия, заключающийся в выдаче обязательного к исполнению предписания, судом не принимается, поскольку, как уже указано выше, полномочия для обращения Инспекции в суд с данным иском прямо закреплены в части 9 пункта 8 Постановление Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 342-п (ред. от 30.10.2018) "Об инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области", согласно которому, Инспекция имеет право обращаться с заявлениями в суды по вопросам, отнесенным к компетенции инспекции, в том числе о сносе объектов самовольного строительства, о запрете эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, о понуждении к выполнению консервации объекта капитального строительства. Вопрос, рассматриваемый в данном споре отнесен к компетенции Инспекции названным Постановлением и Градостроительным кодексом РФ.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу названного законоположения, суд приходит к выводу об установлении ответчику срока для устранения недостатков – 90 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области – удовлетворить частично.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский строительный трест" обязанность по проведению геотехнического прогноза влияния подземных вод на строящийся объект и окружающую территорию в период эксплуатации объекта в течение 90 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

В оставшейся части требований – отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2018 года

Судья С.Л. Малахов