ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3073/2014 от 28.10.2014 Магасского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело № 2-3073/2014г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Измайлов И.М.,

при секретаре Котиевой Л.М.,

с участием представителя заявителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора <адрес> Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий администрации <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес>Оздоев А.М. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-83, заданий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, распоряжения прокурора Республики Ингушетия Белякова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ и заданий прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ №7-21-2014, ДД.ММ.ГГГГ №7-21-2014, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в мае 2014 года проведена проверка исполнения законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что администрацией <адрес> не исполнены мероприятия, предусмотренные Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно не разработана и не реализуется программа комплексного развития систем коммунальной, инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отмеченное обстоятельство подтверждается письменными ответами администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №574-об, от ДД.ММ.ГГГГ №1220-об и объяснениями начальника отдела промышленности, транспорта, связи и реформирования ЖКХ администрации <адрес> М-Б.Б. от ДД.ММ.ГГГГ года. Проверкой установлено, что генеральный план муниципального образования «<адрес>» утвержден решением депутатов Городского Совета муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ за номером №19/155. Следовательно, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» должна была быть разработана и утверждена не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1225 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) установлены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 61 утвержден примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одним из видов мероприятий, включенных в указанный перечень, являются организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры. Из поступившего в прокуратуру <адрес> ответа администрации <адрес> №1220-об от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление следует, что требования прокурора администрацией <адрес> не выполнены, в том числе требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. В частности, из указанного ответа усматривается, что администрацией <адрес> ведутся - переговоры с различными специализированными организациями, которые подготовят программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальную целевую программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отсутствует информация о сроках принятия указанных программ и о мерах принятых в отношении виновных должностных лицах, то есть представление прокурора по существу не рассмотрено. Таким образом, действия администрации <адрес> по неисполнению требований прокурора и бездействием, связанным с непринятием мер по устранению указанных в представлении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям является незаконными и нарушают закрепленный статьей 4 Конституции Российской Федерации принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Просит суд признать незаконными действия администрации <адрес> по неисполнению требований прокурора и бездействие, связанное с непринятием конкретных мер по устранению указанных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", причин и условий, способствующих этим нарушениям. Обязать администрацию <адрес> принять конкретные меры по устранению указанных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ нарушений градостроительного законодательства, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», а именно:

1) обязать администрацию <адрес> предусмотреть в городском бюджете 2014-2015гг. необходимые денежные средства на разработку и реализацию программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) обязать администрацию <адрес> разработать и принять программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 поддержал заявление и просил суд его удовлетворить.

Надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания администрация <адрес> в суд своего представителя не направила.

Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-83, заданий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, распоряжения прокурора Республики Ингушетия Белякова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ и заданий прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ №7-21-2014, ДД.ММ.ГГГГ №7-21-2014, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в мае 2014 года проведена проверка исполнения законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки установлено, что администрацией <адрес> не исполнены мероприятия, предусмотренные Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно не разработана и не реализуется программа комплексного развития систем коммунальной, инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по разработке и утверждении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФпрограммы комплексного развития систем коммунальной инфраструктурыпоселения, городского округа - это документы, устанавливающие перечнимероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-,водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации,обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которыепредусмотрены соответственно схемами и программами развития единойнациональной (общероссийской) электрической сети на долгосрочныйпериод, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики,федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Согласно пункта 5.1. статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

В соответствии с внесенными изменениями положения указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, и возникшим после дня вступления в силу указанного Федерального закона.

При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.

В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Статья 8 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относит разработку и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

В соответствии с пунктом 69 раздела VI Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р (ред. от 23.09.2010) «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации») органы местного самоуправления до 01.08.2010 года должны были разработать муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года N 321 утверждена государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики".

Согласно отмеченному постановлению задачами программы являются, в том числе, существенное снижение доли энергетических издержек; снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему; обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам; снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 (в редакции от 17.12.2010 года) установлены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 N 61 утвержден примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Одним из видов мероприятий, включенных в указанный перечень, являются организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, а именно:

анализ предоставления качества услуг электро-, тепло и водоснабжения;

- оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических иводопроводных сетях;

- вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавшихресурс, или имеющих избыточные мощности;

- снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;Технические и технологические мероприятия по энергосбережению

систем коммунальной инфраструктуры также включают в себя замену светильников уличного освещения на энергоффективные, то есть повышение энергетической эффективности объектов наружного освещения; замену неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, кабельные линии; установку светодиодных ламп; мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования «<адрес>» к вопросам местного значения <адрес> относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, не разработка и непринятие администрацией <адрес> муниципальной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальной целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то есть неисполнение полномочий, предусмотренных пунктами 6.1 и 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», статьей 8 Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» препятствует повышению эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения городского округа, повышению качества предоставляемых коммунальных услуг, улучшению экологической ситуации на территории округа, модернизации коммунальной инфраструктуры путем внедрения ресурсоэнергосберегающих технологий, привлечению внебюджетных средств, в том числе частных инвестиций, что в свою очередь способствует увеличению износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> получено представление заместителя прокурора <адрес> с требованием в установленный законом месячный срок принять конкретные меры по устранению вышеуказанных нарушений закона.

Из ответа главы администрации <адрес>ФИО2 следует, что администрацией <адрес> ведутся - переговоры с различными специализированными организациями, которые подготовят программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальную целевую программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отсутствует информация о сроках принятия указанных программ и о мерах принятых в отношении виновных должностных лицах, то есть представление прокурора по существу не рассмотрено.

При таких обстоятельствах, суд считает действия администрации <адрес> по неисполнению требований прокурора и бездействия, связанные с непринятием мер по устранению указанных в представлении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям являются незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий администрации <адрес> удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации <адрес> по неисполнению требований прокурора и бездействие, связанное с непринятием конкретных мер по устранению указанных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", причин и условий способствующих этим нарушениям.

Обязать администрацию <адрес> принять конкретные меры по устранению указанных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ нарушений градостроительного законодательства, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», а именно:

1) обязать администрацию <адрес> предусмотреть в городском бюджете 2014-2015гг. необходимые денежные средства на разработку и реализацию программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) обязать администрацию <адрес> разработать и принять программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «<адрес>» и муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья

Магасского районного суда И.М. Измайлов