ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3073/2018 от 14.05.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-3073/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Вологда 14 мая 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Прокошевой Н.С. при секретаре Петуховой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой А. С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о признании незаконными решений о прекращении ежемесячной компенсационной выплаты и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты, о возложении обязанности назначить ежемесячную компенсационную выплату по уходу за инвалидом I группы,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства I группы, решением Вологодского городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной.

Постановлением администрации г. Вологды от 11.11.2013 опекуном недееспособной ФИО1 назначена Тарасова А.С.

До 01.11.2017 Тарасова А.С. являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами I группы».

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (далее по тексту также УПФР в г. Вологде Вологодской области, пенсионный орган) от 16.10.2017 с 01.11.2017 ежемесячные выплаты Тарасовой А.С. прекращены.

13.12.2017 Тарасова А.С. обратилась в УПФР в г. Вологде Вологодской области с заявлением о возобновлении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за инвалидом I группы.

Решением пенсионного органа от 19.12.2017 Тарасовой А.С. отказано в назначении данной выплаты с указанием на то, что она имеет статус работающей, так как с ней заключен договор об осуществлении возмездной опеки над недееспособной ФИО1

Оспаривая правомерность принятых решений, Тарасова А.С. (истец) обратилась в суд с иском к УПФР в г. Вологде Вологодской области (ответчик), в котором, с учетом последующего изменения исковых требований, просит признать вышеуказанные решения пенсионного органа незаконными, обязать ответчика назначить ей с 01.11.2017 ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за инвалидом I группы ФИО1 Полагает, что осуществление опеки на возмездной основе нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

Протокольным определением суда от 29.03.2018 для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» (КУ ВО «Центр соцвыплат»), Управление социальной защиты, опеки и попечительства администрации г. Вологды.

В судебном заседании истец Тарасова А.С. требования (с учетом изменения) поддержала.

Представитель ответчика УПФР в г. Вологде Вологодской области по доверенности Власова Н.А. против удовлетворения иска возражала по доводам отзыва, в обоснование которого указала, что вознаграждение опекуну не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами. С указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за опекунов, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы. Тарасовой А.С. были даны разъяснения, что в случае получения вознаграждения по договору о возмездной опеке опекун считается работающим и компенсационная выплата в период действия указанного договора не выплачивается.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, КУ ВО «Центр соцвыплат» по доверенности Корчагин Е.В. иск не поддерживал, согласившись с правовой позицией пенсионного органа, указав, что вознаграждение, получаемое опекуном, облагается налогом на доходы физических лиц, а также с него уплачиваются страховые взносы в ПФР и ОМС.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления социальной защиты, опеки и попечительства администрации г. Вологды участия в судебном заседании, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом, не принимал, ранее направил отзыв, в котором указал, что осуществление опеки на возмездной основе нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, вознаграждение опекунам следует отнести к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим уход за недееспособными гражданами.

Заслушав правовые позиции участников процесса, исследовав материалы дела и проанализировав всю совокупность представленных доказательств, суд пришел к следующему:

пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 01.01.2013 ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; другим лицам - в размере 1200 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

Как указано выше, ФИО1 является инвалидом с детства I группы, признана недееспособной, ее опекуном назначена Тарасова А.С.

В соответствии с положениями части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 30.06.2014 между Управлением социальной защиты населения администрации г. Вологды (орган опеки и попечительства) и Тарасовой А.С. (опекун) заключен договор об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств областного бюджета, предметом которого являются фактические и юридические действия опекуна Тарасовой А.С. в отношении недееспособной ФИО1, за совершение которых Тарасова А.С. получает вознаграждение, установленное законом Вологодской области от 03.06.2011 № 2524-ОЗ «О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан».

Порядок выплаты вознаграждения опекуну регламентирован разделом 4 указанного договора: орган опеки и попечительства выплачивает опекуну денежное вознаграждение в сумме 4 330 рублей (с учетом НДФЛ) в месяц (пункт 4.1. договора).

Никем не оспаривалось, что договор не расторгнут, его действие не прекращено по настоящее время.

Данными, отраженными в справках по форме 2-НДФЛ за 2014, 2015, 2016 годы, предоставленных налоговым органом на имя Тарасовой А.С., а также информацией, предоставленной КУ ВО «Центр соцвыплат», подтверждено, что в период с 01.07.2014 по настоящее время Тарасова А.С. является получателем денежного вознаграждения в размере 3 767 рублей.

Поскольку Тарасова А.С., являясь стороной договора об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств областного бюджета от 30.06.2014 , приняла на себя обязательства по совершению фактических и юридических действий в отношении недееспособной ФИО1 за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с чем Тарасова А.С., как работающее лицо, не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы».

Убеждение Тарасовой А.С. в том, что осуществление опеки на возмездной основе не является выполнением оплачиваемой работы, ошибочно.

Вознаграждение, получаемое опекуном, облагается налогом на доходы физических лиц, с него уплачиваются страховые взносы в ПФР и ОМС. Периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за опекунов, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Тарасовой А. С. в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о признании незаконными решений о прекращении ежемесячной компенсационной выплаты и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты, о возложении обязанности назначить ежемесячную компенсационную выплату по уходу за инвалидом I группы отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.С. Прокошева

Мотивированное решение изготовлено 18.05.2018.