86RS0002-01-2021-005781-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 года г.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Байдалиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Бабиюк О.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3073/2021 по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Самотлорнефтегаз» о возложении обязанности по проведению работ по рекультивации нарушенного лесного участка в соответствии с проектом рекультивации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился с вышеуказанным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, мотивируя требования тем, что прокуратурой района проведена проверка на основании поступивших материалов Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о нефтезагрязнении земель лесного фонда АО «Самотлорнефтегаз». В соответствии с оперативным сообщением об инциденте на объекте АО «Самотлорнефтегаз» «загрязненный земельный участок <адрес>; инцидент <дата>)» площадь: 0,1294 га установлен факт размещения нефтепродуктов. До настоящего времени обществом проект рекультивации нефтезагрязненных лесных участков не разработан, к работам по рекультивации юридическое лицо не приступило. Ответчиком на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым относится почва. В соответствии с действующим законодательством ответчик обязан приступить к рекультивации нарушенных земель не позднее 7 месяцев. До настоящего времени ответчиком не разработан и несогласован в установленном порядке проект рекультивации. Длительное непринятие мер по рекультивации создает угрозу лесных пожаров. Наравне с фактическим устранением нефтезагрязнения путем рекультивации нарушенного участка, на причинителя вреда возлагается обязанность по возмещению причиненного ущерба в денежной форме, рассчитанной в соответствии с действующими таксами и методиками. <дата> Нижневартовским территориальным отделом – лесничество в адрес АО «Самотлорнефтегаз» направлено решение № от <дата> об отказе в согласовании проектов рекультивации нефтезагрязненных лесных участков АО «Самотлорнефтегаз», разработанных, в том числе, в связи с инцидентом на объекте «загрязненный земельный участок <адрес>». Просит возложить на ответчика АО «Самотлорнефтегаз» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект рекультивации земель на территории лесного фонда площадью 0,1294 га на объекте «загрязненный земельный участок <адрес>», обеспечив его согласование с уполномоченными органами; возложить на ответчика АО «Самотлорнефтегаз» обязанность восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,1294 га на объекте «загрязненный земельный участок № <адрес>» путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата>№, в указанные в проекте сроки.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, в связи с утверждением и согласованием проекта рекультивации и уточнения площади нефтезагрязненного земельного участка, просит возложить на ответчика АО «Самотлорнефтегаз» обязанность восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,0616 га на объекте «загрязненный земельный участок <адрес>» путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800, в указанные в проекте сроки.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 на исковых требованиях настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на то, что до настоящего времени ответчиком не предприняты действия по рекультивации (восстановлению) загрязненного земельного участка. Уплата денежных средств в счет возмещения вреда окружающей природной среде не освобождает ответчика от восстановления целостности загрязненного земельного участка.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Ссылался на то, что в настоящее время ответчиком разработан, согласован и утвержден проект рекультивации земель, однако работы по рекультивации не начаты, в связи с тем, что ответчик оплатил по претензии Природнадзора денежную сумму в виде возмещения ущерба окружающей природной среде. Полагает, что проведение рекультивации является самостоятельной мерой ответственности. Возмещение вреда в денежном выражении и проведение рекультивации будет являться двойной мерой ответственности ответчика, что недопустимо. Просил отказать истцу в удовлетворении требований в виду возмещения ущерба природной среде в денежном эквиваленте.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (Природнадзор Югры) по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требвоания поддержал, считает, что проведение рекультивации загрязненного участка не является двойной мерой ответственности.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ, при использовании лесов, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Судом установлено, что нефтесборный коллектор с куста скважин 2167 до точки врезки в нефтесбор от точки врезки куста скважин 1565 <адрес>, назначение: транспортировка нефтесодержащей жидкости, протяженность 4095 м, адрес местонахождения объекта: ХМАО-Югра, <адрес>, Самотлорское месторождение нефти, на праве собственности принадлежит ОАО «Самотлорнефтегаз», ИНН № (ныне АО «Самотлорнефтегаз»), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>№ (т.1 л.д.216).
Указанный нефтесборный коллектор с куста скважин 2167 расположен на земельном участке <адрес> (внутренний номер).
На основании договора № аренды лесного участка от <дата>, заключенного между администрацией <адрес> (арендодатель) и ОАО «ТНК-Нижневартовск (ныне АО «Самотлорнефтегаз»), являющегося арендатором, последнему во временное пользование (на срок до <дата>) предоставлен земельный участок общей площадью 206,9700 га под объекты обустройства Самотлорского месторождения нефти (т.2 л.д.81-83).
<дата> на линейном нефтесборе кустовой площадки 2167 – предварительная гребенка, в 2 м от секущей задвижки №, район куста 2 167, Самотлорское месторождение, ЦДНГ – 7, ДНС – 24 случился порыв нефтепровода вследствие внутренней коррозии, в результате чего произошел разлив нефти в объеме 0,075 тонн (попадание на земли лесного фонда, болото), площадь загрязнения составила 0,0504 га (т.1 л.д.114).
<дата> на линейном нефтесборе кустовой площадки 2167 – предварительная гребенка, в 10 м от кустовой площадки 2167, случился порыв нефтепровода вследствие внутренней коррозии, в результате чего произошел разлив нефти в объеме 0,013 тонн (попадание на земли лесного фонда, болото), площадь загрязнения составила 0,0098 га (т.1 л.д. 115).
<дата> на линейном нефтесборе кустовой площадки 2167 – предварительная гребенка, в 10 м от камеры пуска поршня, район куста 2167, Самотлорское месторождение, ЦДНГ – 7, ДНС – 24 случился порыв нефтепровода вследствие внутренней коррозии, в результате чего произошел разлив нефти в объеме 0,022 тонн (попадание на земли лесного фонда, болото), площадь загрязнения составила 0,0014 га (т.1 л.д.116, 135).
<дата> на линейном нефтесборе кустовой площадки 2167 – предварительная гребенка, в 5 м от камеры пуска поршневого устройства, случился порыв нефтепровода вследствие язвенной коррозии, в результате чего произошел разлив нефти в контуре загрязненного участка <адрес> от <дата> (т.1 л.д.118).
<дата> на линейном нефтесборе кустовой площадки 2167 – предварительная гребенка, в 6 м от камеры пуска поршня, случился порыв нефтепровода вследствие внутренней коррозии, в результате чего произошел разлив нефти в контуре загрязненного участка <адрес> от <дата> (т.1 л.д.117).
<дата> на линейном нефтесборе кустовой площадки 2167 – предварительная гребенка, в 7 м от секущей задвижки, район куста 2167, Самотлорское месторождение, ЦДНГ – 7, ДНС – 24 случился порыв нефтепровода вследствие внутренней коррозии, в результате чего произошел разлив нефти в объеме 0,019 тонн (попадание на земли лесного фонда, болото) (т.1 л.д.119).
Таким образом, общая площадь загрязненного в результате разлива нефтесодержащей жидкости земельного участка составляет 0,0616 га.
Согласно заключению по результатам количественного химического анализа проб почв, отобранных на территории Нижневартовского участкового лесничества Нижневартовского ТО - лесничества в зоне деятельности АО «Самотлорнефтегаз» от <дата>, массовая доля нефтепродуктов в контрольной пробе почв № 1431 (22 500 мг/кг), отобранных с нефтезагрязненного участка (без учета инцидента 21.11.2020г.) превысила концентрацию загрязняющего вещества в фоновой почве пробы № 1432 (292 мг/кг) в 77 раз.
Произошедший инцидент по разливу нефтесодержащей жидкости свидетельствует о том, что АО «Самотлорнефтегаз» обязанность по безопасной и безаварийной эксплуатации нефтепровода не обеспечена, в результате чего причинен ущерб объектам окружающей природной среды.
Указанные обстоятельства произошедшего разлива нефтесодержащей жидкости на территории лесного фонда по вине ответчика и причинение вреда почвам, лесному фонду стороной ответчика не оспаривались.
Согласно части 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно пунктам 13 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 1064, пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Материалами дела факт причинения вреда окружающей среде (почвам) в результате разлива нефтепродуктов из трубопровода (источника повышенной опасности), владельцем которого является ответчик подтверждается.
Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ и ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния.
Осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий. Реальная стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды может значительно превышать стоимость работ по рекультивации нарушенных земель. При определении полного экологического вреда учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре.
Таким образом, проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Статьей 60.14 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации (часть 2).
Согласно части 3 вышеуказанной статьи, особенности охраны лесов от нефтяного загрязнения, а также осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800.
В соответствии с п.3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
Согласно подп.«б» п.4 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечивается арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.5 Правил, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.8 Правил, рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Применительно к возникшим отношениям, в соответствии с п.10 Правил, проект рекультивации земель подготавливается в виде отдельного документа.
В соответствии с подп.«б» п.26 Правил, лица, допустившие деградацию земель обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.
Согласно п.28 Правил, срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что в феврале – марте 2021 года был согласован, а <дата> утвержден, Проект рекультивации нефтезагрязненных земель АО «Самотлорнефтегаз» на объекте: «Загрязненный земельный участок <адрес>; инцидент от <дата>; инцидент от <дата>; инцидент от <дата>; инцидент от <дата>), площадь 0,0616 га (земли лесного фонда – 0, 059 га, земли промышленности – 0,0026 га) (т.1 л.д.72-111).
Согласно разработанному Проекту рекультивации, сроки проведения работ по рекультивации определены в п.5.3: технический этап – 2021-2023 год, биологический этап: 2023 - 2024 год.
Согласно разделу 5 Проекта рекультивации, рекультивация нефтезагрязненных земель осуществляется последовательным выполнением комплекса мероприятий в два этапа: технический и биологический в соответствии с фактическим состоянием земельного участка с учетом местных почвенно-климатических условий, степени повреждения и загрязнения биотопов, ландшафтно-геохимической характеристики загрязненных земель.
Технический этап рекультивации нефтезагразненных земель проводится с целью создания рекультивационного слоя со свойствами, благоприятными для биологической рекультивации.
Технический этап состоит из удаления погибшего леса, поскольку нефтяные разливы приводят к полной гибели древесной растительности, образованию зон сухостойного леса, что является серьезным препятствие для проведения рекультивационных работ, а возобновление жизни лесообразующих пород возможно только после ликвидации загрязнения, и сбора разлитой нефти (нефтепродуктов), находящейся в почве, на поверхности водоемов.
Биологический этап рекультивации нефтезагрязненных земель включает мероприятия по восстановлению их хозяйственной и экологической ценности, к которым относят комплекс агротехнических, биотехнологических и фитомелиоративных мероприятий: внесение органических и минеральных удобрений, биопрепаратов нефтеокисляющего действия, посев трав и высадка древесных растений, уход за рекультивированной территорией до сдачи земель собственнику.
Согласно уведомлению от <дата>, направленного ответчиком в адрес Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности, Нижневартовского лесничества, начало работ по рекультивации земельного участка <адрес> планируется <дата> (т.2 л.д.86).
Вместе с этим, согласно претензии Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры №-№ от <дата>, размер вреда, причиненного земельному участку в результате загрязнения, определен на основании такс и методики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимися в них природными объектам вследствие нарушения лесного законодательства» и составляет 249729 рублей, исходя из установления факта порчи почв на площади 197 кв.м. (0,0197 га) (т.1 л.д.153-159).
Платежным поручением № от <дата>, подтверждается возмещение АО «Самотлорнефтегаз» вреда в размере 249729 рублей (т.1 л.д.143).
Статья 2 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Тем самым, гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Исходя из содержания и смысла пункта 26 Правил рекультивации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 800 от 10.07.2018, ответчик, допустивший загрязнение земельного участка обязан обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, не позднее чем 7 месяцев с даты загрязнения земельного участка.
Принимая во внимание, что последний разлив нефтесодержащей жидкости произошел <дата>, проект рекультивации и начало работ по рекультивации должны быть начаты не позднее <дата>.
Согласно п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
Поскольку проект рекультивации нарушенного земельного участка разработан, согласован и утвержден в установленном порядке, но не исполняется ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,0616 га на объекте «загрязненный земельный участок № СНГ/ЦДНГ-7/136/19-з».
Доводы представителя ответчика о добровольном возмещении ответчиком ущерба на основании претензии Природнадзора Юры в размере 249729 рублей, в связи с чем возложение обязанности по рекультивации земельного участка будет являться двойной мерой ответственности, суд считает несостоятельными поскольку, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (определение от 20.06.2018 № 302-ЭС18-1483), а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 (определение от 26.11.2018 № 304-ЭС18-11722), целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона № 7-ФЗ, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении – зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 закона № 7-ФЗ).
Возмещение вреда в денежной форме было произведено ответчиком в связи загрязнением земельного участка площадью 0,0197 га, и причинения вреда лесному фонду, в то время как площадь нефтезагрязненного земельного участка, в целях рекультивации которого разработан проект составляет 0,0616 га.
В связи с этим, суд приходит к выводу о несоответствии размера возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в денежном выражении, размерам экологического загрязнения.
Действиями ответчика, выразившимися в ненадлежащем содержании своего имущества, систематически причинялся вред окружающей природной среде, инциденты в виде разлива нефтесодержащих продуктов на одном и том же участке нефтепровода происходили в длительный период с <дата> по <дата>, однако, мер по ликвидации и дальнейшему недопущению нефтеразливов ответчиком предпринято не было, в материалах дела доказательств обратного не имеется, и суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возложение на ответчика обязанности по рекультивации нефтезагрязненного земельного участка площадью 0,0616 га, при возмещении ущерба в размере 249729 рублей (исходя из площади загрязненного участка 0,0197 га) не может являться двойной мерой ответственности за нарушение целостности окружающей природной среды.
Иное прямо противоречит позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2020 № 306-ЭС20-16219 по делу № А57-8748/2019, Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021) (вопрос 30).
Таким образом, возмещение ущерба только в денежном эквиваленте не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь одной из мер ответственности, предусмотренной законом.
Учитывая, что загрязнение участка произошло в виду ненадлежащего выполнения ответчиком обязанности по безопасной и безаварийной эксплуатации нефтепровода, в результате чего причинен ущерб объектам окружающей среды, то обстоятельство, что после разлива нефти ответчиком <дата> утвержден проект рекультивации загрязненных земель, однако, в предусмотренные законом сроки активные действия по ликвидации, реальному устранению причиненного почвам вреда и восстановлению нарушенного состояния окружающей среды ответчиком не предприняты, принимая во внимание, что возмещение ущерба не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь одной из мер ответственности к воссозданию экологической системы, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о возложении на ответчика АО «Самотлорнефтегаз» обязанности по восстановлению естественного состояния загрязненного спорного земельного участка путем проведения рекультивации в сроки, установленные проектом рекультивации, разработанным в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 800 от 10.07.2018 года.
На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в бюджет города Нижневартовска подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.103, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать акционерное общество «Самотлорнефтегаз» восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,0616 га на объекте «загрязненный земельный участок <адрес>» путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного <дата>, в указанные в проекте рекультивации сроки.
Взыскать с акционерного общества «Самотлорнефтегаз» в бюджет города Нижневартовска государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня его вынесения через Нижневартовский городской суд.
Председательствующий О.Н. Байдалина
Мотивированное решение составлено 21 июля 2021 года
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ______________ О.Н. Байдалина
Секретарь с/з ________ О.Л. Бабиюк
« ___ » _____________ 2021г.
Подлинный документ находится в
Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле № 2-3073/2021
Секретарь с/з _________О.Л. Бабиюк