Дело № 2-3074/2020 16RS0049-01-2020-007525-05 2.095 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Шамгунова А.И., секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению "Центр занятости населения ... ...", Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан о взыскании пособия по безработице, возмещении убытков, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению "Центр занятости населения ... ... ", Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан о взыскании пособия по безработице, возмещении убытков, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что --.--.---- г. был уволен с места работы. --.--.---- г. истец через портал "Государственные услуги Республики Татарстан" подал заявление о содействии в поиске работы. --.--.---- г. истец через портал "Работа в России" подал заявление о содействии в поиске работы. В течение 10 дней со дня подачи заявлений ГКУ "Центр занятости населения ... ..." должен был рассмотреть заявления истца и принять решение о признании его безработным и назначении пособия по безработице. Между тем, заявления ФИО1 были рассмотрены центром занятости только после неоднократных обращений истца по телефону и через электронные письма. --.--.---- г. ГКУ "Центр занятости населения ... ... " признал истца безработным и назначил ему пособие по безработице с --.--.---- г.. Истец считает, что пособие по безработице должно было быть ему назначено не с --.--.---- г., а с --.--.---- г. – даты подачи заявления в электронном сервисе "Государственные услуги Республики Татарстан". По расчёту истца ему подлежит выплате 14 503 руб. 92 коп. пособия по безработице за период с --.--.---- г. по --.--.---- г.. В мае 2020 г. истцу было выплачено пособие по безработице в сумме 7207 руб. 42 коп. Впоследствии выяснилось, что пособие выплачено излишне, переплата составила 1359 руб. 02 коп. Центр занятости предложил истцу вернуть переплату, на что истец согласился, вернул сумму 1359 руб. 02 коп. излишне полученного пособия за май 2020 г., за перевод указанной суммы истец заплатил банку комиссию в сумме 13 руб. 59 коп., что, по мнению истца, является его убытком. В результате того, что пособие по безработице истцу не было своевременно и правильно назначено истцу причинен моральный вред, компенсацию за причинение которого он оценил в 20 000 руб. В этой связи истец, уточнив исковые требования, просил взыскать с ответчиков 14 503 руб. 92 коп. пособия по безработице за период с --.--.---- г. по --.--.---- г., 13 руб. 59 коп. в возмещение убытков в виде оплаченной банку комиссии за перевод средств, 20000 руб. компенсации морального вреда, 1110 руб. 16 коп. в возмещение почтовых расходов по данному делу (л.д. 134). В судебном заседании истец с представителем поддержали иск. Представители ответчиков ГКУ "Центр занятости населения ... ...", Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан в судебном заседании исковые требования не признали. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Временные правила). Согласно указанным Временным правилам они действуют с 9 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г., в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции граждане в целях поиска подходящей работы обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме. В соответствии с пунктом 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее в настоящей статье - система) является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации. Установлено, что --.--.---- г. истец по собственной инициативе был уволен с места работы, это подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 25). Трудоустроен истец был --.--.---- г., что следует из приказа о приёме на работу (л.д. 26). Таким образом, с --.--.---- г. по --.--.---- г. истец был безработным. Ответчиками данное обстоятельство не оспаривается. --.--.---- г. истец подал в электронном сервисе "Государственные услуги Республики Татарстан" заявление о содействии в поиске подходящей работы. Факт обращения истца с таким заявлением представителями ответчиков не оспаривался. --.--.---- г. истец на портале информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" подал заявление о содействии в поиске подходящей работы. --.--.---- г. ГКУ "Центр занятости населения ... ..." зарегистрировало истца в качестве безработного с --.--.---- г. и назначило ему за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. пособие по безработице и доплату в связи с наличием у истца детей, что следует из справки центра занятости и отзыва на исковое заявление (л.д. 131, 168). Обращаясь с иском в суд, истец ссылался на то, что целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации была введена электронная форма подачи заявления о поиске подходящей работы, такое заявление истец подавал дважды – --.--.---- г. в электронном сервисе "Государственные услуги Республики Татарстан" и --.--.---- г. на портале "Работа в России", ответчики нарушили срок принятия решения о признании гражданина безработным, пособие по безработице должно было быть назначено истцу с даты подачи первого заявления – с --.--.---- г. Возражая на исковые требования, представители ответчиков ссылались на то, что электронный сервис "Государственные услуги Республики Татарстан" и нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, не предусматривают и не предусматривали возможность подачи заявления о содействии в поиске подходящей работы, а потому подача истцом заявления --.--.---- г. в электронном сервисе "Государственные услуги Республики Татарстан" не влечет выплату ему пособия по безработице. Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан отметила также, что министерство является ненадлежащим ответчиком. Что касается заявления от --.--.---- г., поданного истцом на портале "Работа в России", то представители ответчиков отметили, что истец при подаче этого заявления не указал адрес своей регистрации, а указал иной адрес, к тому же неполный, без номера квартиры. В графе, в которой указывается кому адресуется заявления, истец указал ГКУ "Центр занятости населения ... ...", а не ГКУ "Центр занятости населения ... ...". Учитывая это, а также то, что портал "Работа в России" является федеральным, электронное взаимодействие между ведомствами в апреле 2020 года периодически совершенствовалось, то заявление ФИО1 о содействии в поиске подходящей работы ГКУ "Центр занятости населения ... ..." получило --.--.---- г., с учётом всех обстоятельств центр занятости пришёл к выводу о возможности назначения ФИО1 пособия по безработице и доплаты на детей, начиная с --.--.---- г. Разрешая требование о взыскания пособия, суд пришёл к следующему. С --.--.---- г. вступили в силу Временные правила, из которых следует, что с --.--.---- г. заявление о содействии в поиске подходящей работы подаётся только в электронной форме либо в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Согласно пункту 8 Временных правил решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. Согласно пункту 12 Временных правил пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Вопрос о дате, с которой гражданин признается безработным, урегулирован в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в абзаце 3 которого указано, что при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Следовательно, при подаче гражданином заявления о содействии в поиске подходящей работы такой гражданин регистрируется в целях поиска подходящей работы и если в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы центр занятости не может предоставить работу, то такой гражданин признаётся безработным с первого дня подачи заявления, пособие по безработице также начисляется с первого дня признания гражданина безработным, то есть, соответственно, с первого дня подачи заявления. Истец, подав на портале "Работа в России" --.--.---- г. заявление о содействии в поиске подходящей работы, вправе был рассчитывать на то, что в течение 11 дней со дня подачи заявления центр занятости населения по месту жительства примет решение о признании истца безработным и начнёт выплачивать пособие по безработице с даты подачи заявления. Поскольку заявление о содействии в поиске работы было подано истцом --.--.---- г. и центр занятости населения не смог предоставить ему подходящую работу, то безработным истец подлежал признанию с --.--.---- г. и пособие по безработице подлежало выплате истцу с указанной даты. Согласно информации, предоставленной ГКУ "Центр занятости населения ... ..." в случае выплаты истцу пособия по безработице и доплаты за детей за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. выплата составила бы 13 295 руб. 33 коп. (л.д. 170). С учётом изложенного суд пришёл к выводу о том, что поскольку заявление на портале "Работа в России" о содействии в поиске подходящей работы было подано истцом --.--.---- г., подходящая работа центром занятости ему не была предложена, то с даты подачи заявления истец подлежал признанию безработным и с даты подачи заявление ему должно было быть назначено пособие по безработице и доплата безработным на детей, размер которой за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. должен был составить 13 295 руб. 33 коп. Указанная сумма истцу не была выплачена, подлежит взысканию с ГКУ "Центр занятости населения ... ..." как органа, ответственного за назначение и выплату пособия по безработице лицам, зарегистрированным в ... .... Ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан является ненадлежащим ответчиком, поскольку в компетенцию этого министерства не входит начисление и выплата пособия по безработице, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований к этому ответчику. С доводом истца о том, что выплата пособия по безработице должна была начаться --.--.---- г. – с даты подачи им заявления в электронном сервисе "Государственные услуги Республики Татарстан" суд не может согласиться, поскольку электронная форма подачи заявления о содействии в поиске подходящей работы была введена с --.--.---- г. с принятием Временных правил, которыми предусмотрены два варианта подачи заявлений в электронной форме – либо в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Подача заявления о содействии в поиске работы в электронном сервисе "Государственные услуги Республики Татарстан" вышеуказанными Временными правилами не предусмотрена. Следовательно, обращение в электронном сервисе "Государственные услуги Республики Татарстан" не является надлежащей формой подачи заявления о содействии в поиске подходящей работы и не влечет обязанность центра занятости по признанию гражданина безработными и выплате ему пособия по безработице. Поэтому пособие по безработице подлежит выплате истцу с --.--.---- г. – даты подачи заявления на портале "Работа в России", а не с --.--.---- г.. Довод представителей ответчиков о том, что истец при подаче заявления --.--.---- г. не указал адрес регистрации не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Согласно пункту 9 Временных правил в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала. Из приведенной нормы следует, что в случае, если бы были выявлены недостоверные сведения в заявлении истца, то центр занятости населения должен был принять решение об отказе в постановке гражданина на учёт в качестве безработного и уведомить об этом истца в электронной форме. Вместе с тем, ГКУ "Центр занятости населения ... ..." приняло решение о признании истца безработным, то есть недостающие сведения, если таковые и имелись, либо были восполнены центром занятости населения, либо не являлись препятствием для признания истца безработным. А потому ссылка представителей ответчиков на то, что истец не указал верный адрес регистрации не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, учитывая, что центр занятости признал истца безработным и с --.--.---- г. по дату трудоустройства истца выплатил ему пособие безработице. В рассматриваемом случае отсутствие у центра занятости сведений о месте регистрации истца не стало препятствием для выплаты ему пособия по безработице, а потому исковые требования не подлежат отклонению по причине не указания истцом адреса регистрации в заявлении от --.--.---- г. Обращаясь к требованию о взыскании с ответчиков 13 руб. 59 коп. в возмещение убытков, суд оснований для удовлетворения не находит в связи со следующим. В обоснование данного требования истец указал, что ГКУ "Центр занятости населения ... ..." выплачивало ему пособие по безработице, образовалась переплата в сумме 1359 руб. 02 коп., центр занятости предложил истцу вернуть указанную сумму, на что истец согласился, через банк перечислил центру занятости населения указанную сумму, банк взял 13 руб. 59 коп. комиссии за банковский перевод. Возражая на требование о взыскании 13 руб. 59 коп., представитель ГКУ "Центр занятости населения ... ..." ссылалась на то, что истец был трудоустроен --.--.---- г., однако о трудоустройстве сообщил в центр занятости только --.--.---- г., что повлекло излишнюю выплату истцу пособия по безработице за период, когда он таковым перестал являться (л.д. 125). Согласно статье 35 Закона Российской Федерации от --.--.---- г.№-- "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым. Поскольку истец не сообщил своевременно в ГКУ "Центр занятости населения ... ..." о том, что --.--.---- г. по трудовому договору был принят на работу, то суд приходит к выводу об отсутствии вины ГКУ "Центр занятости населения ... ..." в излишней выплате пособия по безработице в период, когда истец перестал быть безработным, а потому комиссия в 13 руб. 59 коп., которая была получена банком за банковский перевод суммы в счёт возврата излишне полученного пособия по безработице, не подлежит взысканию с центра занятости населения. Обращаясь к требованию о взыскании компенсации морального вреда, суд пришёл к следующему. Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, моральный вред компенсируется в случаях нарушения личных неимущественных прав гражданина либо посягательств на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, перечень которых приведен в статье 150 Гражданского кодекса РФ. Когда нарушаются имущественные права гражданина, присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допускается только, если это прямо предусмотрено законом. Как следует из позиции истца, моральный вред был причинен ему в связи с неправомерным отказом в признании и регистрации в качестве безработного. Учитывая цель обращения истца в центр занятости населения, суд считает, что в данном случае имело место нарушение имущественных прав истца, которое не порождает право требования компенсации морального вреда ввиду отсутствия об этом прямого указания в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В данном Законе содержится понятие занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, им заработок, трудовой доход (п. 1 ст. 1 Закона). Соответственно, меры по содействию занятости граждан, осуществляемые соответствующими службами, направлены на получение гражданами трудового дохода, т.е. на защиту их имущественных прав. Право граждан, признанных безработными, на получение пособия по безработице является имущественным правом, нарушение данного имущественного права не влечет компенсацию морального вреда, поскольку законом не предусмотрена компенсация морального вреда в случае нарушения названного имущественного права гражданина. Расходы истца на отправку по почте ответчикам копий исковых заявлений и копий заявлений об уточнении исковых требований составили 1110 руб. 16 коп., несение расходов подтверждается чеками. Данные расходы относятся к судебным издержкам и по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь статьи 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования ФИО1 к государственному казенному учреждению "Центр занятости населения ... ...", Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан о взыскании пособия по безработице, возмещении убытков, компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с государственного казенного учреждения "Центр занятости населения ... ..." в пользу ФИО1 13 295 руб. 33 коп. пособия по безработице, 1017 рублей 57 коп. в возмещение почтовых расходов. В удовлетворении требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан и в удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение одного месяца. Судья Шамгунов А.И. |