Мотивированное решение изготовлено 29.06.2021
66RS0№ ******-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хрущевой О.В., при секретаре Слеповой А.А., с участием истца ФИО5, представителей ответчика ФИО9, ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному казенному учреждению «Центр экологического мониторинга и контроля» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд к ответчику с иском о взыскании заработной платы. В обоснование указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на него фактически возложены обязанности заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля», поскольку должность является вакантной. Он неоднократно направлял на имя директора заявления о доплате за выполняемую работу, на которые ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что оснований для выплаты не имеется. Оклад заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития составляет 15341 руб. С учетом совместительства, в соответствии со ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ доплата должна составлять 0,5 ставки. Просит взыскать задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 2021 года в размере 60889, 27 руб.
В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что он работает у ответчика в должности ведущего юрисконсульта отдела материально-технического обеспечения и социального развития. В спорный период и по настоящее время должность заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» является вакантной. В связи с чем, он фактически выполняет его должностные обязанности. Так, он обеспечивает в соответствии с ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подготовку государственных контрактов, заключение договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставки. В обязанности ведущего юрисконсульта отдела также входит подготовка контрактов, но ранее он не занимался малыми закупками, поскольку это делал заместитель. В его отсутствие вынужден выполнять также их подготовку. Также он организует обеспечение подразделений канцелярскими товарами, а именно выдает канцтовары сотрудникам отдела по их запросу. Организует обеспечение подразделения горюче-смазочными материалами, в связи с чем разрабатывал договор поставки с АО «ФИО1», ездил получать топливные карты. Обеспечивает доставку материальных ценностей в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контролирует количество, качество и комплектность поставляемых материальных ценностей. Так, ездил получать реактивы в ООО «ФИО2», получал канцтовары в ООО «ФИО3».
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска. Пояснили, что наличие у работодателя вакантной должности само по себе не является доказательством возложения обязанности по этой должности на других сотрудников. Учитывая сложность с поиском сотрудника на должность заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» ФИО6 в целях непрерывного обеспечения деятельности учреждения возложила исполнение обязанностей по размещению информации о закупках на себя приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. Истцу поручений на выполнение обязанностей отсутствующего работника никто не давал, соглашение о выполнении дополнительных обязанностей сторонами не заключалось. В должностные функции ведущего юрисконсульта отдела материально-технического обеспечения и социального развития ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля», которую занимает истец, входит обеспечение в соответствии с ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подготовки государственных контрактов, заключение контрактов с поставщиками, согласование условий и сроков закупки товаров, работ и услуг для нужд учреждения, участие в разработке аукционной документации. В силу должностной инструкции истец является членом единой комиссии по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Учреждения. Также истец в силу его должностных обязанностей осуществляет размещение информации в региональной информационной системе в сфере закупок, что является последним этапом заключения контрактов по малым закупкам, которые в единой информационной системе не регистрируются. При этом в единой информационной системе закупок он контракты не регистрирует.
То, что истец из имеющегося наличия выдает сотрудникам Учреждения канцтовары, не свидетельствует о выполнении им обязанности заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития. Поскольку в обеспечение Учреждения материально-техническими ценностями, в том числе канцелярскими товарами и ГСМ, входит следующий комплекс действий: сбор заявок от подразделений, формирование их в плане закупок, изучение рынка товаров, работ, услуг и сбор ценовых предложений, выбор способа закупки, подготовка проекта документации для заключения контракта, отслеживание этапов исполнения контракта, приемка материальных ценностей, распределение по заявкам подразделений, хранение материальных ценностей, выдача сотрудникам. Последняя закупка канцтоваров проводилась в учреждении ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № ******. В соответствии с ч. 6 ст. 94Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работ или оказанной услуги может создаваться приемочная комиссия. При осуществлении приемки в состав приемочной комиссии ФИО5 не включался. Также представители ответчика отрицали факт получения истцом реактивов у ООО «ФИО2», в подтверждение чего представили заключение о приемке поставленного товара и универсальные передаточные документы.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела материально-технического обеспечения и социального развития ГКУ «Центр экологического мониторинга и контроля» ФИО7, суду пояснила, что она с марта 2021 года занимает указанную должность. Поскольку должность заместителя начальника отдела вакантна, обязанности заместителя выполняет она, в том числе занимается организацией, подготовкой контрактов, вносит сведения в ЕИС. Истец по её поручениям также занимается подготовкой контрактов, в том числе малых закупок. Поручений, выходящих за пределы его должностных обязанностей, истец не выполняет.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО5 на основании трудового договора № ****** от ДД.ММ.ГГГГ работает в ГКУ «Центр экологического мониторинга и контроля» в должности ведущего юрисконсульта отдела материально-технического обеспечения и социального развития.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ставка заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития в ГКУ «Центр экологического мониторинга и контроля» является вакантной.
Истец, заявляя требования о взыскании заработной платы, ссылается на то, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 2021 года наряду с работой ведущего юрисконсульта выполнял работу заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения.
Согласно требованиям ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии за дополнительную плату (ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом истец письменного согласия на совмещение профессии заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» с основной работой в должности ведущего юрисконсульта отдела материально-технического обеспечения и социального развития работодателю не давал, соглашений об установлении доплаты за совмещение профессий между сторонами не заключалось.
В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства выполнения им какой-либо дополнительной работы, не определенной заключенным с ним трудовым договором, должностной инструкцией, либо фактического увеличения объема работ.
Так, согласно должностной инструкции, заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» ( л.д.106-108):
2.1 разрабатывает и составляет текущие планы материально-технического обеспечения, ремонтно-эксплуатационных нужд учреждения и его подразделений, а также обеспечивает необходимый запас материальных ценностей на основе определения потребности в материальном обеспечении;
2.2. совместно с начальником отдела:
- организует обеспечение подразделений, в соответствии с заявками и финансовыми возможностями учреждения, канцелярскими товарами, оргтехникой, бытовым оборудованием, мебелью, горюче-смазочными материалами;
- обеспечивает в соответствии с ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подготовку государственных контрактов, заключение контрактов с поставщиками, согласование условий и сроков закупки товаров, работ и услуг для нужд учреждения;
2.3. участвует в разработке аукционной документации в соответствии с ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для нужд учреждения;
2.4 осуществляет размещение в единой информационной системе и региональной системе в сфере закупок информации в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
2.5 обеспечивает доставку материальных ценностей в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контролирует количество, качество и комплектность поставляемых материальных ценностей;
2.6 организует учет поступления, хранения, движения материальных ценностей, принимает участие в комиссиях по проведению инвентаризации материальных ценностей;
2.7 организует рациональное использование автотранспорта, находящегося в <адрес> и контролирует фактическое выполненные им объемы работ;
2. 9 ведет делопроизводство отдела в соответствии с общими правилами,
2.10 разрабатывает технические задания, касающиеся отдела.
Исходя из содержания должностной инструкции, полномочия заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального включают в себя гораздо более широкий объем функциональных обязанностей, чем только выдача канцтоваров, получение топливных карт и регистрация закупок малого объема в региональной информационной системе.
Согласно пояснений истца в судебном заседании, он обязанности заместителя начальника отдела, указанные в пунктах 2.1, 2.6, 2.7, 2.10 должностной инструкции не выполнял. Истец, заявляя настоящие требования, ссылается на то, что выполнял обязанности заместителя отдела по обеспечению подразделения канцелярскими товарами, горюче-смазочными материалами (п. 2.2), обеспечению доставки материальных ценностей (п. 2.5), обеспечивает подготовку государственных контрактов, заключение контрактов с поставщиками, согласование условий и сроков закупки товаров, работ и услуг для нужд учреждения; участвует в разработке аукционной документации в соответствии с ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для нужд учреждения (п.2.3); осуществляет размещение в региональной системе в сфере закупок информации (п.2.4).
В ходе проверки судом указанных доводов истца установлено, что достаточных и допустимых доказательств выполнения указанных должностных обязанностей заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития по поручению работодателя истец суду не представил.
Выдача истцом канцелярских принадлежностей сотрудникам отделов Учреждения является одним из этапов процесса организации подразделений материально-техническими ценностями, включающего в себя также сбор заявок, формирование плана закупок, изучение рынка, сбор ценовых предложений, выбор способа закупки, подготовка документации, контроль исполнения контракта, прием материальных ценностей, их распределение, хранение и выдачу.
Разработка истцом договоров на поставку ГСМ с ООО «ФИО4» и АО «ФИО1» входит в круг должностных обязанностей последнего в качестве ведущего юрисконсульта (п.2.2, 2.3 л.д.109-111) и также является одним из этапов всего процесса подготовки контракта.
Доказательств выполнения обязанностей по обеспечению доставки материальных ценностей истец суду не представил. Его доводы о получении реактивов по контракту с ООО «ФИО2» опровергаются представленными универсальными передаточными документами и заключением о приемке поставленного товара по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.
Получение истцом топливных карт в рамках заключенных договоров с ООО «ФИО4» по поручению руководителя о выполнении им должностных обязанностей заместителя начальника отдела не свидетельствует.
Согласно должностной инструкцией ведущего юрисконсульта отдела материально-технического обеспечения и социального развития (л.д.109-111), последний обеспечивает в соответствии с ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подготовку государственных контрактов, заключение контрактов с поставщиками, согласование условий и сроков закупки товаров, работ и услуг для нужд учреждения (п.2.2); участвует в разработке аукционной документации в соответствии с ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для нужд учреждения (п.2.3). В связи с изложенным доводы истца о том, что в его должностные обязанности не входит разработка документации по малым закупкам, суд находит несостоятельными.
Также истец ссылается на выполнение им обязанности по размещению в региональной системе в сфере закупок информации по малым закупкам в соответствии с ФЗ №44-ФЗ. При этом истец в судебном заседании пояснил, что в Единую информационную систему в сфере закупок он сведения не размещал.
Выполнение истцом указанной обязанности по размещению им в региональной системе в сфере закупок информации по малым закупкам представители ответчика не оспаривали в судебном заседании. Должностная инструкция ведущего юрисконсульта действительно не содержит отдельно закрепленной обязанности по размещению в региональной системе в сфере закупок информации в соответствии с ФЗ №44-ФЗ. Вместе с тем, суд соглашается с доводами представителей ответчика о том, что обязанность по размещению информации о закупке в региональной информационной системе охватывается трудовой функцией ведущего юрисконсульта, указанной в п. 2.3 должностной инструкции, поскольку представляет собой заключительный этап разработки аукционной документации, чогласно части 3 статьи 103 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сам по себе факт отсутствия при выполнении ФИО5 трудовой функции по основной профессии иных работников (заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития) не свидетельствует о том, что истец выполнял работу по инициативе работодателя за отсутствующего работника, и недостаточен для решения вопроса об установлении факта совмещения профессий и дополнительной доплаты.
Кроме того, согласно приказа директора ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, в период отсутствия начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития и заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития директор возложила на себя обязанность по размещению информации о закупках товаров, работ и услуг в единой информационной системе в сфере закупок и в информационной системе <адрес> в сфере закупок.
При таком положении, поскольку в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств совмещения профессий (должностей) и необходимости в связи с этим оплаты за увеличение объема работ истцом при рассмотрении настоящего дела не представлено, ответчиком данные обстоятельства оспаривались, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании задолженности по заработной плате у суда не имеется.
Суд также обращает внимание на то, что в служебных записках, адресованных работодателю, истец не ссылается на выполнение каких-то конкретных обязанностей заместителя начальника отдела, а указывает на выполнение поручений по завозке договоров контрагентам, сдачу картриджей на заправку (л.д.13-14), ремонт мебели (л.д.15). В своем заявлении в адрес работодателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) о доплате в связи с совмещением должностных обязанностей истец также не указал конкретных обязанностей, выполняемых им за заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития.
Представленные в суд письменные пояснения ФИО8, которая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала у ответчика в должности начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития (л.д.216), также достаточным доказательством выполнения истцом должностных обязанностей заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития не являются, повторяют позицию истца, какими-либо письменными доказательствами не подтверждены.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Свидетельские показания являются отдельным видом доказательств и не относятся к письменным доказательствам, предусмотренным ст. 71 ГПК РФ.
В силу ст. 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
Таким образом, суд обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе заслушать показания свидетелей. Представление свидетельских показаний в письменном виде законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО5 к Государственному казенному учреждению «Центр экологического мониторинга и контроля» о взыскании заработной платы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Хрущева О.В.