Канский городской суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Канский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3076/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника прокурора Роговой А.В., представителя администрации Канского района Давыденко Н.В., представителя Муниципального учреждения культуры «Центральная библиотека Канского района» Шляхтовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайпрокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Центральная библиотека Канского района» об обязании обеспечить реализацию прав инвалидов на библиотечное обслуживание,
У С Т А Н О В И Л :
Канский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Центральная библиотека Канского района» об обязании обеспечить реализацию прав инвалидов на библиотечное обслуживание. Свои требования мотивировал тем, что Канской межрайонной прокуратурой поведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности МУК «Центральная библиотека Канского района». В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МУК «Центральная библиотека Канского района» отсутствует периодическая, научная, учебно-методическая, справочно-информационная и художественная литература для инвалидов на специальных носителях информации, в том числе изготовляемая рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи). Согласно информации администрации Канского района на территории муниципального образования Канский район отсутствует специализированная библиотека для слепых и слабовидящих. В соответствии с п. 1.1 Устава ответчика, утвержденного постановлением администрации Канского района 03.03.2005 года № 64-п. МУК «Центральная библиотека Канского района» является библиотечной некоммерческой организацией. Учредителем библиотеки является администрация Канского района (п. 1.2 Устава). Согласно п.п. 2.1, 2.2. целями создания ответчика являются, в том числе, распространение знаний и информации в обществе, справочно-информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание в целях удовлетворения информационных потребностей общества, организация специализированного обслуживания с учетом потребностей пользователя. Для достижения указанных целей библиотека осуществляет виды деятельности: формирование, хранение и предоставление пользователям библиотеки наиболее полного универсального собрания документов в пределах обслуживаемой территории, библиотечное, справочно-библиотечное и информационное обслуживание пользователей в соответствии с законодательством РФ. На территории муниципального образования - Канский район - не созданы условия для реализации прав слепых и слабовидящих на библиотечное обслуживание и получение различных видов литературы для указанных категорий инвалидов на специальных носителях информации. Ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц - инвалидов, в том числе слепых и слабовидящих, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ РФ от 29.12.1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле».
В судебном заседании помощник прокурора Рогова А.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель МУК «Центральная библиотека Канского района» Шляхтова Л.В. суду пояснила, что комплектование фонда Центральной библиотеки Канского района в условиях постоянного недофинансирования осуществляется в соответствии с запросами и потребностями пользователей. На протяжении ряда лет запросы и потребности на литературу, издаваемую рельефно - точечным шрифтом Брайля, озвученные книги, а так же периодические издания для инвалидов в Центральную библиотеку Канского района, а также библиотеки поселений не поступали. В Канском районе 127 человек - инвалидов по зрению, большинство из них (68 человек), согласно спискам УСЗН администрации Канского района находятся в преклонном возрасте (от 62 до 92 лет) и не способны к самостоятельному передвижению, многие из них не владеют навыками прочтения книг на языке Брайля. Однако, Центральная библиотека Канского района при поступлении таких запросов имеет возможность заказать выше перечисленные издания в Краевой специальной библиотеке для слепых, Государственной научной библиотеке Красноярского края, а также в специальной библиотеке Общества слепых по г.Канску и Канскому району по межбиблиотечному абонементу как по почте, так и использованием Интернета. Центральная библиотека является постоянной участницей ежегодно проводимого Управлением социальной защиты населения администрации Канского района круглого стола по индивидуальной реабилитации инвалидов, где доводит эту информацию до заинтересованных лиц и организаций и предлагает свои возможности, Центральная библиотека является ежегодным участником проводимого Управлением социальной защиты населения администрации Канского района мероприятия, посвященного Международному Дню инвалидов, где предлагает выставку - просмотр и консультации по своим услугам и возможностям. Каждый желающий может обратиться за предоставлением библиотечных услуг. В бюджете библиотеки на 2010 года предусмотрены средства на приобретение подписки на периодические издания в сумме всего 40487 рублей на два полугодия (2 полугодие 2010 года и 1 полугодие 2011 годов) и средства на комплектование в сумме 6000 рублей, что является не достаточным для комплектования в полном объёме всех категорий пользователей. Средства на приобретение оборудования библиотек, в том числе оборудования с использованием брайлевского дисплея и синтезатора речи, на протяжении ряда лет в бюджет не закладываются вообще. В библиотеке нет специалиста, обученного для работы с инвалидами по зрению и имеющего возможность оказывать консультации по прочтению литературы, изданной в формате рельефно - точечного шрифта Брайля. Библиотека так же не имеет специального оборудования, считывающего специальные издания для слепых и оборудованного синтезаторами речи для этой категории инвалидов. При выполнении обязательств учредителя - администрации Канского района по финансированию комплектования библиотеки и обеспечения её оборудованием в полном объёме, в том числе и для обслуживания инвалидов по зрению, библиотека готова обеспечить библиотечное обслуживания этой категории пользователей.
Представитель администрации Канского района Давыденко Н.В. суду пояснила что, ежегодно МУК «Центральная библиотека Канского района» выделяются денежные средства в виде субсидий из федерального и краевого бюджетов на приобретение литературы. Так, согласно соглашений между Министерством культуры Красноярского края и администрацией Канского района от 28.06.2010 г. № 158 выделены денежные средства из федерального бюджета на приобретение литературы на сумму 161900 рублей (из них софинансирования из районного бюджета 8030 рублей); на основании соглашения от 01.04.2010 г. № 70 в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Красноярья на 2010 - 2013 годы» выделены денежные средства из краевого бюджета на приобретение литературы на сумму 164000 рублей (из них софинансирования из районного бюджета 41000 рублей). Следовательно, из районного бюджета выделяются денежные средства на приобретение литературы для МУК «Центральная библиотека Канского района». Проект соглашения между Министерством культуры Красноярского края и администрацией Канского района на приобретение литературы в 2011 году находится у них на согласовании. В связи с тем, что Канский районный Совет депутатов распущен, то решение о районном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 -2013 годов не будет утверждено в установленных действующим законодательством сроки.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ).
Согласно преамбуле ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» он определяет государственную политику в области социальной зашиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена па устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, и социокультурную реабилитацию. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, и создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к связи и информации (ст. 9 указанного ФЗ).
В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек являются расходным обязательством органа местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 29.12.1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» указанный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
Согласно п. 2 ст. 8 указанного ФЗ слепые и слабовидящие имеют право па библиотечное обслуживание и получение документов па специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством (ст. 10).
Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством (ст.11).
В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных Федеральным законом от 29.12.1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле». Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством (ст. 12).
Органы местного самоуправления обеспечивают: финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек; реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание (ст. 15).
К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов (п. 19 ст. 15 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994 года N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» к изданиям для слепых и слабовидящих относятся издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи).
В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что в нарушение требований действующего законодательства в МУК «Центральная библиотека Канского района» отсутствует периодическая, научная, учебно-методическая, справочно-информационная и художественная литература для инвалидов на специальных носителях информации, в том числе изготовляемая рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи). В соответствии с п. 1.1 Устава ответчика, утвержденного постановлением администрации Канского района 03.03.2005 года № 64-п. МУК «Центральная библиотека Канского района» является библиотечной некоммерческой организацией. Учредителем библиотеки является администрация Канского района (п. 1.2 Устава). Согласно информации администрации Канского района на территории муниципального образования Канский район отсутствует специализированная библиотека для слепых и слабовидящих. Таким образом, на территории муниципального образования - Канский район - не созданы условия для реализации прав слепых и слабовидящих на библиотечное обслуживание и получение различных видов литературы для указанных категорий инвалидов на специальных носителях информации. Денежные средства в целях комплектования фонда специализированной литературы в 2010 году ответчиком не запрашивались, соответственно, в бюджете Канского района не предусмотрены, в то время как приобретение литературы для людей, не имеющих физических ограничений, в 2010 году осуществлялось, что говорит о различии в объемах реализации права на информацию слепых и слабовидящих и иных категорий граждан. Ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц - инвалидов, в том числе слепых и слабовидящих, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ РФ от 29.12.1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле».
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности обеспечить реализацию прав слепых и слабовидящих на библиотечное обслуживание и получение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов на специальных носителях информации, изготовляемых рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графическими изданиями, «говорящими книгами», крупношрифтовыми изданиями для слабовидящих, электронными изданиями для слепых (адаптированными изданиями для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи).
При этом Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в РФ», «О библиотечном деле» не предусматривают в качестве основания освобождения от обязанности обеспечить реализацию прав инвалидов на библиотечное обслуживание недостаточное финансирование, отсутствие запросов на литературу, издаваемую рельефно - точечным шрифтом Брайля, озвученные книги, а так же периодические издания для инвалидов, отсутствие специалиста, обученного для работы с инвалидами по зрению и имеющего возможность оказывать консультации по прочтению литературы, изданной в формате рельефно - точечного шрифта Брайля, отсутствие специального оборудования, считывающего специальные издания для слепых и оборудованного синтезаторами речи для этой категории инвалидов. Поэтому вышеназванные доводы не могут быть приняты во внимание судом.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Канского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Центральная библиотека Канского района» об обязании обеспечить реализацию прав инвалидов на библиотечное обслуживание:
обязать Муниципальное учреждение культуры «Центральная библиотека Канского района» обеспечить реализацию прав слепых и слабовидящих на библиотечное обслуживание и получение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов на специальных носителях информации, изготовляемых рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графическими изданиями, «говорящими книгами», крупношрифтовыми изданиями для слабовидящих, электронными изданиями для слепых (адаптированными изданиями для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 суток с момента вынесения в окончательной форме.
Судья Калинкина И.В.