ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3077/2011 от 16.02.2012 Норильского городского суда (Красноярский край)

№2-393/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 года г.Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Ченцовой О.А.,

При секретаре Рощиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 на бездействие органа местного самоуправления, и возложении обязанности по признанию корпуса <адрес> в <адрес>, аварийным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Норильский городской суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, и возложении на Межведомственную комиссию обязанности признать корпус <адрес> в <адрес>, аварийным, подлежащим немедленному сносу и расселению, ссылаясь на то, что проживает в <адрес>. по <адрес> в <адрес>. Жилой дом требует капитального ремонта, корпус поставлен на контроль и внесен в генеральный план развития города как аварийный и подлежащий переселению до конца 2010 года. Она обращалась с заявлением в Межведомственную комиссию Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> о признании жилого дома аварийным, но получила отказ. ДД.ММ.ГГГГ Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в адрес Межведомственной комиссии УЖХ Администрации <адрес> было направлено заключение о необходимости рассмотрения вопроса о признании корпуса жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени Межведомственной комиссией не принято никакого решения. Заявитель считает, что данным бездействием нарушаются ее права и законные интересы. Просит признать длительное бездействие Межведомственной комиссии неправомерным, и обязать признать корпус <адрес> в <адрес> аварийным, подлежащим немедленному сносу.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании не присутствовала, о дате и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, пояснив, что с 2007 года <адрес> в <адрес> признан аварийным и состоит на особом учете. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращалась в Межведомственную комиссию Администрации <адрес> с заявлением о проведении оценки технического состояния дома и признания корпуса <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии Администрации <адрес> было выдано предписание Службой строительного надзора и контроля в <адрес> о необходимости рассмотреть вопрос о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени заседание Межведомственной комиссии не проведено и решение относительно технического состояния дома не принято. Просит признать бездействие Межведомственной комиссии УЖХ Администрации <адрес> по не разрешению вопроса относительно технического состояния жилого <адрес> в <адрес> незаконным, нарушающим права заявителя, поскольку проживание в аварийном доме опасно для жизни. Возложить обязанность на Межведомственную комиссию УЖХ Администрации <адрес> признать <адрес> в <адрес> аварийным, подлежащим немедленному сносу и расселению.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Норильска -ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по тем основаниям, что заседание Межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции было проведено ДД.ММ.ГГГГ, на котором был поставлен вопрос о признании многоквартирного <адрес> в <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Было поручено специализированной организации ООО «Норильскстройреконструкция» в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить заключение о техническом состоянии жилого <адрес> заключению ООО «Норильскстройреконструкция» от ДД.ММ.ГГГГ угрозы обрушения строительных конструкций здания по <адрес>, не было установлено. Было рекомендовано для стабилизации деформационных процессов провести ряд мероприятий. После получения заключения ООО «Норильскстройреконструкция» о техническом состоянии строительных конструкций и элементов техподполья жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, со стороны Межведомственной комиссии никаких действий, направленных на проверку исполнения рекомендованных ООО «Норильскстройреконструкция»» мероприятий, не предпринималось. ФИО1 обратилась в Межведомственную комиссию с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть после проведения заседания комиссии и получения заключения ООО «Норильскстройреконструкция» о техническом состоянии жилого дома. К обращению заявителем не были приложены необходимые документы, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ей был дан ответ с разъяснением о необходимости представления одновременно с заявлением, правоустанавливающих документов на жилое помещение. Повторно с подобным заявлением ФИО1 в Межведомственную комиссию не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межведомственной комиссии поступило заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> с предложением рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, . <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако, на момент получения заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля в распоряжении межведомственной комиссии имелось заключение ООО «Норильскстройреконструкция» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому оснований для признания <адрес>, не имелось, в связи с чем заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля на заседании Межведомственной комиссии не рассматривалось. На момент рассмотрения заявления по заключению Службы строительного надзора и жилищного контроля каких-либо действий межведомственной комиссией не предпринималось и ответ в адрес государственного органа, не направлялся. Кроме того, заявитель не вправе предъявлять требования о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным в связи с неисполнением им заключения Службы строительного контроля и жилищного надзора. ФИО1 не обращалась в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> по вопросу исполнения заключения государственного органа. Возложение обязанности на Межведомственную комиссию признать корпус <адрес> в <адрес>, аварийным и подлежащим сносу в судебном порядке, противоречит закону. Признание дома аварийным относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии Администрации <адрес>. Кроме того, заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока, установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ. О нарушении своих прав заявитель узнала ДД.ММ.ГГГГ при получении ответа Службы строительного надзора и жилищного контроля, а в суд с заявлением обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами трехмесячного срока, установленного ст.256 ГПК РФ. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

Представитель ООО «Объединение коммунальников №1» -ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ООО «Объединение коммунальников №1» является организацией обслуживающей <адрес><адрес> в <адрес> включен в перечень зданий состоящих на «особом» контроле в специализированной организации ООО «Норильскстройреконструкция», с которой заключены договора по мерзлотно-техническому надзору за состоянием зданий. ООО «Норильскстройреконструкция» осуществляет надзор за техническим состоянием зданий и дает рекомендации по проведению необходимых работ. В 2010-2011 годах ООО «Объединение коммунальников » проводились работы по поддержанию технического состояния дома, рекомендованные ООО «Норильскстройреконструкция». Согласно перечню зданий состоящих на «особом» контроле ООО «Норильскстройреконструкция» по состоянию строительных конструкций и растеплению грунта в основании фундаментов на ДД.ММ.ГГГГ деформационные изменения <адрес> в <адрес> прогрессируют.

Государственный инспектор Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес><данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что относительно неудовлетворительного технического состояния жилого дома <адрес>. по <адрес> жильцы дома обращались неоднократно. В адрес управляющей организации выносились предписания, которые ООО «Объединением коммунальников » на сегодняшний день исполнены. ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры <адрес> в адрес Норильского отдела Службы строительного надзора и жилищного контроля поступило обращение ФИО2 который указывал на то, что <адрес> в <адрес> находится в аварийном состоянии. На основании приказа -ж от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ООО «Объединение коммунальников ». По результатам проверки был составлен акт с указанием выявленных нарушений, в адрес ООО «Объединение коммунальников » выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а на имя председателя Межведомственной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> было направлено заключение с предложением рассмотреть вопрос о признании <адрес>. по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и направлением ответа в течение 30 дней с момента получения заключения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Межведомственная комиссия в течение 30 дней должна была рассмотреть вопрос в отношении <адрес>. по <адрес> и дать ответ в государственный орган. До настоящего времени ответ Межведомственной комиссии УЖХ Администрации <адрес> не получен. При проведении проверки по обращению ФИО2 ею было изучено заключение ООО «Норильскстройреконструкция» от ДД.ММ.ГГГГ, и она пришла к выводу о необходимости повторного проведения заседания Межведомственной комиссии в отношении данного жилого дома.

Выслушав представителя заявителя, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, ООО «Объединение коммунальников», государственного инспектора Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Заявитель ФИО1. является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес>, что подтверждается договором передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Обслуживание жилого дома осуществляется ООО «Объединение коммунальников ».

Из пояснений представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> следует, что вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного по адресу: <адрес>, был вынесен на заседание комиссии по инициативе членов комиссии.

Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-МВК, в отношении корпуса <адрес> в <адрес> было принято решение: поручить специализированной организации ООО «Норильскстройреконструкция» подготовить заключение о техническом состоянии строительных конструкций и элементов подполья многоквартирного <адрес> корпус по <адрес> в <адрес>; рабочей группе комиссии провести дополнительное обследование многоквартирного <адрес> акт технического состояния; для принятия окончательного решения вынести на рассмотрение Комиссии вопрос о признании вышеуказанного дома аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Норильскстройреконструкция» было составлено заключение о техническом состоянии строительных конструкций и элементов техподполья жилого <адрес>, согласно которому за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано развитие деформационных изменений строительных конструкций(п.3.4). При этом, как указано в п.3.5., на ДД.ММ.ГГГГ угрозы обрушения строительных конструкций здания нет. Рекомендован ряд мероприятий для стабилизации деформационных процессов строительных конструкций.

ДД.ММ.ГГГГ в Межведомственную комиссию УЖХ Администрации <адрес> обратилась ФИО1 с заявлением о проведении оценки соответствия помещения требованиям, указанным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», и признании ее жилого помещения не пригодным для проживания, подтверждении решения Горсовета о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 был направлен ответ, что для разрешения поставленных заявителем вопросов относительно технического состояния жилого <адрес>, необходимо представить: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом.

ФИО2 было подано обращение в прокуратуру <адрес>, которое было направлено заместителем прокурора <адрес> в Службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес>.

В службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> обращение ФИО2 поступило ДД.ММ.ГГГГ. По факту обращения относительно неудовлетворительного состояния <адрес> в <адрес> была проведена проверка. По результатам проверки Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в адрес председателя Межведомственной комиссии было направлено заключение , которым было предложено Межведомственной комиссии, рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с проведением процедуры оценки на предмет соответствия требованиям, установленным «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. О принятом решении уведомить службу строительного надзора и жилищного контроля в течение 30 дней с момента получения заключения. Заключение поступило в Управление жилищного хозяйства Администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ за исх, о проведении по его обращению проверки, с указанием, что в адрес Межведомственной комиссии направлено заключение с требованием рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с проведением процедуры оценки на предмет соответствия требованиям, установленным «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

До настоящего времени Межведомственной комиссией Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> каких-либо действий по исполнению Заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в части обследования жилого дома не проведено. Заседание Межведомственной комиссии не назначалось, ответ об исполнении в адрес государственного органа не направлялся.

Согласно пояснению представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, данному в ходе процесса, необходимости в проведении повторного заседания МВК не было, поскольку имелось заключение ООО «Норильскстройреконструкция» от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии строительных конструкций и элементов техподполья жилого <адрес> по <адрес>, и согласно которому угрозы обрушения строительных конструкций не имелось.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 46 того же Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу положений п. 47 Положения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Вышеприведенными доказательствами в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией УЖХ Администрации <адрес> не производилось никаких действий по исполнению Заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, направленного в адрес Председателя Межведомственной комиссии по результатам проверки по обращению ФИО2 Заседание Межведомственной комиссии по вопросу о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не проводилось.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о нарушении ее прав, в связи с не проведением по заключению государственного органа, в установленный «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» 30-дневный срок, оценки технического состояния жилого дома, признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, о том, что ФИО1 не вправе предъявлять требования о признании бездействия органа местного самоуправления в связи с неисполнением им заключения органа государственной власти, суд считает не состоятельными.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Кроме того, как установлено в судебном заседании проверка Службой строительного надзора и жилищного контроля проводилась по обращению лица, проживающего в <адрес> в <адрес>.

При этом, из «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Поскольку нормами действующего законодательство вопрос о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесен к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, в данном случае к компетенции Межведомственной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, требования заявителя о возложении на Межведомственную комиссию обязанности признать <адрес> в <адрес> аварийным, подлежащим немедленному сносу и расселению, подлежат отклонению.

Довод представителя Управления жилищного хозяйства о пропуске заявителем срока на обращение в суд, принимая во внимание дату вынесения заключения Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, а обращение заявителя в суд с вышеуказанными требованиями лишь ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом, поскольку заявитель обжалует не действие органа, а допущенное с ДД.ММ.ГГГГ бездействие, носящее длящийся характер.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> и возложении обязанности по признанию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> по не проведению процедуры оценки технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по заключению Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Межведомственную комиссию Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с проведением процедуры оценки на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Норильского городского суда.

Председательствующий: О.А. Ченцова

В окончательной форме решение изготовлено 20 февраля 2012 года.