ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3078/19 от 13.05.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2019 года г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Пчёлкиной Н.Ю.

при секретаре Янченко Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сенецкого Алексея Борисовича к ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о восстановлении права на получение пенсии, взыскании суммы недоплаченной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Сенецкий А.Б. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит восстановить с ДД.ММ.ГГГГ право на получение пенсии в размере, исчисленном в соответствии с ч.2 ст.43 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993, исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ №4468-1, 74,23% от размера указанного денежного довольствия, взыскать с ответчика недополученную пенсию за январь 2019 года в сумме 796 руб. 09 коп..

В обоснование требований указано, что Сенецкий А.Б. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. Пенсия за выслугу лет назначена с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, согласно ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 01.01.2013 ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Согласно ч.ч.1,2 ст.1 Федерального закона от 11.12.2018 №460-ФЗ «О приостановлении действия части 2 ст.43 Закона РФ» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» действие ч.2 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 приостановлено до 01.01.2020. С 01.01.2019, как и ранее, размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, составляет 72,23 % от размера указанного денежного довольствия.

Ссылаясь на обсуждения данного закона в Комитете Государственной Думы по обороне в своем заключении от 06.11.2018 №88/2, истец указывает, что Федеральный закон от 11.12.2018 №460-ФЗ не соответствует п.6 ст.192 Бюджетного кодекса РФ, Позиции Конституционного Суда РФ. Военным комиссариатом Алтайского края не произведен перерасчет пенсии истца с 01.01.2019, в связи с чем, нарушено его право на получение пенсии в размере, исчисленном, исходя из размера денежного довольствия, установленного ст.43 Закона РФ №4468-1. Сумма недополученной пенсии за январь 2019 года составляет 796 руб. 09 коп..

В судебное заседание истец Сенецкий А.Б. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Маслова Т.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Сенецкий А.Б., как бывший военнослужащий, является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Закон)

С ДД.ММ.ГГГГ указанная пенсия выплачивалась истцу из расчета 54% от суммы денежного довольствия военнослужащего, в последующем, ежегодно производилась индексация.

Истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, составляет 72,23% от размера денежного довольствия, вместе с тем, должен быть увеличен на 2%.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 604"О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Согласно пункту "а" статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсия за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более устанавливается в следующих размерах: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В соответствии со статьей 43 данного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

В соответствии с п.6 ст.192 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Федеральным законом от 11.12.2018 N 460-ФЗ приостановлено до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года - 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.

Из анализа указанных нормативных положений и содержания положений ч. 2 ст. 43 Закона 4468-1 суд делает вывод, что увеличение пенсии в размере, превышающем 2 процента, законодатель ставит в зависимость от Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

При этом, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ (ред. от 29.11.2018) "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не предусмотрено повышение размера пенсии с учетом инфляции пенсионерам, которым пенсия выплачивается по Закону № 4468-1.

Таким образом, согласно материалам дела пенсия истцу выплачивается с учетом норм действующего законодательства.

Сенецким А.Б. заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке на соответствие Конституции Российской Федерации (ст.ст.2,7,17 (ч.1), 18,39 (ч.1), 55 (ч.2,3) следующих правовых актов: Федерального закона от 11.12.2018 №460-ФЗ и п.6 ст.192 Бюджетного кодекса РФ.

При разрешении ходатайства, суд учитывает следующее.

Согласно части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации закрепляет, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, тем самым определяет менее высокое место в иерархии правовых актов государственных органов.

Согласно положениям статьи 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31.10.1995 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.

Таким образом, основанием для направления запроса суда в Конституционный суд Российской Федерации является убежденность суда в неконституционности примененных им или подлежащих применению норм, аргументированная правовыми доводами, приведенными в процессуальном документе, принимаемом судом в установленной формы (Обзор практики Верховного суда РФ за второй квартал 2004 года от 06.04.2004).

Исходя из правовой природы бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства, средства которого расходуются на государственные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на его территории, и из необходимости целевого расходования бюджетных средств федеральный законодатель вправе и обязан установить такое правовое регулирование, которое препятствует возможности произвольного расходования средств бюджета. Тем самым обеспечиваются реальные гарантии сохранности средств государства (пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 2-П).

Установленный размер пенсионного обеспечения истцу не ведет к отмене его права на такое обеспечение, не нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Кроме того, суд учитывает, что Федеральный закон от 11.12.2018 №460-ФЗ принят и вступил в силу позднее Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604.

Таким образом, ходатайство Сенецкого А.Б. об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности указанных им положений законодательства не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием оснований для такого обращения, установленных статьей 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», поскольку сомнения в конституционности оспариваемых положений федеральных законов отсутствуют.

С учетом изложенного, поскольку увеличение размера пенсии истца производится в соответствии с действующим законодательством, исковые требования Сенецкого А.Б. о восстановлении права на получение пенсии исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, в размере 74,23% не подлежат удовлетворению.

Требования истца о взыскании недополученной пенсии не подлежат удовлетворению как производные от первоначальных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сенецкого Алексея Борисовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Пчёлкина

Копия верна

Судья Н.Ю. Пчёлкина

секретарь Т.Н. Янченко

УИД 22RS0068-01-2019-002464-47