ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3079 от 20.11.2014 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело 2- 3079(2014)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2014 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Славинской А.У.,

при секретаре Коромысловой А.С.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Анферовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах субъекта Российской Федерации «Пермский край» и неопределенного круга лиц к Голубевой С.И., Чен С.И. о возложении обязанности заключить охранное обязательство на объект культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах субъекта Российской Федерации «Пермский край» и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Голубевой С.И., Чен С.И. о возложении обязанности заключить охранное обязательство на объект культурного наследия, указав, что Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми в июне 2014 года проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении собственников объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено, что в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» данное здание включено в реестр памятников архитектуры регионального значения. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним часть помещений в указанном здании на праве общей долевой собственности принадлежит Чен С.И. и Голубевой С.И. Как показала проверка, в нарушение положений законодательства ответчицами охранное обязательство не оформлено, заявление от собственников о выдаче охранного обязательства в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не поступало.

В ходе совместной проверки было установлено, что общее состояние объекта удовлетворительное. Однако, цоколи и стены местами имеют трещины штукатурного слоя, загрязнение окрасочного слоя. На фасаде объекта незаконно произведена установка надписей, обозначений, указателей, рекламы, афиш, не относящихся к информационным надписям и обозначениям, без получения разрешения Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Кроме того, в нарушение норм законодательства на объекте отсутствует надпись и обозначение, содержащее информацию об объекте культурного наследия. Данные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей собственниками объекта по его содержанию и сохранению. Отсутствие охранного обязательства влечет невозможность проверки собственников на предмет исполнения условий, определенных в охранном обязательстве, со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Неполучение собственниками охранных обязательств и непринятие мер по его исполнению в дальнейшем может повлечь разрушение и утрату объекта культурного наследия, чем причинит невосполнимый урон региональному фонду культурного наследия. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В России гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных зада органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Просит обязать Чен С.И., Голубеву С.И. в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес>, с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Ответчица Чен С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Ответчица Голубева С.И. в судебное заседание также не явилась, извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Судом принимались меры, предусмотренные ст. 113 ГПК РФ по надлежащему извещению Голубевой С.И. о времени и месте слушания дела, однако, судебная повестка почтовой службой была возвращена с отметкой «Истек срок хранения».

В силу ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении установленного срока регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.

Приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343 введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу п. 3.4 и п. 3.6 которых, при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказанные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи. Возвращение в суд не полученного адресатом после двух его извещений заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением заказного письма. В таких ситуациях предполагается добросовестность почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения судебной корреспонденции, пока заинтересованным адресатом не доказано иное. Если участник дела в течение срока хранения заказной корреспонденции, равного семи дням, дважды не явился без уважительных причин за получением судебной корреспонденции по приглашению органа почтовой связи, то суд вправе признать такое лицо извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания на основании ст. 167 ГПК РФ и рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, учитывая, что сведений об изменении адреса (места жительства) ответчицы в материалах дела не содержится, принимая во внимание направление извещений посредством заказной корреспонденции, размещение информации о времени и месте судебных заседаний на официальном сайте Мотовилихинского районного суда г. Перми, считает, что требования гражданского процессуального законодательства по извещению Голубевой С.И. о начале судебного процесса были соблюдены, и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчицы, по имеющимся в деле письменным доказательствам, признав ответчицу Голубеву С.И. извещенной о дне, времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ранее от представителя третьего лица поступил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что объект недвижимости – «Кинотеатр «Горн», расположенный по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 2, в соответствии с распоряжением губернатора включен в реестр памятников архитектуры регионального значения. Чен С.И. и Голубева С.И. на сегодняшний день не имеют заключенных охранных обязательств. В 2004 году охранное обязательство на объект культурного наследия «Кинотеатр «Горн» было выдано ФИО1 на подвальные помещения, общей площадью 181 кв.м. В нем есть указание на второго собственника памятника – Чен С.И., но с ее стороны охранное обязательство не подписано. На основании изложенного, считают, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

На основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Голубева С.И. является собственником встроенных помещений, площадью 304,1 кв.м, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 11, 12, 13, 14, 15, 16, с ДД.ММ.ГГГГ – собственником ? доли в праве на нежилое помещение, площадью 157,7 кв.м, номера на поэтажном плане 4-10, по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ Чен С.И. является собственником ? доли в праве на нежилое помещение, площадью 157,7 кв.м, номера на поэтажном плане 4-10, по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ

На основании распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» здание, расположенное по адресу: <адрес>, включено в реестр памятников архитектуры регионального значения и в соответствии с приведенными выше нормами закона подлежит охране.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия – в отношении и объектов культурного наследия регионального значения.

Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

Пунктом 71 указанной Инструкции предусмотрено, что недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.

Памятники предоставляются в пользование вместе с их территориями.

Из п. 78 Инструкции следует, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

В ходе проведенной Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проверки выявлено, что общее состояние объекта удовлетворительное, цоколи и стены кирпичные, частично оштукатуренные, окрашенные, местами трещины штукатурного слоя, загрязнение окрасочного слоя. На фасаде объекта произведена установка надписей, обозначений, указателей, рекламы, афиш, не относящихся к информационным надписям и обозначениям, без получения разрешения Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия, собственниками не установлены. Охранные обязательства собственниками Чен С.И. и Голубевой С.И. не оформлены, заявления от собственников о выдаче охранных обязательств в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не поступали. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 16.06.2014г. (л.д. 8).

Вместе с тем, в установленном порядке спорное здание включено в реестр памятников архитектуры. Распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р является действующим, его содержание никем не оспорено, не изменено и не отменено.

Поскольку ответчики являются собственниками нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: <адрес> являющемся объектом культурного наследия, на них следует возложить обязанность в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес>, с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить.

Обязать Чен С.И., Голубеву С.И. в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес>, с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.

Судья: подпись. Копия верна. Судья –

Секретарь-

Решение не вступило в законную силу.