ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3079/18 от 15.08.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Шенбергер Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3079/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о присвоении звания «Ветеран труда». Свои требования истец мотивирует тем, что имеет требуемый трудовой стаж и 29.05.2011 года приказом №481-п Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации была награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и нагрудным знаком «Отличник здравоохранения РФ» на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.05.2017 года № 383-П. Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда». 30.03.2018 года письмом №15-исх-7899 Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и письмом от 25.05.2018 года № 15-исх-10780 истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Истец считает отказы незаконными и просит суд обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».

Истец, представитель ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.

Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 29.05.2011 года приказом №481-п была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, что подтверждено представленной в материалы дела копией почетной грамоты.

25.05.2018 года письмом №15-исх-10780 Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации награждаются лица, имеющие стаж работы в отрасли не менее 15 лет, и истец не относится к категории лиц, имеющих стаж работы не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющей трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет.

Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, как и наличие трудового стажа. Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается.

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне КонституциейРоссийской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» «за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.06.2005 года № 400 «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» в целях поощрения работников системы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других граждан, принимающих активное участие в развитии этой системы были учреждены ведомственные награды Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, к числу которых отнесена и Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Данный приказ был издан в рамках полномочий, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации применило в отношении истца меры поощрения и наградило истца ведомственным знаком отличия за многолетний и добросовестный труд.

Вместе с тем, ранее 30 марта 2018 года письмом № 15-исх-7899 ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по результатам рассмотрения представленного документа о награждении истца нагрудным знаком «Отличник здравоохранения».

В данном случае отказ ответчика по результатам рассмотрения представленного документа правомерен.

Так, на основании приказа Министерства здравоохранения от 03.05.2017 года № 383-П ФИО1 награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения Российской Федерации».В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 года №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», начиная с 01.07.2016 года, Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и устанавливает правило, согласно которого, федеральный орган исполнительной власти вправе учредить только один знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2017 года N 54н о ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда" установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Также приложением к приказу утверждено положение о почетной грамоте и требования, которым должны соответствовать лица, представляемые к награждению, в том числе по стажу не менее 15 лет в сфере здравоохранения, в том числе в органе (организации), представляющем ходатайство, не менее 3 лет.

Учитывая, что нагрудный знак «отличник здравоохранения», награждение которым осуществлено в соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 03.05.2017 № 383-п, не является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), комиссией по присвоению званий «Ветеран труда», Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» при Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 14.03.2018 (протокол № 9) правомерно отказано ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда».

К исковому заявлению истцом приложена копия трудовой книжки от 12.07.1974 года, пенсионное удостоверение № 029727 от 22.03.2006 года, подтверждающие её трудовой (страховой) стаж.

В силу положений статьи 2.1 Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Как было указано выше, Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде. Истец имеет необходимый трудовой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 2.1 вышепоименованного Порядка присвоения званий «Ветеран труда».

Ссылка и обоснование своего решения ответчика отсутствием знака отличия в труде, которым награжден истец в перечень наград для присвоения званий «Ветеран труда» и отсутствие награды истца в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 года №103-п основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», так как в полномочия субъекта Российской Федерации входит только определение порядка, условий присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки Ветеранам труда и Ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Кроме того, ответчиком в нарушение положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» не принято во внимание, что истец была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 29.05.2011 года, по состоянию на 30.06.2016 года имеет страховой стаж более 20 лет в календарном исчислении и весь этот период она отработала в области здравоохранения, что подтверждается записями трудовой книжки, в связи с чем, по состоянию на 30.06.2016 года у истца возникло право на присвоение звания «Ветеран труда».

Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению ФИО1, суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия о труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Представителем Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не было представлено суду доказательств законности принятого решения.

В пункте 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», что указывает на обоснованность предъявления требований к ответчику.

С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требованияФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о присвоении звания «Ветеран труда», удовлетворить.

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».

Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд – Югры.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись судьи Г.А.Клименко