№2-307/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2014 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Макарычевой Н.В.
при секретаре Фомичевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным отказа в признании участниками подпрограммы «Социальная поддержка» молодых семей в жилищной сфере»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2, обратились в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что они обратились в Социальное управление г. Пензы, представив все необходимые документы, для признания участниками подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере».
Дата истцами был получен ответ Номер от Дата из Социального управления г. Пензы, в котором истцам было отказано в признании участниками подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» в связи с непредставлением договора ипотеки (залога).
Истцами был представлен кредитный договор Номер от Дата г., заключенный с ОАО «Данные изъяты», в п.2.2. которого указан залог (ипотека) объекта недвижимости в размере 100% в виде Адрес ». Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отказ Номер от Дата Социального управления г. Пензы является незаконным.
На основании изложенного, ссылаясь на ст.254-256 ГПК РФ истцы просили суд признать незаконным с отказ от Дата Номер в признании участниками подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" в связи с непредставлением договора ипотеки (залога), предусмотренного пп.8 п. 10 «Механизма реализации подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере"; Обязать Социальное управление г. Пензы признать молодую семью в составе ФИО1 и ФИО2 участницей Подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере", включить в сводный список молодых семей – участников Подпрограммы по дате подачи заявления на признание участниками подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере".
Истцы – ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель Социального управления г.Пензы - ФИО3, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что истцы обратились в Социальное управление г. Пензы с заявлением о признании их семьи участниками подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере», предоставив необходимые документы, в том числе кредитный договор Номер от Дата г., заключенный с ОАО «Данные изъяты», в п.2.2. которого указано, что предметом залога (ипотеки) выступает объект недвижимости в размере 100% в виде Адрес ».
Дата истцами был получен ответ Номер от Дата из Социального управления г. Пензы, в котором указано, что приказом начальника Социального управления города Пензы от Дата Номер ж семье К-вых было отказано в признании участниками подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» в связи с непредставлением договора ипотеки (залога).
Исследовав обстоятельства по делу, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009г. №953 –пП утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.
Утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009г. №953-пП долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы содержит подпрограмму "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы.
В соответствии с п.2 механизма реализации подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы правом на получение социальной выплаты в соответствии с условиями Подпрограммы обладают семьи, состоящие в зарегистрированном браке, члены которых являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Пензенской области в пределах одного муниципального района или городского округа (далее - семья). Право на получение социальной выплаты имеет соответствующая условиям пункта 2 настоящего Механизма семья после рождения в данной семье первого ребенка (детей) при условии, что: ребенок рожден 1 января 2008 года и позднее; ребенок рожден: а) в течение 18 месяцев после заключения брака - в семьях, подавших документы для участия в Подпрограмме до 1 января 2012 года; б) в течение 12 месяцев после заключения брака - в семьях, подавших документы для участия в Подпрограмме после 1 января 2012 года; 3) семья после 15 июля 2010 года не получала единовременное пособие при рождении ребенка в течение 18 месяцев после заключения брака, предусмотренное Законом Пензенской области от 21.04.2005 N 795-ЗПО "О пособиях семьям, имеющим детей".
Согласно п.7 механизма реализации подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы социальная выплата по Подпрограмме может быть использована семьей:
а) на оплату по договору купли-продажи, направленному на приобретение у одного или нескольких юридических лиц жилого помещения (жилых помещений), введенных в эксплуатацию после 01 января 2008 года, в том числе на оплату первоначального взноса при получении жилищного (в том числе ипотечного) кредита (займа) на приобретение у одного или нескольких юридических лиц жилого помещения (жилых помещений), введенных в эксплуатацию после 01 января 2008 года;
б) на оплату по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (либо договора уступки прав требования (цессии));
в) на оплату строительства (завершения строительства, реконструкции) одного или нескольких жилых помещений, в том числе индивидуального жилого дома, или на приобретение по безналичному расчету строительных материалов для строительства (завершения строительства, реконструкции) одного или нескольких жилых помещений, в том числе индивидуального жилого дома;
г) на погашение части суммы основного долга и процентов по жилищному кредиту (займу), в том числе ипотечному, направленному на приобретение у одного или нескольких юридических лиц жилого помещения (жилых помещений), введенных в эксплуатацию после 01 января 2008 года, или на строительство одного или нескольких жилых помещений (в том числе по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома), в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным после 01 января 2008 года.
В соответствии с п.п.5 п.24 механизма реализации подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы в случае если социальная выплата направляется на цели, указанные в подпункте г) пункта 7 настоящего механизма осуществляется на основании следующих документов:
а) копии кредитного договора (договора займа),
б) копии договора ипотеки (залога),
в) справки о сумме остатка основного долга и процентов по жилищному кредиту (займу).
Согласно п. 30 механизма реализации подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы при соответствии предоставленных членами семьи, а также истребованных органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пензенской области документов требованиям действующего законодательства и условиям Подпрограммы, орган местного самоуправления муниципального образования Пензенской области в течение 20 рабочих дней с даты представления членами семьи документов, указанных в пункте 25 настоящего Механизма, перечисляет средства социальной выплаты на банковский счет продавца жилого помещения, на счет строительной организации, на счет кредитора (заимодавца), либо на счет продавца строительных материалов.
Из п. 31 механизма реализации подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы следует, что основаниями для отказа в перечислении социальной выплаты являются:
а) оформление приобретенного (построенного) жилого помещения в общую собственность не всех членов семьи, указанных в жилищном сертификате (за исключением случаев приобретения (строительства) жилого помещения с привлечением кредитных (заемных) средств);
б) представление членами семьи документов для перечисления социальной выплаты, указанных в пункте 25 настоящего Механизма, по истечении срока действия жилищного сертификата, указанного в пункте 6 настоящего Механизма.
На основании изложенного, отказ Социального управления г.Пензы от Дата Номер в признании семьи К-вых участниками подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 гг. долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 гг., является незаконным по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" по договору об ипотеке одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
К залогу недвижимого имущества, возникающему на основании федерального закона при наступлении указанных в нем обстоятельств соответственно применяются правила о залоге, возникающем в силу договора об ипотеке, если федеральным законом не установлено иное (ч. 2 ст. 1 ФЗ № 102).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" ипотека как обременение имущества, заложенного по договору об ипотеке, или при ипотеке, возникающей в силу закона, возникает с момента государственной регистрации ипотеки.
Из п. 1 ст. 77 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" следует, что жилое помещение, приобретенное либо построенное полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, находится в залоге с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке могут быть удостоверены закладной, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из содержания ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" следует, что закладная может быть выдана при ипотеке в силу закона.
К закладной, удостоверяющей права залогодержателя по ипотеке в силу закона и по обеспеченному данной ипотекой обязательству, применяются положения, предусмотренные для закладной при ипотеке в силу договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей следующие права ее законного владельца:
- право на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств;
- право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Согласно ч.5 ст.13 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" закладная выдается первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, после государственной регистрации ипотеки.
Закладная на момент ее выдачи первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, должна содержать помимо прочего название кредитного договора или иного денежного обязательства, исполнение которого обеспечивается ипотекой, с указанием даты и места заключения такого договора или основания возникновения обеспеченного ипотекой обязательства; указание на то, что имущество, являющееся предметом ипотеки, обременено правом пожизненного пользования, аренды, сервитутом, иным правом либо не обременено никаким из подлежащих государственной регистрации прав третьих лиц на момент государственной регистрации ипотеки; сведения о государственной регистрации ипотеки, предусмотренные пунктом 2 статьи 22 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 14 ФЗ № 102).
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (Залоге недвижимости)" если заключение соответствующего договора влечет возникновение ипотеки в силу закона, в случае составления закладной предъявляются соответствующий договор и закладная. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, делает на закладной отметку о дате и месте государственной регистрации такого договора, нумерует и скрепляет печатью листы закладной в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ № 102 права залогодержателя по ипотеке в силу закона могут быть удостоверены закладной.
Из изложенного следует, что ипотека возникает как в силу договора, так и в силу закона. Ипотека в силу закона возникает в случае, когда договор об ипотеке, т.е. волеизъявление залогодателя и залогодержателя, направленное на установление залога недвижимого имущества или прав на недвижимое имущество, отсутствует, и связана с одновременным наличием следующих трех условий:
указание в законе на возникновение ипотеки;
возможность определить залогодержателя;
в законе должны быть определены обязательства, при наличии которых возникает ипотека;
В данном случае ипотека возникла в силу закона, что подтверждается представленным документами.
Поскольку все необходимые действия по регистрации ипотеки в силу закона были произведены, и подтверждение возникновения прав залогодержателя (Банка) следует из представленных документов (свидетельства, закладная и т.д.), то необходимость заключения договора ипотеки отсутствует.
Следовательно, поскольку возникновение ипотечных правоотношений вследствие выдачи закладной и ее последующей регистрации прямо предусмотрено законом, то применительно к целям и задачам Программы факт нахождения имущества в залоге является подтвержденным.
Из изложенного следует, что отказ Социального управления г. Пензы от Дата в признании семьи К-вых участниками подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 гг. долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 гг. является формальным и противоречит указанным положениям действующего законодательства и материалам дела.
Поскольку ипотека возникла в силу закона, что подтверждается представленным документами, дальнейшее предоставление договора ипотеки при дальнейшем решении вопроса о выдаче жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 гг. долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 гг., не требуется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным отказа в признании участниками подпрограммы «Социальная поддержка» молодых семей в жилищной сфере» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным отказа в признании участниками подпрограммы «Социальная поддержка» молодых семей в жилищной сфере» удовлетворить.
Признать незаконным отказ Социального управления г. Пензы от Дата в признании семьи К-вых участниками подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 гг. долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 гг.
Обязать Социальное управление г. Пензы включить семью К-вых в списки участников подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 гг. долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 гг.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.
Судья: Н.В. Макарычева